Решение по иску Кузнецовой М.А. к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в Харовском районе о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным



Дело № 2-47/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2011 года г. Харовск

Харовский районный суд Вологодской области в составе судьи Юдиной Л.Н.,

при секретаре Купцовой И.С.,

с участием истца Кузнецовой М.А.,

представителя ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области Чепыриной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой М.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Кузнецова М.А. обратилась в суд с иском об оспаривании отказа государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области (далее – ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав в обоснование следующее.

Решением от Х ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, т.к. по записям в трудовой книжке она работала заведующей Низовским далее Пустораменским фельдшерско-акушерским пунктом, а эта должность не соответствует Списку №781 от 29 октября 2002 года. В данном списке имеется должность фельдшера фельдшерско-акушерского пункта, а должность заведующей фельдшерско-акушерского пункта отсутствует, хотя функциональные обязанности по лечебно- профилактической работе одни и те же. Работая заведующей, она не только руководила санитаркой, но и выполняла всю лечебно-профилактическую работу по охране здоровья сельского населения. Согласно должностной инструкции заведующей фельдшерско-акушерского пункта в ее обязанности входило: оказывать доврачебную медицинскую помощь, вести амбулаторный прием, обслуживание вызовов к больным, активное наблюдение одиноких престарелых, инвалидов и участников ВОВ и т.д. Истица считает, что периоды работы в должности заведующей фельдшерско-акушерских пунктов должны быть включены в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также в специальный трудовой стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, хотя данный период она трудовую деятельность не прекращала, а наоборот повышала уровень образования по своей профессии. Повышение квалификации медицинских работников является обязательным условием для работы в медицинской сфере.

В своем заявлении истица просит суд признать отказ ГУ-Управления ПФ РФ в Харовском районе от Х незаконным, засчитать в специальный стаж периоды работы как 1 год работы за 1 год 3 месяца:

- с Х по Х – в должности Х (далее – Низовский ФАП);

- с Х по Х - в должности Х (далее – Пустораменский ФАП).

Также просит включить в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации- с Х по Х (27д), с Х по Х (26дн), с Х по Х (5дн), с Х по Х (9дн).

В судебном заседании истица Кузнецова М.А. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что, работая в фельдшерско-акушерских пунктах, она оказывала медицинскую помощь населению, вела амбулаторный прием больных по различным заболеваниям, выдавала больничные листы, справки. Проводила манипуляции: уколы, перевязки, гинекологические процедуры женщинам, осуществляла прием и наблюдение за беременными женщинами. Также проводила прием здоровых детей, осуществляла патронаж детей до года, делала прививки против туберкулеза. Обслуживала вызова детей и взрослых, занималась снабжением медикаментами. В своей работе руководствовалась имеющейся в материалах дела должностной инструкцией фельдшера, заведующей ФАП и рекомендациями от оргметодкабинета ЦРБ.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управления ПФ РФ в Харовском районе Чепырина Н.С. исковые требования Кузнецовой М.А. не признала, пояснив, что Кузнецова М.А. Х обратилась за оформлением досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но ей было отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не были зачтены периоды работы Кузнецовой М.А. с Х по Х – в должности Х Низовским ФАПом и с Х по Х в должности Х Пустораменским ФАПом, так как данные должности не соответствуют Списку № 781 от 29.10.2002 г. Также не были включены в специальный стаж периоды нахождения Кузнецовой М.А. на курсах повышения квалификации, поскольку курсы не указаны в правилах исчисления периодов работы.

В письменном отзыве на иск ответчик ГУ – Управление ПФ РФ в Харовском районе исковые требования Кузнецовой М.А. не признало, в обоснование указав следующее. Право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью определяется на основании пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Периоды работы с Х по Х, с Х по Х в должности Х не включен в специальный стаж Кузнецовой М.А., так как должность «заведующий» не соответствует Списку № 781.

Согласно записи в трудовой книжке истицы, она была принята на работу Х на должность Х Низовским медицинским пунктом, Х истица переведена на должность Х Пустораменским медпунктом.

Согласно штатных расписаний Низовского и Пустраменского медпунктов за 1981-1982 года имеются две штатные единицы: зав. мед. пунктом и санитарка, фельдшера в штате не имеется. Уточняющая справка МУЗ Харовская ЦРБ с указанием должности «фельдшер, заведующий ФАП» относительно спорного периода не соответствует записям в трудовой книжке, приказам о приеме на работу, штатным расписаниям и лицевым счетам, где указывается должность «заведующей медпунктом». Представленная должностная инструкция заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшера утверждена Х главным врачом Харовской ЦРБ, заверена печатью МУЗ «Харовская ЦРБ» с гербом Российской Федерации, не подписана заместителем главного врача по медицинскому обслуживанию и работником, на которого она распространяется.

Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, поскольку данные периоды не предусмотрены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, свидетелей, суд считает, что требования Кузнецовой М.А. обоснованы и подлежат удовлетворению.

Х Кузнецова М.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением Х от Х в этом ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа для установления досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Оспариваемым решением ответчика установлено, что продолжительность специального стажа Кузнецовой М.А. составляет 28 лет 29 дней.

Периоды работы истицы с Х по Х в должности Х Низовским фельдшерско-акушерским пунктом и с Х по Х в должности Х Низовским далее Пустораменским фельдшерско-акушерским пунктом, по мнению суда, подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Кузнецова М.А. в спорный период фактически работала фельдшером фельдшерско-акушерских пунктов.

Из имеющихся в материалах дела копий штатных расписаний Низовского ФАП и Пустораменского ФАП за 1981-1982 гг., видно, что в штате данных фельдшерско-акушерских пунктов значатся только две единицы: заведующая ФАП и санитарка. Должности фельдшера в штатном расписании не предусмотрено.

Из имеющейся в материалах дела должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшера, утвержденной главным врачом Харовской ЦРБ Х, которой руководствовалась в своей деятельности истица следует, что в ее должностные обязанности наряду с обязанностями по организации работы фельдшерско-акушерского пункта входило: осуществление амбулаторного приема больных, оказание лечебно-профилактической помощи населению на дому, выполнение процедур, оказание первой неотложной помощи при острых заболеваниях, несчастных случаях, проводить обследование при ежегодной диспансеризации, осуществлять контроль за своевременным флюорографическим обследованием населения и др. Должностные обязанности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом и фельдшера не разграничены между собой, а являются обязательными как для заведующей, так и для фельдшера.

Из имеющихся в материалах дела копий медицинских карт Х Х., Х Х следует, что прием больных, постановка диагноза, назначение лечения осуществлялось фельдшером Леонтьевой (Кузнецовой) М.А.

Из процедурных листов Х и Х за Х года, видно, что истица Леонтьева (Кузнецова) М.А. дела инъекции больным.

Свидетель Х суду пояснила, что она работала фельдшером оргметодкабинета Харовской ЦРБ с Х, ее работа была связана с работой ФАПов. Она проводила проверки, организовывала работу, давала методические рекомендации. Кузнецова (Леонтьева) М.А. в Х после окончания медицинского училища была направлена на работу в Низовский ФАП Х. Кузнецова М.А. с первых дней начала вести самостоятельный прием больных, ставила диагноз, назначала лечение, выписывала справки и листы нетрудоспособности. Она вела прием взрослых и детей, при необходимости направляла к врачам специалистам, также вела прием беременных женщин. Делала инъекции, процедуры, перевязки, прививки, осуществляла патронаж новорожденных, посещала инвалидов и участников ВОВ, одиноких и престарелых граждан. Проводила профилактические осмотры. В течение рабочего дня она занималась лечебно-профилактической работой. Как Х ФАПом решала проблемы совета фельдшеров, выступала с отчетами, принимала меры по ремонту, обеспечению медикаментами и инструментами. Кузнецова М.А. выполняла именно функцию фельдшера.

Свидетель Х. суду пояснил, что он работал в Харовской ЦРБ врачом-фтизиатром. В его функции входило не только принимать больных, но и помогать ФАПам. У Кузнецовой М.А. в трудовой книжке сделана не правильная запись, но штатному расписанию соответствовала. Работа фельдшера и заведующей не разделалась, но основная работа у Кузнецовой (Леонтьевой) М.А. была работа фельдшера. Он лично выезжал в Низовский ФАП, где она осуществляла профилактическую деятельность по обследованию населения, обслуживала экстренные вызова. По его профилю она обязана была ходить и лечить больных туберкулезом, а также проводить профилактику контактных больных.

Свидетель Х суду пояснила, что когда работала Кузнецова М.А. на Низовском ФАПе она ходила к ней на прием и к себе ее вызывала на дом. Кузнецова М.А. ей делала уколы, измеряла давление.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в спорные периоды с Х по Х и с Х по Х истица работала Х фельдшерско-акушерским пунктами.

Период работы Кузнецовой М.А. в должности Х фельдшерско-акушерским пунктом относится к периодам деятельности до Х, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, изложил свою правовую позицию о том, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с установленными нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права сохраняется за указанной категорией лиц.

В спорный период работы Кузнецовой М.А. действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, фельдшерам - всем, независимо от наименования должности, работу в фельдшерско-акушерских пунктах.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464. Как следует из содержания данного пункта, время действия списка не ограничено началом, в том числе окончанием действия какого- либо другого нормативно-правового акта, регулировавшие данные правоотношения ранее. Отсюда можно сделать вывод о том, что список может применяться ко всем периодам работы до 01 ноября 1999 года, если не ухудшает положения работника по сравнению с ранее действовавшим актом.

Данный список в совокупности с пунктом 2 указанного постановления Совмина РСФСР устанавливал право среднего медицинского персонала независимо от должности в учреждениях здравоохранения всех форм собственности на зачет одного года работы в сельской местности за 1 год и 3 месяца. Кузнецова М.А. работала в государственном учреждении здравоохранения. Ее работа протекала в сельской местности. В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом относится к должностям среднего медицинского персонала.

Таким образом, период работы Кузнецовой М.А. в должности Х Низовским ФАП и Пустораменским ФАП, несмотря на именование её Х фельдшерско-акушерским пунктом, подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

На основании изложенного, суд полагает, что периоды работы с Х по Х в должности Х Низовским ФАП, с Х по Х в должности Х Низовским далее Пустораменским ФАП следует зачесть в стаж работы Кузнецовой М.А., дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, как 1 год и 3 месяца за 1 год работы.

Судом установлено, что в периоды с Х по Х, с Х по Х, с Х по Х, с Х по Х истица находилась на курсах повышения квалификации и не прерывала трудовые отношения с МУЗ «Харовская ЦРБ», поименованном в Списке учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для медицинских работников систематическое повышение профессиональной квалификации в силу требований тарифно-квалификационных характеристик является обязательным условием выполнения работы. Следовательно, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

При данных обстоятельствах решение об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения не может считаться законным. Решение следует признать незаконным, спорные периоды включить в специальный стаж истицы, ответчика надлежит обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости истице.

Судом установлено, что истица обратилась с заявлением о назначении такой пенсии в уполномоченный орган Х, с этой даты ей и должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, так как необходимый специальный стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеется.

Руководствуясь ст.ст.197 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Кузнецовой М.А. удовлетворить.

Признать решение ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области Х от Х об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Кузнецовой М.А. незаконным.

Обязать ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе засчитать Кузнецовой М.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с Х по Х, с Х по Х, с Х по Х, с Х по Х;

также засчитать один год работы за один год и три месяца в следующие периоды работы:

- в должности заведующей Низовским фельдшерско-акушерским пунктом с Х по Х;

- в должности заведующей Низовским далее Пустораменским фельдшерско-акушерским пунктом с Х по Х.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области назначить и выплатить пенсию Кузнецовой М.А. со дня ее обращения с заявлением о назначении пенсии.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: