решение по делу о признании перерасчета трудовой пенсии по старости незаконным и обязании произвести перерасчет пенсии



Дело №2-51/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2012 года г. Харовск

Харовский районный суд Вологодской области в составе судьи Юдиной Л.Н.,

при секретаре Рыжковой И.Б.,

с участием истца Хамалинского А.Г.,

представителей ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области Рыжакова П.В., Васильяновой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамалинского А.Г. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области о признании перерасчета трудовой пенсии по старости незаконным и обязании произвести перерасчет пенсии,

у с т а н о в и л:

Хамалинский А.Г. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области (далее – ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе) об обязании осуществления выплаты пенсии в прежнем размере и произведении перерасчета пенсии, указав в обоснование следующее.

В период с Х. по Х. года он (Хамалинский А.Г.) получал трудовую пенсию по старости в размере Х.. С Х. года размер получаемой пенсии был уменьшен на Х., о чем он не был уведомлен. При обращении в ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе ему пояснили, что размер пенсии уменьшен в связи с выявленной ошибкой, допущенной при назначении пенсии Х., в общий трудовой стаж был засчитан период отбывания исправительных работ. В соответствии с Законом РФ от 12.06.1992 г. №2988-1 «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж. В связи с чем считает, что уменьшение пенсии на Х. является незаконным.

В своем исковом заявлении Хамалинский А.Г. просит обязать ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе производить выплату пенсии в размере Х. рубля и произвести перерасчет пенсии с Х..

В ходе судебного разбирательства истец Хамалинский А.Г. уточнил заявленные требования, просил признать перерасчет трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в общий трудовой стаж работы период отбывания им наказания в виде исправительных работ с Х. по Х. и произвести перерасчет пенсии, также просил заменить в общем трудовом стаже, взятом для назначения пенсии период отбывания исправительных работ периодом работы в Участке подсобного производства Х. Х. и Х. где он работал после назначения пенсии.

В письменном отзыве на иск ответчик ГУ – Управление ПФ РФ в Харовском районе требования Хамалинского А.Г. не признало, по следующим основаниям. С Х. года из стажа работы истца был исключен период отбывания наказания в виде исправительных работ с Х. по Х., так как его включение в трудовой стаж стало возможным только после внесения соответствующих изменений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 18 декабря 1970 г. (закон от 21.06.1992 года № 2988-1).

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на Х. применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованною липа), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления и силу указанного Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ, введенного в действие с 1 июля 1997 г. время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.

До Х. время отбывания исправительных paбот подлежало включению в общий трудовой стаж в соответствии со ст.94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР от 18 декабря 1970 г. (после вступления в силу Закона РФ от 12 июня 1992 г. №2988 -1 "О внесении изменений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР).

Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 12.06.1992 № 2988-1 Закон вводился в действие с момента его опубликования - 21 июля 1992 г.

Таким образом, время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж с Х.

Учитывая изложенное, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ просит отказать Хамалинскому А.Г. в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Харовском районе Рыжаков П.В. исковые требования Хамалинского А.Г. с учетом их уточнения не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В предыдущем судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Харовском районе Рыжаков П.В. суду пояснил, что при назначении пенсии истцу в Х. была допущена ошибка, пенсия назначена с учетом периода отбывания наказания в виде исправительных работ, это было выявлено в ходе проверки пенсионного дела Хамалинского А.Г. В трудовой книжке истца имеется запись под № Х., где указано, что спорный период не подлежит включению в общий трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Харовском районе Васильянова Г.А. исковые требования Хамалинского А.Г. с учетом их уточнения не признала, поддержала позицию, изложенную в предыдущем судебном заседании. Дополнительно пояснила, что требование истца о замене периода отбывания наказания в виде исправительных работ другим периодов работы после назначения трудовой пенсии по старости не может быть удовлетворено в соответствии со ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно пенсионному законодательству данная замена периодов работы в стаж для назначения трудовой пенсии по старости не производится. После назначения трудовой пенсии истец продолжал свою трудовую деятельность с Х. по Х., с Х. по Х. на подсобном хозяйстве Х. в Х., с Х. по Х., с Х. по Х., с Х. по Х. в Х. За данные периоды трудовой деятельности истцу производился перерасчет и корректировка пенсии Х., Х., Х., Х.. Суммы, находящиеся на лицевом счёте истца приняты во внимание для перерасчёта пенсии. Оценка пенсионных прав производится по состоянию на Х. и замена вышеуказанного периода не может быть произведена.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд находит исковые требования Хамалинского А.Г. не подлежащими удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Хамалинский А.Г. является получателем трудовой пенсии по старости с Х.. Истец в период с Х. по Х. год работал Х. в Х., переименованной Х. в Х..

По приговору Х. Х. от Х. истец в период с Х. по Х. отбывал наказание в виде исправительных работ по месту работы, указанный период не был зачтен в его общий и непрерывный трудовой стаж, о чем имеется соответствующая запись в трудовой книжке.

Из пенсионного дела Хамалинского А.Г. видно, что Управлением Пенсионного фонда РФ в Х. в общий трудовой стаж истца, взятый для назначения пенсии, был включен период отбывания им наказания в виде исправительных работ с Х. по Х., хотя данный период не подлежал включению в общий трудовой стаж.

Так, согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

В соответствии с п. 6 раздела II вышеуказанных Правил, который называется "Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж", основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливалось Уголовным кодексом РСФСР (ст. 27) и отбывалось осужденными, как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке, определяемом Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.

В соответствии со ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.

Однако при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, который устанавливался ст. 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Из материалов дела видно, что в трудовой книжке Хамалинского А.Г. имеется запись о том, что время работы с Х. по Х. не засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж.

Как пояснил в судебном заседании истец Хамалинский А.Г. в суд для решения вопроса о включении времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж в порядке ст. 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР он не обращался, соответствующего определения суда не имеется.

Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" ч. 4 ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР изложена в новой редакции, согласно которой время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2989-1 указанный Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением изменений в ст. 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР.

Поскольку ни сам Закон Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1, ни Постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие указанного Закона Российской Федерации, не содержат указаний о придании Закону обратной силы, время отбывания исправительных работ без лишения свободы подлежит включению в общий трудовой стаж осужденного в том случае, когда этот период работы имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1, а именно, после 21 июля 1992 г. - даты официального опубликования настоящего Закона.

Хамалинский А.Г. отбывал наказание в виде исправительных работ с Х. по Х., и в соответствии с действующей на тот момент редакцией ч. 4 ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий и непрерывный трудовой страж осужденного не засчитывалось независимо от того, уплачивались или нет за осужденного взносы на государственное социальное страхование.

В соответствии с п. 10 ст. 37 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства РФ, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством РФ. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством РФ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена ошибка.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в Х. года специалистами пенсионного фонда в Харовском районе была выявлена ошибка, допущенная при назначении пенсии истцу, в связи с чем с Х. размер получаемой Хамалинским А.Г. пенсии был приведен в соответствие с действующим законодательством. С Х. ФИО1 установлена пенсия в размере Х., ни каких удержаний из пенсии в Пенсионный фонд РФ не производилось.

Таким образом, ГУ – Управление ПФ РФ в Харовском районе правомерно исключил из общего трудового стажа Хамалинского А.Г. период отбывания наказания в виде исправительных работ с Х. по Х., произвел перерасчет получаемой истцом пенсии и с Х. уменьшил размер трудовой пенсии по старости на Х..

Согласно п.1, п.3 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии. Лицу, осуществляющему работу не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части трудовой пенсии по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на Х. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по установленной формуле.

Действующим пенсионным законодательством Российской Федерации не предусмотрена замена периодов работы, включенных в общий трудовой стаж при назначении пенсии периодами последующей трудовой деятельности, протекающей после назначения пенсии, о чем просил истец в ходе рассмотрения дела. Периоды работы Хамалинского А.Г.: с Х. по Х., с Х. по Х. в должности Х.; с Х. по Х., с Х. по Х. в должности сторожа, с Х. по Х. в должности Х.», были учтены пенсионным органом при произведенных перерасчетах и корректировках пенсии истца в Х. годах.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Хамалинского А.Г. являются незаконными и удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в иске в силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ уплаченная истцом государственная пошлина возмещению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В иске Хамалинскому А.Г. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области о признании перерасчета трудовой пенсии по старости незаконным и обязании произвести перерасчет пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: