Решение по иску прокурора в интересах Беловой О.А. к ОООММП`Харовская ЭТС`об обязании произвести уменьшение платы за отопление



Дело № 2-163/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2011 г. г. Харовск

Харовский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Учагиной М.И.,

при секретаре Купцовой И.С.,

с участием заместителя прокурора Харовского района Червяковой Т.Н.,

истца Беловой О.И.,

представителя ответчика ООО ММП «Харовская Электротеплосеть» Цивилевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению прокурора Харовского района, действующего в интересах Беловой О.А. к ООО ММП «Харовская электротеплосеть» об обязании произвести уменьшении оплаты за отопление квартиры,

УСТАНОВИЛ :

В Харовский районный суд Вологодской области с исковым заявлением к ООО ММП «Харовская электротеплосеть» об обязании произвести уменьшении оплаты за отопление квартиры обратился прокурор Харовского района, действующий в интересах Беловой О.А., указав в обоснование следующее.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В прокуратуру района поступило заявление от Беловой О.Н. в котором она просит обязать ООО ММП «Харовская электротеплосеть» произвести снижение оплаты за отопление при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества на основании акта, составленного Х. от Х. Х..

Белова О.Н. не может обратиться в суд с иском самостоятельно, так как является Х., и не обладает необходимыми юридическими знаниями для составления искового заявления. Денежных средств для оплаты услуг адвоката не имеет.

Согласно ст. 4 Федерального Закона от 02.02.1992 года «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В соответствии с ч. 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлены Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23 мая 2006 г. N 307.

Согласно п. 15 Приложения № 1 к Правилам температура в жилых помещениях должна обеспечиваться не ниже +18 град. С (в угловых комнатах - + 20 град. С), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневка (обеспеченностью 0,92) - -31 град. С и ниже - +20 (+22) град.С.

Пунктом 60 Правил установлено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

Согласно п. 71 Правил акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.

В акте о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 69 Правил).

Согласно акту от Х. Х. температура в Х. составляла 15,2 С, в Х. - 16,5 С, в Х. - 14,9 С.

Указанным актом факт предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества подтвержден.

В нарушение указанных норм по представленным Беловой О.Н. в ООО ММП «Харовская электротеплосеть» актам снижение платы за отопление не проводилось.

Прокурор Харовского района, действующий в интересах Беловой О.А. просит обязать ООО ММП «Харовская электротеплосеть» произвести уменьшение оплаты Беловой О.А. за отопление квартиры, расположенной по адресу: Х. за Х. в соответствии с Приложением N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23 мая 2006 г. N 307.

Х. поступило исковое заявление прокурора Харовского района, действующего в интересах Беловой О.А. об увеличении исковых требований. Прокурор Харовского района просит также обязать ответчика произвести уменьшение оплаты Беловой О.А. за отопление квартиры, расположенной по адресу: Х. за Х.

В суде заместитель прокурора Харовского района Червякова Т.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просит обязать ООО ММП «Харовская ЭТС» произвести снижение платы Беловой О.А. за отопление квартиры, расположенной по адресу: Х. за Х. и Х., так как услуга была предоставлена ненадлежащего качества. Температура воздуха в квартире Беловой О.А. была ниже установленной нормы. Факт предоставления услуги не надлежащего качества установлен актами, которые составлены в соответствии с требованиями законодательства. Квартира Беловой О.А. утеплена.

Дом, в котором проживает Белова О.А., отапливается по низкотемпературному графику, что не соответствует проектной документации, в которой определен режим отопления – 95-70 градусов Цельсия, что соответствует высоко температурному режиму. При переходе на низко температурный режим в данном доме не были проведены работы по утеплению дома в целом: количество секций радиаторов в квартирах оставлено прежнее, оконные блоки, двери не заменены, наружные стены не утеплены.

Плату за отопление квартиры, в которой проживает Белова О.А. взимает ООО ММП «Харовская ЭТС», следовательно, никто иной не может произвести её уменьшение.

В прокуратуру Харовского района жители Х. по вопросу предоставления услуг по отоплению обращаются постоянно, что свидетельствует о массовом нарушении прав потребителей данной коммунальной услуги. В настоящий момент прокуратура района выступила в интересах одного гражданина.

Просит исковые требования удовлетворить.

В суде истица Белова О.А. иск прокурора Харовского района поддержала полностью. Пояснила, что в зимний период времени в её квартире очень часто бывает холодно. В квартире утеплены окна, двери. Количество секций радиаторов в квартире за все годы её проживания в данной квартире не менялось, никакие работы по утеплению дома в целом никогда не производились. Так же пояснила, что и другие жильцы дома жаловались на то, что в их квартирах холодно.

Просит исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ООО ММП «Харовская электротеплосеть» (далее ООО ММП «Харовская ЭТС») Цивилева М.С. с иском прокурора Харовского района, действующего в интересах Беловой О.А. не согласилась на основании выводов, сделанных в письменных возражениях на иск.

В письменных возражениях на иск прокурора Харовского района, действующего в интересах Беловой О.А. ООО ММП «Харовская ЭТС» указало, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Х. Х. (далее Правила) - ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющее продажу коммунальных ресурсов, каковым ООО ММП «Харовская электротеплосеть» и является.

Х. в адрес ООО ММП «Харовская электротеплосеть» обратилась

Белова О.А. Из представленных документов следует, что акт Х. о нарушении режима и качества предоставления коммунальных услуг в жилом доме по адресу: Х. от Х. составлен с нарушением и не принят к перерасчёту платы за отопление. Основанием для отклонения акта послужили:

В соответствии с п. 64 Правил в случае непредставление коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу (ресурсоснабжающей организации). В диспетчерской службе ресурсоснабжающей организации не содержится сообщения о нарушении качества предоставления коммунальных услуг (отопления). Кроме того, не предоставление или некачественное предоставление услуг по теплоснабжению по вине ресурсоснабжающей организации носит массовый характер, а не единичный.

Акт составлен без представителя ресурсоснабжающей организации и зачастую в интересах управляющей организации Х. Объективно оценить постановку о нарушении в настоящее время не представляется возможным. О нарушениях оформления акта режима и качества предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация сообщила управляющей организации и собственнику квартиры.

В акте имеются существенные нарушения, не позволяющие установить начало предоставления услуги ненадлежащего качества и момент возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества. Так же в акте невозможно определить наличие причин послуживших основанием для предоставления услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества и виновное лицо предоставляющее некачественную услугу (Х.», ООО ММП «Харовская электротеплосеть»).

Необходимо отметить и техническую сторону составления акта, в частности необходимость проведения точных измерений - предписанных ГОСТом 30494-96 (п.4.4) и отсутствие ссылки на наименования измерительных приборов и последних сроков их поверки.

Кроме того, в многоквартирном доме, по Х., несколько лет назад Х. производила замену внутридомовых Инженерных систем, без проектной документации и без соблюдения установленных стандартов, в ремонте применены пластиковые трубопроводы, монтаж произведен с нарушениями, что, несомненно, влияет на качество подачи теплоснабжения.

Ресурсоснабающая организация осуществляет поставку коммунального ресурса на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не в каждое жилое помещение. П.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 определяло, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (обще домового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не обусловлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (обще домового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. В данном случае актом не зафиксирован факт, что именно ресурсоснабжающая организация на границе эксплуатационной ответственности предоставила услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества.

ООО ММП «Харовская ЭТС» в иске прокурору Харовского района, действующему в интересах Беловой О.А. об обязании произвести уменьшение платы за отопление за Х. просит отказать

В письменном отзыве на исковое заявление прокурора Харовского района, действующего в интересах Беловой О.А. об увеличении исковых требований в части обязании произвести уменьшение платы за отопление за Х. ООО ММП «Харовская ЭТС» указало следующее.

Пункт 9 Правил предоставления коммунальных услуг граждан, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее Правил) предусматривает, обеспечение бесперебойной подачей в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества. Но данный пункт входит в противоречие со всем документом (Правилами). Ресурсоснабжающая организация осуществляет поставку коммунального ресурса на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не в каждое жилое помещение (до ввода в дом), а далее стоит задача перед управляющей организацией, в чьём управлении находится дом, правильно распределить объём тепловой энергии. Ресурсоснабжающая организация не имеет права поставлять коммунальный ресурс по внутридомовым сетям, так как они являются частью общего имущества. Обязанности Ресурсоснабжающей организацией, таким образом, ограничиваются бесперебойной подачей коммунальных ресурсов до ввода в дом, что и отражено в актах от Х. и Х., т.е. при работе котельной по существующему графику 65/50 гр.С, температура теплоносителя на подаче при температуре наружного воздуха - 9 гр.С составляет 53,78 гр.С в Х. года; и 55,86 гр.С в Х.., при норме 54 гр. С.

Ссылка прокуратуры на п. 15 Приложения № 1 Правил о том, что температура в жилых помещениях должна обеспечиваться не ниже +18 гр.С (в угловых комнатах +20 гр.С). Указанные требования применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчётной при проектировании системы отопления и при условии выполнения обязательных мер по утеплению помещений.

Из представленных актов о нарушении режима и качества предоставления коммунальных услуг в жилом доме по адресу: Х. (далее Акт) от Х. и Х. не указывается, что собственник | квартиры произвел утепление помещений.

Необходимо отметь и тот факт, что в актах от Х. и Х. имеются ряд грубых, а именно:

1. Акты составлены в составе комиссии из представителя управляющей организации, а чьём управлении находится дом и собственника квартиры, без представителя теплоснабжающей организации. Не редки случаю искажения и единообразного толкования ситуации.

2.В акте отсутствуют сведения, предписанные п. 69 - 70 Правил: о нарушении
параметров качества, времени и дате начала не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

3.Не указываются наименования, паспортные данные, сроки поверки измерительных приборов.

4.Не установлены причины и виновное лицо, предоставляющее коммунальные услуги ненадлежащего качества (Управляющая организация, Ресурсоснабжающая организация, собственник квартиры).

5.Имеются нарушения измерений микроклимата в квартире. Согласно п.4.1 ГОСТа
50494-96 измерение показаний микроклимата в холодный период года следует выполнять
при температуре наружного воздуха не выше минус 5 гр. С. Не допускается проведение
измерений при безоблачном небе в светлое время суток.

ООО ММП «Харовская ЭТС» в иске прокурору Харовского района, действующему в интересах Беловой О.А. об обязании произвести уменьшение платы за отопление за Х. просит отказать

В суде представитель ООО ММП «Харовская ЭТС» Цивелева М.С. показала, что между ООО ММП «Харовская ЭТС» и Беловой О.А. договор на оказание коммунальных услуг по отоплению не заключен. ООО ММП «Харовская ЭТС» направляет Беловой уведомления на оплату данной услуги, Белова О.А. данную услугу оплачивает, задолженности не имеет. ООО ММП «Харовская ЭТС» взимает плату за отопление квартиры, в которой проживает истица Белова О.А. Поэтому фактически договорные отношения между Беловой О.А. и ООО ММП «Харовская ЭТС» существуют.

Также пояснила, что поскольку в суд обратилась одна Белова О.А., то массового характера нарушение отопления в Х. нет.

В суд представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Приоритет» не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО «Приоритет».

В суде свидетель Х. Х. пояснил, что в Х. в Х. производился частичный капитальный ремонт: металлические трубы, по которым тепловая энергия распределяется по квартирам, были заменены на пластиковые, также была заменена часть батарей. В результате этого возможно была нарушена гидравлика дома. Кроме того, в Х.. ООО «Приоритет» не провел промывку дома. Промывка дома делается постоянно: в систему отопления заливается специальный раствор, под давлением он проходит по системе, затем сливается с каждого подъезда-стояка отдельно. В Х. сделать это не возможно, так как в доме отсутствуют подвальные помещения, стояки заканчиваются в квартирах жителей первых этажей. Ни один собственник квартиры не разрешит устраивать грязь в его жилом помещении.

Опресовка дома в целом производилась. Без промывки качественного отопления в доме не будет.

Также пояснил, что все дома в Х. отапливаются по назкотемпературному графику с Х..

В суде свидетель Х.., Х. показал, что исторически сложилось, что весь Х. отапливается по низкотемпературному графику. Еще в годы, когда руководителем ЭТС был Х., организация обращалась в институт, который и разработал рекомендации по низкотемпературному режиму отопления города в целом. С Х.. стали руководствоваться этими рекомендациями. Высоко тепловые графики применяются в тех населенных пунктах, где есть централизованный тепловой пункт.

Возможно, что при работе котельных были ошибки персонала в работе, но специальных распоряжений о перераспределении подачи тепла в дома никто не давал.

На вопрос председательствующего «Если Х., который согласно технической документации построен с таким расчетом, что его необходимо отапливать по высоко температурному графику будут отапливать по низкотемпературному графику, то температура воздуха в квартирах изменится?» Х. ответил, что «Да, люди будут чувствовать себя не комфортно, температура изменится, но на сколько, пояснить не может, так как нужно учитывать температуру наружного воздуха и произвести энергетическое обследование дома».

Также пояснил, что при переходе на низко температурный график отопления ни один дом в городе не был переоборудован или утеплен.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Харовского района, действующего в интересах Беловой О.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что истица проживает в Х..

В суде установлено, что согласно акту б/н о нарушении режима и качества предоставления коммунальных услуг в жилом доме по адресу: Х., в которой проживает Белова О.А. от Х. температура в Х. – 16,3 градуса Цельсия, в Х. – 16,5 градусов Цельсия, в Х. – 17,3 градуса Цельсия. Квартира утеплена, окна законопачены. Температура теплоносителя на подаче – 53,78 градуса Цельсия, на обратке – 44,38 градуса Цельсия. Наружная температура воздуха – минус 9 градусов Цельсия.

Согласно акту Х. о нарушении режима и качества предоставления коммунальных услуг в жилом доме по адресу: Х., в которой проживает Белова О.А. от Х. температура в Х. – 15,2 градуса Цельсия, в Х. Х.) – 16,5 градусов Цельсия, в Х. – 14,9 градуса Цельсия. Температура теплоносителя на подаче – 55,86 градуса Цельсия, на обратке – 45,13 градуса Цельсия. Наружная температура воздуха – минус 8,2 градусов Цельсия.

Данные акты в установленном законом порядке не обжалованы, что стороны в судебном заседании не оспаривали.

Также установлено, что согласно Журналу заявок на сантехнические работы, представленному в суд ООО «Приоритет» Белова О.А. обращалась Х. и Х. в управляющую компанию ООО «Приоритет» по поводу того, что в квартире, в которой она проживает холодно.

В суде установлено, что согласно Журналу приема заявок и жалоб от населения на отопление и горячую воду, предоставленному в суд ООО ММП «Харовская ЭТС» обращения Беловой О.А. по поводу низких температур в жилом помещении в Х.. и Х.. не зафиксированы.

Согласно Графика температуры сетевой воды системы теплоснабжения при различных температурах наружного воздуха котельных ООО ММП «Харовская ЭТС» при температуре наружного воздуха минус 8 градусов Цельсия температура сетевой воды на выходе из котельной – 54 градусов Цельсия, при температуре наружного воздуха минус 9 градусов Цельсия температура сетевой воды на выходе из котельной – 54 градусов Цельсия.

Согласно данного графика, при температуре наружного воздуха минус 30 градусов Цельсия температура сетевой воды на выходе из котельной – 64 градусов Цельсия.

При этом установлено, что согласно п.2 и п.5 Типового проекта 1-447С-40 пятиэтажного жилого дома на 70 квартир со стенами из кирпича, на основании которого построен жилой Х. система отопления запроектирована на расчетную зимнюю температуру наружного воздуха (средняя температура наиболее холодной пятидневки) минус 30 градусов Цельсия. В здании запроектирована система водяного отопления с перепадом температур 95-70 градусов Цельсия.

Также установлено, что согласно раздела 5 Х. указано, что «установив конкретный вариант температурного графика (65 градусов Цельсия или 63 градуса Цельсия в расчетном режиме), необходимо определить число секций, которое должно быть добавлено к каждому прибору (35,40,45 или 50%). Подчеркнем, что минимальная добавка числа секций назначается только на ближние к котельной объекты. При организованной реконструкции (ремонта) системы отопления желателен переход на двух трубную схему распределения теплоносителя, как более экономичную и надежную для г.Харовска. Следует потребовать от владельцев квартир и домов выполнить комплекс работ по энергосбережению».

В суде Цивилева М.С., свидетели Х. показали, что жилой Х. отапливается по низкотемпературному графику, что не соответствует проектной документации дома. При переходе на низкотемпературный режим отопления данный дом не был реконструирован, утеплен либо иным образом подготовлен к переходу на данный режим отопления.

Согласно ст.4 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно ч.4 ст.157 Жилищного кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта «а» пункту 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции Постановлений Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549 от 29.07.2010г. № 580) (далее Правила) потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.

Согласно п.60 данных Правил при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

На основании п. 71 данных Правил акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Согласно п.15 Приложения 1 к данным Правилам температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже + 18 градусов Цельсия, в угловых комнатах - + 20 градусов Цельсия, в других помещениях в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000.

Согласно ст. 55, 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Х. и Х., в квартире, в которой проживает истица Белова О.А. коммунальные услуги по теплоснабжению предоставлялись ненадлежащего качества, что подтверждается представленными истцом в суд актами о нарушении режима и качества предоставления коммунальных услуг в жилом доме по адресу: Х., показаниями истца, заместителя прокурора Харовского района, представителя ответчиков, свидетелей, данными ими в суде. Суд критически относится к ссылкам представителя ответчика на Х. так как данный документ нормативным актом не является и носит рекомендательный характер, о чем четко указано как в заглавии документа, так и в его тексте. Доказательств предоставления услуг по отоплению надлежащего качества ответчиком в суд не представлено.

Суд считает, что иск прокурора Харовского района, действующего в интересах Беловой О.А. к ООО ММП «Харовская электротеплосеть» об обязании произвести уменьшении оплаты за отопление квартиры подлежит удовлетворению в полном объеме.

В связи с удовлетворением иска, с ответчика надлежит взыскать в доход Харовского муниципального района судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Харовского района, действующего в интересах Беловой О.А. к ООО ММП «Харовская электротеплосеть» об обязании произвести уменьшении оплаты за отопление квартиры удовлетворить.

Обязать ООО ММП «Харовская ЭТС» произвести Беловой О.А. перерасчет платы за отопление квартиры, расположенной по адресу: Х. за Х. и за Х. в соответствии с Приложением 1 правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307.

Взыскать с ООО ММП «Харовская ЭТС» в доход Харовского муниципального района государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья