Решение по делу о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным ( 02.04.2010г. коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда решение Харовского районного суда отменено - вынесено новое решение



Дело № 2-94/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2010 года г. Харовск

Харовский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Юдиной Л.Н.,

при секретаре Рыжковой И.Б.,

с участием истца Романовой Н.Г.,

представителя ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области Рыжакова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Н.Г. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Романова Н.Г. обратилась в суд с иском об оспаривании отказа государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области (далее – ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав в своем заявлении следующее.

Решением Х. от Х. года ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Истица считает данный отказ необоснованным по следующим основаниям.

По мнению истицы, период ее работы с Х. г. по Х. г. в должности медицинской сестры хирургического отделения должен быть зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку ее работа в данный период проходила на хирургическом отделении. В постановлении Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров 1 год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев.

Также период ее работы с Х. г. по Х. г. в должности медицинской сестры-заведующей молочной кухней должен быть зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, т.к. в постановлении совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в разделе «Наименование учреждений» указаны «молочные кухни и пищевые станции», в разделе «Наименование должностей» указаны фельдшеры, медицинские сестры – все независимо от наименования должности.

Кроме того, периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г. также должны быть зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации является как лечебной, так и иной деятельностью по охране здоровья населения, а исчисление специального трудового стажа и включение повышения квалификации должно быть проведено на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.

В своем заявлении истица просит суд признать отказ ГУ-Управление ПФ РФ в Харовском районе от Х. года незаконным, засчитать указанные периоды работы в специальный стаж и обязать ответчика назначить пенсию со дня ее обращения.

В судебном заседании истица Романова Н.Г. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что молочные кухни относятся к учреждениям по охране материнства и детства. Во время работы заведующей молочной кухней она занималась лечебной и иной деятельностью.

В судебном заседании Х. года истица Романова Н.Г. суду пояснила, что с хирургического отделения она была переведена на молочную кухню в качестве заведующей. Заведующей молочной кухней должна была быть медицинская сестра, поскольку необходимы были медицинские знания в области развития детей, питания здорового ребенка, нужно было знать технологию изготовления детского питания. Работая заведующей молочной кухней она следила за технологией приготовления детского питания, привозила грибок для приготовления кефира, следила, чтобы грибки были живыми. Она была медицинским работником, диетсестры были без медицинского образования.

В письменном отзыве на иск ответчик ГУ – Управление ПФ РФ в Харовском районе исковые требования Романовой Н.Г. не признало, в обоснование указав следующее. Период работы с Х. г. по Х. г. в должности медицинской сестры хирургического отделения как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев не может быть зачтен в специальный стаж работы, поскольку наименование должности истицы не соответствует Спискам. Запись, сделанная в трудовой книжке свидетельствует о принятии Романовой Н.Г. на должность «медсестры Харовской райбольницы». В лицевых счетах указано сокращенное наименование должности «м/с х/о». Кроме того, за Х. годы количество медсестер, согласно лицевым счетам по Харовской ЦРБ превышает количество медсестер по штатному расписанию.

Период работы с Х. г. по Х. г. в должности заведующей молочной кухней не может быть зачтен в специальный стаж, поскольку наименование должности «заведующая молочной кухней» не соответствует Спискам 464,1066, 781. Кроме того, ссылка на постановление Совмина от 17 декабря 1959 г. №1397 является несостоятельной, поскольку Списком предусматривается наименование учреждений «молочные кухни и пищевые станции», но наименование должности «заведующая молочной кухней» не свидетельствует о том, что она является медсестрой.

Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в стаж, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, время нахождения на курсах специализации, повышения квалификации правилами не предусмотрены. При нахождении на курсах отсутствует неблагоприятное воздействие на работника различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности и обусловливающих приобретение права на льготную пенсию.

Будучи правоприменительным органом, ответчик не вправе расширительно толковать применяемые нормативные акты.

Представитель ответчика ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе Рыжаков П.В. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на иск и в прошлом судебном заседании.

В судебном заседании Х. года представитель ответчика ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе Рыжаков П.В. пояснил, что период с Х. года по Х. года в должности медицинской сестры хирургического отделения истице засчитан в календарном, а не в льготном порядке, т.к. документально не доказано, что Романова Н.Г. в этот период работала в данной должности.

Период работы с Х. года по Х. года в должности заведующей молочной кухней не может быть зачтен в специальный стаж, т.к. наименование должности не соответствует Спискам №464,1066, 781, а также отсутствует в Списке к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397.

Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, поскольку данные периоды не предусмотрены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, свидетелей, суд находит исковые требования Романовой Н.Г. подлежащими частичному удовлетворению.

Х. года Романова Н.Г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением № Х. года в этом ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа для установления досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Оспариваемым решением ответчика установлено, что продолжительность специального стажа Романовой Н.Г. составляет 26 лет 08 месяцев 27 дней.

Период работы истицы с Х. г. по Х. г. в Харовской районной больнице, по мнению суда, подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истица Романова Н.Г. в период с Х. г. по Х. г. работала в Харовской районной больнице в должности медицинской сестры хирургического отделения, хотя приказ Х. от Х. г. содержит запись о приеме ее на работу, на должность медицинской сестры поликлиники, а запись в трудовой книжке о принятии истицы на работу за Х. содержит наименование должности медсестры Харовской райбольницы.

Так, в предыдущем судебном заседании свидетель Х. суду показал, что с 1975 года он работает хирургом хирургического отделения в Харовской районной больнице. Романова Н.Г. около года работала в должности медицинской сестры хирургического отделения, осуществляла уход за больными, проводила лечебные мероприятия.

В предыдущем судебном заседании свидетель Х. суду показала, что с ноября 1977 года она работала старшей медицинской сестрой хирургического отделения. Романова Н.Г. работала вместе с ней на хирургическом отделении в должности медицинской сестры.

В предыдущем судебном заседании свидетель Х. суду пояснила, что с Х. год она работала в должности секретаря Харовской районной больницы, а затем инспектором кадров. Прием на работу Романовой Н.Г. оформляла Х. В действительности Романова Н.Г. в Х. гг. работала медицинской сестрой хирургического отделения, затем была переведена заведующей детской молочной кухней.

Из имеющихся в материалах дела копий лицевых счетов за Х. гг., следует, что должность истицы указана сокращенно - «м/с х.о», что означает медицинская сестра хирургического отделения.

Как следует из копии личного заявления Романовой Н.Г. о приеме ее на работу от Х. года, истица просила принять её на работу в Харовскую районную больницу в должности медицинской сестры хирургического отделения. На данном заявлении имеется резолюция главного врача Х. о принятии Романовой Н.Г. в должности медицинской сестры хирургического отделения.

Также в материалах дела имеется копия приказа от Х.г. Х. о предоставлении Романовой Н.Г. очередного отпуска с учетом ее работы до Х. года в должности медицинской сестры хирургического отделения.

Кроме того, в разделе III личной карточки истицы (прием на работу, назначения, перемещения) местом ее работы указано хирургическое отделение Харовской ЦРБ.

Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», устанавливалось правило исчисления сроков выслуги, в соответствии с которым среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров 1 год работы в этих должностях и подразделениях засчитывался за 1 год и 6 месяцев. Данное постановление утратило силу в связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781. В соответствии с ч.9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №171-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на Х. года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии по старости в соответствии с настоящим законом, но не позднее Х. года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона, т.е. до Х. года.

Учитывая изложенное, суд полагает, что период работы истицы с Х. г. по Х. г. в должности медицинской сестры хирургического отделения Харовской ЦРБ, следует зачесть в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Исковое требование Романовой Н.Г. о включении периода работы с Х. г. по Х. г. в должности заведующей молочной кухней в специальный стаж является необоснованным, по следующим основаниям.

В данный период право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения регулировалось постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусматривавшего наименования учреждения «молочные кухни и пищевые станции» и наименование должности «медицинская сестра». Должность «заведующая молочной кухней» в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, не предусмотрена. Данное постановление утратило силу с Х. года в связи с принятием постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №953.

Кроме того, перечни должностей и учреждений, предусмотренные Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, а также Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 не содержат такого наименования учреждения как «молочная кухня» и наименования должности «заведующая молочной кухней».

В ходе судебного разбирательства доказательств, подтверждающих работу Романовой Н.Г. в должности медицинской сестры молочной кухни, не установлено.

Из имеющихся в материалах дела копий приказа от Х. г. Х. о переводе истицы, трудовой книжки, личной карточки, лицевых счетов, следует, что Романова Н.Г. в оспариваемый период работала заведующей детской молочной кухней, а не медицинской сестрой.

Имеющаяся в материалах дела должностная инструкция медицинской сестры-заведующей детской молочной кухней не позволяет сделать суду однозначный вывод о том, что истица в спорный период работала медицинской сестрой молочной кухни.

Из штатных расписаний Харовской районной больницы за Х. годы, видно, что должность медицинской сестры на молочной кухне отсутствовала. В штатных расписаниях за Х. годы имеется должность заведующей молочной кухней.

В ходе судебного разбирательства свидетели Х., Х., Х. суду пояснили, что Романова Н.Г. в оспариваемый период работала заведующей молочной кухней, руководила работниками, осуществляла контроль за качеством и правильностью приготовления продуктов детского питания.

Судом установлено, что в периоды с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г. истица находилась на курсах повышения квалификации и не прерывала трудовые отношения с МУЗ «Харовская ЦРБ», поименованном в Списке учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для медицинских работников систематическое повышение профессиональной квалификации в силу требований тарифно-квалификационных характеристик является обязательным условием выполнения работы.

Следовательно, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж работы истицы.

При данных обстоятельствах дела решение ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе от Х. года следует отменить в части не включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г. и периода работы истицы в должности медицинской сестры хирургического отделения Харовской ЦРБ с Х. г. по Х. г. в льготном исчислении.

Руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Романовой Н.Г. удовлетворить частично.

Отменить решение ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе Х. от Х. года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Романовой Н.Г. в части не включения в специальный стаж периода работы с Х. года по Х. года в Харовской ЦРБ в льготном исчислении и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г., с Х. г. по Х. г.

Обязать ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе засчитать Романовой Н.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды:

1). период работы в качестве медицинской сестры хирургического отделения Харовской ЦРБ с Х. года по Х. года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев;

2). периоды нахождения на курсах повышения квалификации с Х. года по Х. года, с Х. года по Х. года, с Х. года по Х. года.

В остальной части исковых требований Романовой Н.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение обжаловано. Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда от 02 апреля 2010 года определила: решение Харовского районного суда от 16 февраля 2010 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Романовой Н.Г. о возложении на ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Харовском районе обязанности включить в её специальный стаж период работы с Х. года по Х. года в должности медицинской сестры – заведующей молочной кухней Харовского ЦРБ и назначить ей пенсию с момента обращения – с Х. года, отменить.

Вынести в этой части новое решение:

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Харовском районе обязанности включить Романовой Н.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период её работы с Х. года по Х. года в должности заведующей молочной кухней Харовской ЦРБ и назначить ей пенсию с Х. года.

В остальной части решение Харовского районного суда от 16 февраля 2010 года оставить без изменения.

Решение вступило в законную силу 02 апреля 2010 года.

И.о.председателя суда Ю.Б.Кельсин