Решение по иску Малышева А.Л. о признании решения УПФРФ в Харовском районе незаконным



Дело № 1-130/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 февраля 2010 года г. Харовск

Харовский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Юдиной Л.Н.,

при секретаре Рыжковой И.Б.,

с участием истца Малышева А.Л.,

представителя ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области Рыжакова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышева А.Л. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Малышев А.Л. обратился в суд с иском об оспаривании отказа государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области (далее – ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав в обоснование следующее.

Решением Х. от Х. года ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе отказало ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом из стажа работы исключены следующие периоды:

1). Время обучения на курсах повышения квалификации с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г.;

2). период нахождения в очередном отпуске с Х. г. по Х. г.

Истец считает данный отказ необоснованным по следующим основаниям.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы, с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд в Российской Федерации. Кроме того, для его специальности в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Период с Х. г. по Х. г. не был зачтен в специальный стаж в связи с тем, что он (Малышев А.Л.) работал травматологом поликлиники на 0,5 ставки. В действительности в указанный период он находился в очередном отпуске с Х. г. по Х. Х. был предоставлен за Х. год, который был отработан на полную ставку оперирующего травматолога стационара. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях» и нормативных актах о предоставлении досрочной трудовой пенсии период очередного отпуска должен быть включен в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев).

В своем заявлении истец просит суд признать отказ ГУ-Управление ПФ РФ в Харовском районе от Х. года незаконным, засчитать указанные периоды работы в специальный стаж и обязать ответчика назначить пенсию со дня его обращения.

В судебном заседании истец Малышев А.Л. уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика засчитать периоды нахождения его на курсах повышения квалификации в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку он был направлен на курсы повышения квалификации в тот период, когда работал на хирургическом отделении. Остальные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе Рыжаков П.В. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную в прошлом судебном заседании. Дополнительно пояснил, что измененных данных об индивидуальных сведениях истца из МУЗ «Харовская ЦРБ» не поступало.

В предыдущем судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе Рыжаков П.В. исковые требования истца Малышева А.Л. не признал, пояснив следующее. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж не включаются. Период работы истца с Х. года по Х. года в должности врача-травматолога поликлиники МУЗ «Харовская ЦРБ» не включен в специальный стаж, т.к. согласно с уточняющей справке Х. от Х. года данный период работы проходил на 0,5 ставки врача-травматолога поликлиники и 0,25 ставки врача-травматолога оперирующего хирургического отделения. При осуществлении работы на нескольких должностях периоды работы засчитываются в стаж, если прослеживается полная занятость на ставку по одной из должностей.

В предыдущем судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе Чепырина Н.С. исковые требования истца Малышева А.Л. не признала, поскольку МУЗ «Харовская ЦРБ» по периоду с Х. года по Х. года представила сведения, что истец работал на 0,5 ставки врача- травматолога поликлиники и 0,25 ставки врача- травматолога оперирующего хирургического отделения. В уточняющей справке и в индивидуальных сведениях отпуска не отражаются.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Х. года Малышев А.Л. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением Х. от Х. года в этом ему было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа для установления досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Оспариваемым решением ответчика установлено, что продолжительность специального стажа Малышева А.Л. составляет Х. лет Х. месяцев Х. дней.

Судом установлено, что в периоды с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г. истец находился на курсах повышения квалификации и не прерывал трудовые отношения с МУЗ «Харовская ЦРБ», поименованном в Списке учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для медицинских работников систематическое повышение профессиональной квалификации в силу требований тарифно-квалификационных характеристик является обязательным условием выполнения работы. Следовательно, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Как следует из уточняющей справки Х. от Х. года, выданной МУЗ «Харовская ЦРБ», в период с Х. г. по Х. г. истец работал оперирующим врачом хирургического отделения стационара Харовской ЦРБ.

Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от Х. года Х. «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», устанавливалось правило исчисления сроков выслуги, в соответствии с которым врачам-хирургам всех наименований 1 год работы засчитывался за 1 год и 6 месяцев. Данное постановление утратило силу в связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ от Х. г. Х..

Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от Х. г. Х. и подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от Х. г. Х., установлено аналогичное правило исчисления сроков выслуги лет для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, предусматривающее льготное исчисление периодов работы оперирующим врачам отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Поскольку Малышев А.Л. с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г. находился на курсах повышения квалификации в период работы в должности оперирующего врача хирургического отделения стационара Харовской ЦРБ, а время его работы в учреждении здравоохранения на хирургическом отделении засчитывается в льготном исчислении, то по мнению суда, и период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит зачислению в специальный стаж в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку указанные выше постановления не предусматривают каких-либо исключений для курсов повышения квалификации.

Период работы истца с Х. г. по Х. г., по мнению суда, подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.

Из имеющегося в материалах дела приказа о предоставлении отпуска Х. от Х. года, следует, что в период с Х. года по Х. года истцу Малышеву А.Л. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск за период его работы с Х. года по Х. года.

Приказом главного врача МУЗ «Харовская ЦРБ» от Х. года Х. о/к очередной отпуск Малышеву А.Л. был продлен с Х. года по Х. года в связи с его болезнью во время отпуска с Х. года по Х. года.

Как следует из выписки табеля учета рабочего времени за Х. года истец с Х. по Х. года находился в отпуске.

Следовательно, истец в период с Х. г. по Х. г. находился в очередном отпуске и не осуществлял работу в должностях, предусмотренных измененным штатным расписанием.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.

Согласно подпункта «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню, год работы засчитывается в указанный стаж как 1 год и 6 месяцев. Перечень, содержит наименование структурного подразделения – «хирургическое отделение», а также наименование должности «оперирующие врачи».

Таким образом, период нахождения истца в очередном отпуске с Х. года по Х. года подлежит зачету в специальный стаж работы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Вины Малышева А.Л. в неправильно представленных МУЗ «Харовская ЦРБ» индивидуальных сведений нет.

На основании изложенного решение об отказе Малышеву А.Л. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения следует признать незаконным, ответчика надлежит обязать включить спорные периоды в специальный стаж работы истца в льготном исчислении.

Судом установлено, что истец Малышев А.Л. обратился с заявлением о назначении такой пенсии Х. года. С указанной даты в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ему и должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, так как необходимый специальный стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на дату обращения имелся.

В связи с удовлетворением иска, в силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 100 рублей подлежит возмещению за счет ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК, суд

р е ш и л :

Иск Малышева А.Л. удовлетворить.

Признать решение ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области Х. от Х. года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Малышеву А.Л. незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области засчитать Малышева А.Л. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев:

1). периоды нахождения его на курсах повышения квалификации с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г.;

2). период нахождения в очередном отпуске с Х. г. по Х. г.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области назначить и выплатить пенсию Малышева А.Л. со дня обращения, то есть с Х. года.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области в пользу Малышева А.Л. в возмещение уплаченной госпошлины 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: