Гражданское дело № 2-137/2012



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2012 г.                                                                                                       п. Славянка

                 Судья Хасанского районного суда Приморского края         Кротова Н.И.

при секретаре                                                                                     Трегубенко Т.В.

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сиразиева Вакиля Садриевича об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю,

                      У С Т А Н О В И Л:

    Сиразиев В.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ФБУ «Кадастровая палата» по Приморскому краю указывая на то, что он является собственником земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома, площадь 1500 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, <адрес> . Право собственности на указанный Земельный участок подтверждается Свидетельством на право собственности на землю от 06.01.1995 года серия .

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 29.09.2011 граница Земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии с нормами действующего законодательства, а также учитывая письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20.05.2010 если в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) отсутствуют сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, то правообладатель имеет право внести уточнение в такие сведения при условии, что определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) требований площадь земельного участка не превышает площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН.

Учитывая изложенные обстоятельства, 05.12.2011 года он обратился в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Приморскому краю (далее - Ответчик) с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости . С заявлением он в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре представил следующие необходимые для кадастрового учета документы: межевой план от 28.11.2011, копию документа, удостоверяющего его право на земельный участок (приложение к межевому плану). Согласно межевому плану от 28.11.2011 площадь Земельного участка составляет 2100 кв. м (увеличилась на 600 кв. м.).

16.12.2011 года Ответчиком было принято решение № Ф01/11-58488 об отказе в учете изменений объекта недвижимости. Основанием принятия оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что в соответствии с представленным межевым планом уточненная площадь земельного участка превышает площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН на величину больше чем десять процентов от декларированной площади. При этом Ответчик руководствовался письмом Минэкономразвития от 17.10.2011 г. - в соответствии с которым при уточнении границ земельных участков применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН.

Он не согласен с указанным решением Ответчика, считает его незаконным, нарушающим его права и законные интересы, создающим препятствия для осуществления его прав на изменение характеристик принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в соответствии с законом.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При этом пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с нормативным правовым актом от 11.05.2006 года «О нормах предоставления земельных участков гражданам», принятым решением Думы Хасанского муниципального района Приморского края от 26.04.2006 , предельный минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства с приусадебным участком в черте населенных пунктов установлен в размере 0, 06 га.

Разрешенный вид использования принадлежащего ему на праве собственности Земельного участка - для строительства жилого дома. Таким образом, в данном случае при уточнении местоположения границы и площади земельного участка кадастровым инженером законно были применены нормы п. 1 статьи 33 Земельного кодекса, нормативного правового акта от 11.05.2006 года , и площадь Земельного участка была увеличена на предельный минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере 0, 06 га.

Руководство Ответчиком при принятии оспариваемого решения письмом Минэкономразвития от 17.10.2011 считает необоснованным.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. , Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства, за исключением актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим указанный федеральный орган исполнительной власти вправе лишь высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителя.

В свою очередь вышеуказанные нормы действующего земельного законодательства дают мне право на увеличение площади Земельного участка в пределах предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

В поддержку изложенной им позиции считает необходимым сослаться на письмо Минэкономразвития от 27.12.2011 , которое было принято в дополнение к вышеуказанному письму Минэкономразвития от 17.10.2011, в котором выражена следующая позиция федерального органа: поскольку в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года, Минэкономразвития России полагает возможным до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки применять при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, предельные минимальные размеры земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса.

Просит признать незаконным решение Федерального бюджетного учреждения«Кадастровая палата» по Приморскому краю от 16.12.2011 года № об отказев учете изменений объекта недвижимости - земельного участка категория земель: землинаселенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома,площадь 1500 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира,расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, р-нХасанский, пгт. Славянка, кадастровый ; обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Приморскому краю устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

     В судебном заседании Сиразиев В.Л., его представители Журавлева Н.Д., Януш Т.С. заявление поддержали заявление по указанным в нем основаниям.

           При этом представитель заявителя Журавлева Н.Д. дополнила, что в сентябре 2011 г. земельный участок, принадлежащий Сиразиеву В.Л., был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный. С новым заявлением о предоставлении участка в 600 кв. метров Сиразиев В.С. в администрацию Хасанского района не обращался. Градостроительный регламент в Славянском городском поселении еще не принят.

            Представитель заявителя Януш Т.С. дополнила, что земельный участок в сентябре 2011 г. был поставлен на кадастровый учет без указания границ и углов поворотов, администрация Хасанского муниципального района согласовала Сиразиеву В.С. границы измененного участка. При этом просит учесть, что Сиразиев В.С. уже ранее установил забор по новым границам участка, участок в 600 м. квадратных никем не занят, фундамент дома был воздвигнут в 1993 году. Письмо, на которое ссылается кадастровый орган, не является нормативным актом.

    Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в судебное заседание не прибыл, просил дело рассмотреть в их отсутствие. Согласно письменному отзыву с заявленными требованиями не согласны, поскольку в результате уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером площадь этого земельного участка, определенная в результате кадастровых работ, будет больше на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой содержатся в Государственном кадастре недвижимости.. Письменный отзыв приобщен к материалам дела.

    Выслушав заявителя и его представителей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

    В силу пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой, относительно этого земельного участка, содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержаться в государственном кадастре недвижимости.

Судом установлено, что Сиразиеву В.С. на основании постановления главы администрации п. Славянка Хасанского района от 5.01.1995 г. предоставлен земельный участок в собственность, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома, площадь 1500 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка.

Почтовый адрес ориентира: край Приморский, р-н Хасанский, пгт. Славянка, кадастровый номер- . Право собственности на указанный земельный участок подтверждается Свидетельством на право собственности на землю от 06.01.1995 года серия .

На этом земельном участке находится незавершенный объект строительства – жилого дома, что подтверждается копией кадастрового паспорта от 31.05.2011 г.

Согласно межевому плану от 05.12.2011 г. уточнение местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного примерно <адрес>, было выполнено в связи с отсутствием кадастровых сведений о координатах характерных точек границ данного земельного участка.

Из указанного межевого плана следует, что площадь земельного участка составляет 2100 кв. метров.

Площадь земельного участка с кадастровым номером в результате кадастровых работ увеличилась на 600 кв. метров ( 1500 кв. м + 600 кв. м.)

05.12.2011 года Сиразиев В.С. обратился в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Приморскому краю с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости .

Решением № от 16.12.2011 г. Сиразиеву В.С. было отказано в учете изменений объекта недвижимости. Указанным решением было выявлено: в соответствии с представленным межевым планом уточненная площадь земельного участка превышает площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН (1500 кв.м.) на величину больше чем десять процентов от декларированной площади. В соответствии с письмом Минэкономразвития от 17.10.2011 г. при уточнении границ земельных участков применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН.

Оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для признания указанного решения незаконным.

    Земельным кодексом РФ, а именно : пункт 1 статьи 11.9 ЗК РФ –требования к образуемым и измененным земельным участкам, пункт 4 статьи 85 ЗК РФ- состав земель населенных пунктов и зонирование территорий предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

    В градостроительном регламенте согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Как установлено, градостроительный регламент в Славянском городском поселении еще не принят.

Пункты 1 и 2 ст. 33 ЗК РФ предусматривают установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом данная норма регулирует требования к размерам различных земельных участков - как тех, на которые действия градостроительных регламентов распространяются, так и тех, на которые действия данных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, а также разница между уточненной площадью земельного участка и площадью, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, не должны превышать:

- минимального размера земельных участков, установленного в соответствии со ст. 33 ЗК РФ в отношении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и виды разрешенного использования которых перечислены в ст. 33 ЗК РФ;

- 10% в отношении иных земельных участков.

В соответствии с нормативно-правовым актом от 11.05.2006 г. № 7-НПА «О нормах предоставления земельных участков гражданам», принятым решением Думы Хасанского муниципального района от 26.04.2006 № 448, предельный минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства с приусадебным участком в черте населенных пунктов, установлен в размере 0,06 га.

          Из анализа ст.33 ЗК РФ, нормативно- правового акта следует, что этими нормами регламентируется установление максимальных и минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам.

            Между тем, заявителю земельный участок площадью 1500 кв. метров уже был предоставлен ранее и сведения о нем содержатся в государственном кадастре недвижимости с сентября 2011 г., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.

           В связи с чем, в данном случае положения п.1 ст.33 Земельного кодекса РФ не могут быть применимы.

           При таких обстоятельствах, филиал ФГБУ « ФКП Росеестра» по Приморскому краю правомерно отказал заявителю со ссылкой на пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре,, а также письмо от 17.10.2011 г. О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, суть разъяснений которого не противоречит действующему законодательству, поскольку разница между фактической площадью участка, занимаемого Сиразиевым В.С., и площадью, указанной в государственном кадастре недвижимости относительно этого участка, превышает 10 %, при этом нормы предельных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения в смысле п.1 ч.5 ст.27 Закона о государственном кадастре недвижимости на территории Славянского городского поселения не установлены.

          То есть при учете изменений объекта недвижимости применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержаться в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, суд считает, что решение кадастрового органа по Приморскому краю от 16.12.2011 г. об отказе в учете изменений объекта недвижимости принято в соответствии с законом, в пределах полномочий этого органа и не нарушает права и законные интересы заявителя.

При этом доводы заявителя и его представителей не могут быть приняты во внимание, поскольку они не основаны на законе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194, 198, 258 ГПК РФ суд,

                                                                      Р Е Ш И Л:

        Заявление Сиразиева Вакиля Садриевича об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения Федерального бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю оставить без удовлетворения.

              Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца через Хасанский районный суд.

Судья