№ 2-548/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Харовск 21 октября 2011 г. Харовский районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Кельсина Ю.Б., с участием и.о.прокурора Харовского района Смирнова С.В., при секретаре Волковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Харовского района к муниципальному образованию город Харовск об обязании приведения в соответствие с техническими нормами ГОСТ улично-дорожной сети в городе Харовске УСТАНОВИЛ: В Харовский районный суд Вологодской области с исковым заявлением к муниципальному образованию город Харовск об обязании приведения в соответствие с техническими нормами ГОСТ улично-дорожной сеть в городе Харовске обратился прокурор Харовского района. В обоснование иска он указал следующее. Прокуратурой Харовского района в ходе осуществления надзора за соблюдением и исполнением законодательства в области дорожного движения выявлены нарушения Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями), допускаемые администрацией города Харовска. В ходе проверки обследования улично-дорожной сети с твёрдым покрытием в Х установлено, что на дорожном покрытии улиц Х, Х, Х имеются Х, превышающие пределы, установленные государственными стандартами, предъявляемыми к качеству дорожного покрытия, что является нарушением требований безопасности дорожного движения. Так, в соответствии с актом Х обследования улично-дорожной сети Х от Х в Х возле домов Х имеются Х, превышающие пределы, установленные государственными стандартами, предъявляемыми к качеству дорожного покрытия. Требования к эксплуатационному состоянию дорог изложены в целом ряде нормативных документов, которые регламентируют различные параметры дорог и их оборудования. Наиболее общие требования, касающиеся безопасности движения, включены в ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Этот стандарт устанавливает требования безопасности к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Согласно п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортного средства с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п.3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. повреждений не должны превышать по длине – 15 см., ширине – 60 см., глубине – 5 см. Согласно акту от Х указанные повреждения превышают допустимые нормы в несколько раз. В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РФ в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п.5 ч.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.п.1,11 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на эти цели. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными задачами законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Непринятие мер по устранению нарушений требований безопасности дорожного движения создают реальную угрозу для жизни и здоровья неопределённого круга участников дорожного движения, как водителей, так и пешеходов на улицах Х. В соответствии со ст.ст.20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и право на охрану здоровья. Таким образом, администрацией города Харовска нарушаются гарантированные Конституцией РФ права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц. В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Следовательно, права участников дорожного движения на соблюдение требований дорожной безопасности при содержании автомобильных дорог, которые будут гарантировать соблюдение конституционных прав, а именно права на жизнь и охрану здоровья, могут быть защищены в судебном порядке, а именно в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или в арбитражном суде иски в интересах пострадавших. В соответствии с п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокуратура РФ – единственная федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор Харовского района просит обязать администрацию города Харовска в срок до Х привести в соответствие с техническими нормами Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» улично-дорожную сеть в Х. В суде и.о.прокурора Харовского района Смирнов С.В. иск поддержал полностью по основаниям указанным в нем. При этом изменил исковые требования, увеличив срок приведения улично-дорожной сети Х на участках улиц Х, в соответствие с Х-93 до Х. Также он пояснил, что приведение улично-дорожной сети Х на участках улиц Х в соответствие с требованиями ГОСР Р 50597-93 должно производиться и в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утверждённой приказом Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 года № 160. В судебном заседании представитель ответчика администрации МО город Харовск Х исковые требования признала полностью. В судебном заседании представитель Отдела ГИБДД Х требования, заявленные прокурором Х, поддержала в полном объёме. Суду пояснила, что указанные в иске прокурора несоответствия дорог требованиям ГОСТ до настоящего времени не устранены. Выслушав истца, представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, суд считает, что иск прокурора Харовского района подлежит удовлетворению. В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РФ в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п.5 ч.5 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Из имеющегося в материалах дела акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленного Х инспектором Х следует, что на участке Х около Х проезжая часть Х, что является нарушением требования ГОСТ Р 50597-93 и свидетельствует о невыполнении предписания ГИБДД от Х. Из имеющегося в материалах дела акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленного Х инспектором Х следует, что на участке Х около Х и Х выбоина на проезжей части дороги размерами Х, что является нарушением требования ГОСТ Р 50597-93 и свидетельствует о невыполнении предписания ГИБДД от Х. Согласно п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортного средства с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. повреждений не должны превышать по длине – 15 см., ширине – 60 см., глубине – 5 см. Из имеющегося в материалах дела акта проверки участка автомобильной дороги улиц Х, составленного Х комиссией Х следует, что дорожное покрытие по Х не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93. В соответствии с п.п.1,11 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на эти цели. В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В суде ответчик представитель администрации МО город Харовск Х иск признала в полном объеме заявленных требований. Суд принимает признание иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Таким образом, суд считает, что администрация муниципального образования город Харовск надлежит обязать в срок до Х привести в соответствие с техническими нормами Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» улично-дорожную сеть в Х на участках улиц Х. Руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Иск прокурора Харовского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования город Харовск в срок до Х привести в соответствие с техническими нормами Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» улично-дорожную сеть в Х на участках улиц Х. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья