решение по делу об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке. На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело № 2-119/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2011 года г. Харовск

Харовский районный суд Вологодской области в составе судьи Юдиной Л.Н.,

при секретаре Рыжковой И.Б.,

с участием истца Загуляевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Загуляевой И.А. к администрации муниципального образования г. Харовск, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,

у с т а н о в и л :

Загуляева И.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Харовск, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, указав в обоснование следующее.

Она (Загуляева И.А.) относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители были лишены родительских прав. Ее (Загуляевой И.А.) опекуном была бабушка Х. Постановлением главы Харовского муниципального района Х. от Х. за ней была закреплена жилая площадь по адресу: Х., двухкомнатная квартира общей площадью Х. кв.м., жилой площадью Х. кв.м. В данной квартире зарегистрировано 6 человек: ее брат Х. ее сестра Х. сын сестры Х. дочери Загуляевой И.А. - Х.., Х. г.р., Х.., Х. г.р., Х. Х. г.р. Ее (Загуляевой И.А.) сестра Х. зарегистрирована и проживает в данный момент в этой квартире и препятствует ей и ее семье проживать в данном жилом помещении. Возможность обмена жилого помещения отсутствует. По причине того, что по месту регистрации она (Загуляева И.А.) проживать не может, ей приходится снимать комнату в коммунальной благоустроенной квартире по адресу: Х..

В своем исковом заявлении истица Загуляева И.А. просит обязать ответчиков предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

В судебном заседании истица Загуляева И.А. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства представители ответчиков администрации муниципального образования г. Харовск и Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в суд не явились. В материалах дела имеются заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Суд с учетом положительного мнения истицы, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

В письменном отзыве на иск администрация муниципального образования г. Харовск заявленные Загуляевой И.А. исковые требования не признала, пояснив следующее. В соответствии с п.6 ст. 6 Устава муниципального образования г. Харовск к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в г. Харовске и нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы не входит в полномочия администрации муниципального образования г. Харовск. В соответствии с Законом Вологодской области от 02.02.2009 года №1944-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» выделение субсидии бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения входит в полномочия Департамента развития муниципальных образований Вологодской области.

Из письменных возражений на иск Департамента развития муниципальных образований Вологодской области следует, что в соответствии с Положением о Департаменте развития муниципальных образований области, утвержденным постановлением Правительства области от 23 декабря 2008 года №2498, в сфере жилищных отношений Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области, утвержденным постановлением Правительства области. В соответствии с п.п.1.4.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года №723, Департамент развития муниципальных образований области осуществляет полномочия собственника в отношении находящихся в собственности области жилищных помещений, за исключением полномочий по их отчуждению, а также принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области, заключает договоры социального найма жилых помещений жилищного фонда области. Категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, определены в ст. 3 Закона области от 17 июля 2006 года №1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области». К данной категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом, претендовать на получение жилого помещения лица, относящиеся к указанной категории, вправе при наличии следующих условий:

- отсутствия закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности;

- в случае, если имеющееся закрепленное жилое помещение или жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, при вселении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учетной нормы;

- в случае признания закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания;

- в случае утраты закрепленного за ними жилого помещения в результате пожара, стихийного бедствия;

- в случае, если при вселении в закрепленное за ними жилое помещение, они будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишенными родительских прав, и отсутствует возможность обмена жилого помещения;

- в случае, если лицо, подлежащее вселению в закрепленное за ним жилое помещение по договору социального найма, находилось под опекой (попечительством) в семье, в том числе приемной семье, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, десять и более лет.

Вопрос о предоставлении Загуляевой И.А. жилого помещения следует решать с учетом имеющихся у истицы в собственности долей жилого помещения по адресу: Х..

Суд, выслушав истицу, исследовав материалы дела, считает исковые требования Загуляевой И.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, Загуляева И.А. (добрачная фамилия Х. Х. года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Х.. умерла Х., а отец Х. решением Харовского районного суда Вологодской области от Х. лишен родительских прав. Х.. (Загуляева И.А.) была передана на попечение органа опеки и попечительства.

Постановлением главы Харовского муниципального района от Х. за Х. закреплена двухкомнатная неблагоустроенная квартира общей площадью Х. кв.м. по адресу: Х..

Постановлением главы Харовского муниципального района от Х. Х. (Загуляева И.А.) поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в качестве лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из справки администрации муниципального образования г. Харовск от Х. следует, что Загуляева И.А. в настоящее время состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в списке «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа указанных категорий детей» под №Х.

Как установлено в судебном заседании, Загуляева И.А. обратилась в отдел городского хозяйства Харовского муниципального района с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Х., т.е. до достижения 23 летнего возраста.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истица Загуляева И.А. имеет в общей долевой собственности двухкомнатную квартиру по адресу: Х., общей площадью Х. кв.м.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Х. Х. имеет в общей долевой собственности двухкомнатную квартиру по адресу: Х..

Как следует из ответа на запрос ГУП «Вологдатехинвентаризация» от Х., у Загуляевой И.А. на праве собственности имеется Х. доля в квартире по адресу: Х. (право зарегистрировано Х.), а также Х. доля в указанной квартире (право зарегистрировано Х.). Ранее Загуляева И.А. не регистрировала права собственности на недвижимое имущество в г. Харовске.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от Х. Х. является собственником Х. доли выше указанной квартиры, соответственно истице принадлежит Х. кв.м.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением главы администрации муниципального образования г. Харовск от 13.01.2006 г. №1 «Об установлении учетной нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Харовска» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Из справки о составе семьи от Х., видно, что в Х. зарегистрирована истица Загуляева И.А., ее брат Х. ее сестра Х.., сын сестры Х. дочери истицы - Х. Х. г.р., Х. Х. г.р., Х. Х. г.р. Общая площадь жилого помещения составляет Х. кв.м. Следовательно, Загуляева И.А. обеспечена жилой площадью ниже установленной учетной нормы.

До настоящего времени Загуляева И.А., Х. года рождения, не обеспечена соответствующим жилым помещением, поскольку общая площадь жилого помещения, с учетом зарегистрированных в нем граждан на одного человека составляет Х. кв.м., т.е. ее право на внеочередное предоставление ей жилого помещения, предусмотренное выше названными нормами права, не реализовано. Не обеспечение Загуляевой И.А. жильем в незамедлительном порядке является нарушением ее права на жилище, предусмотренного ст. 40 Конституции РФ.

В силу ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 22 Закона Вологодской области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» обязанность по предоставлению жилья возложена на орган исполнительной государственной власти области, осуществляющий управление жилищным фондом области.

Согласно постановлению Правительства Вологодской области от 23 декабря 2008 года № 2498 таким органом является Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.

Учитывая изложенное, суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент развития муниципальных образований Вологодской области. В иске к администрации муниципального образования г. Харовск Загуляевой И.А. следует отказать.

В связи с удовлетворением иска, в силу ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ за счет того же соответчика подлежит возмещению уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.197-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Загуляевой И.А. удовлетворить.

Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Загуляевой И.А., Х. года рождения, уроженке Х., вне очереди жилое помещение на условиях социального найма в Х. общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством.

В иске Загуляевой И.А. к администрации муниципального образования г. Харовск отказать.

Взыскать с Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в пользу Загуляевой И.А. государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: