Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2010 года г. Харовск
Харовский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Юдиной Л.Н.,
при секретаре Рыжковой И.Б.,
с участием истца Артюшиной Х.Х.
представителя ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области Рыжакова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артюшиной Х.Х. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Артюшина Х.Х. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области (далее – ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе) х от х года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указав в обоснование следующее.
х года ГУ - Управление ПФ РФ в Харовском районе по результатам рассмотрения ее заявления о назначении досрочной трудовой пенсии отказало, при этом из стажа работы исключен период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с х года по х года.
Истица считает, что данный период должен быть зачтен в специальный стаж работы в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 19.11.1982 года). Кроме того, в период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», которым была увеличена продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения им трехлетнего возраста. Данный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 21.11.1989 года № 375/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком» предусматривалось включение этого отпуска в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
В п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 не указано, что периоды отпуска по уходу за ребенком не включаются в период работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» сказано, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии по старости.
Истица считает данный отказ необоснованным и просит суд признать решение ГУ-Управление ПФ РФ в Харовском районе незаконным, засчитать период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с х года по х года в педагогический стаж и обязать ответчика назначить пенсию со дня ее обращения.
В судебном заседании истица Артюшина Х.Х. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управления ПФ РФ в Харовском районе Рыжаков П.В. исковые требования Артюшиной Х.Х. не признал по следующим основаниям. Право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью определяется на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года и Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях. Пенсия по старости назначается ранее возраста указанного в ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 25.09.1992 года) женщинам предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с оплатой за этот период пособия по государственному страхованию.
Кроме указанного отпуска женщине мог предоставляться дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
При подсчете специального стажа учитываются положения Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей дающих право на пенсию по старости. Разъяснением определено, что в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года. Вместе с тем разъяснение не конкретизировало нормы о продолжительности отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, либо трех лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет стал предоставляться женщинам после утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 23/24-11 разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет».
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ (пункт 5), утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 период отпуска по уходу за ребенком с 22.12.1991 года по 21.06.1993 года не может быть зачтен в специальный стаж при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. законодательством определено включение в стаж на соответствующих видах работ времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в период до 06.10.1992 года.
Ранее осуществлялись отпуска по уходу за детьми до года, постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21.11.1989 года № 375/24-11 продолжительность отпусков по уходу за детьми увеличилась до полутора лет и трех лет. В п. 7 данного постановления указано, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. На основании изложенного считает, что требования истицы удовлетворению не подлежат.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что требования Артюшиной Х.Х. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Артюшина Х.Х. в период работы в должности учителя немецкого языка Харовской средней школы х, включенный в специальный стаж находилась в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с х года по х года.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 продолжительность отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличена с 01 декабря 1989 года до трех лет. В соответствии с указанным постановлением, а также Разъяснением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 указанный отпуск засчитывается в общий, непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности. Согласно п. 7 вышеуказанного Разъяснения, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий. При этом, во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Вопрос о зачете данного отпуска в специальный стаж до введения в действие Трудового кодекса РФ регулировался ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР, редакция которой с 1972 года до вступления в силу закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», то есть до 6 октября 1992 года, гласила, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы включается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Данная норма не содержала исключений для случаев назначения пенсии на льготных условиях. Это положение изменено названным законом Российской Федерации, и возможность зачета дополнительного отпуска без сохранения заработной платы в специальный стаж работы при назначении льготной пенсии исключена. Артюшина Х.Х. находилась в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до и после вступления закона в силу, что позволяет сделать вывод о том, что данный период должен быть частично включен в ее трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, с начала отпуска до х года, как время, приходящееся на период действия во времени статьи 167 Кодекса законов о труде РФ в редакции, устанавливавшей право работников на зачет в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях времени отпуска без сохранения заработной платы.
При данных обстоятельствах решение об отказе Артюшиной Х.Х. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью не может считаться законным. Решение следует признать незаконным, надлежит обязать ответчика включить период нахождения истицы в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с х года по х года в специальный стаж истицы.
Судом установлено, что Артюшина Х.Х. обратилась с заявлением о назначении такой пенсии х года. С указанной даты в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ей и должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, так как необходимый специальный стаж работы в связи с педагогической деятельностью на дату обращения имелся.
В связи с удовлетворением иска, в силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 200 рублей подлежит возмещению за счет ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК, суд
р е ш и л:
Иск Артюшиной Х.Х. удовлетворить.
Признать решение ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области х от х года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Артюшиной Х.Х. незаконным.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области засчитать Артюшиной Х.Х. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с х года по х года.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области назначить и выплатить пенсию Артюшиной Х.Х. со дня ее обращения с заявлением о назначении пенсии.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области в пользу Артюшиной Х.Х. в возмещение уплаченной госпошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: