Дело № 2-429/2012 Р Е Ш Е Н И Е г. Харовск 17 августа 2012 г. Харовский районный суд Вологодской области в составе судьи Кельсина Ю.Б., с участием заместителя прокурора Харовского района Х, при секретаре Комиссаровой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Харовского района к администрации Харовского муниципального района, управлению образования Харовского муниципального района об обязании обеспечить доступность дошкольного образования в районе путем создания Х дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Харовского района, У С Т А Н О В И Л : В Харовский районный суд в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился прокурор Харовского района к администрации Харовского муниципального района, управлению образования Харовского муниципального района об обязании обеспечить доступность дошкольного образования в районе путем создания Х дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, указав в обоснование следующее. Согласно статье 2 Конвенции о правах ребенка государства -участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Родители, согласно части 2 статьи 63 Семейного Кодекса Российской Федерации обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. В соответствии с пунктами 5, 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; - обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; - воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Таким образом, дошкольное образование необходимо для подготовки детей к занятиям в общеобразовательных учреждениях, свободному и полноценному развитию личности каждого ребенка. Обеспечение доступным дошкольным образованием обеспечивает выполнение родителями своих обязанностей по получению детьми основного общего образования. Согласно п. 3 статьи 2 Закона Российской Федерации N3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» принципы государственной политики в области образования включают в себя общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Часть 3 статьи 5 указанного Закона к государственным гарантиям граждан Российской Федерации относит общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Согласно п. 3 статьи 2 Закона Российской Федерации N3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» принципы государственной политики в области образования включают в себя общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Часть 3 статьи 5 указанного Закона к государственным гарантиям граждан Российской Федерации относит общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Согласно пункту 11 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно пункту 26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В ходе проверки установлено, что на территории Харовского района в очереди в дошкольные образовательные учреждения находятся Х ребенка в возрасте от 1 года до 5 лет. Согласно сообщению начальника управления образования Харовского муниципального района в 2012-2013 году будет принято в образовательные учреждения Х несовершеннолетних. Остальные дети местами в дошкольных образовательных учреждениях обеспечены не будут. Постановлением главы администрации Харовского муниципального района от 10.02.2011 № 37 утверждена целевая Программа «Развитие системы дошкольного образования Харовского муниципального района на 2011-2012 года». Согласно п. 9 данной программы предполагается открыть 6 групп и создать 80 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Выполнение данной программы должно позволить повысить процент охвата детей от 1,5 до 7 лет дошкольными образовательными услугами к концу 2013 года до 81%. Объем финансирования на реализацию данной программы составляет в 2012 году - Х руб., в 2013 году - Х руб. Однако данная программа в настоящее время не выполняется, создание дополнительных мест в необходимых количествах не производится. В своем исковом заявлении прокурор Харовского района просит обязать администрацию Харовского муниципального района, управление образования Харовского муниципального района обеспечить доступность дошкольного образования в районе путем создания Х дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. В суде заместитель прокурора Харовского района Х уточнила исковые требования, просит обязать управление образования Харовского муниципального района обеспечить доступность дошкольного образования в Харовском районе путем создания Х, а не Х дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Харовского района в срок до Х, от исковых требований к администрации Харовского муниципального района прокурор Х отказалась. В суде представитель ответчика управления образования Харовского муниципального района Х уточненные исковые требования прокурора Харовского района о создания Х дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Харовского района в срок до Х признала полностью, пояснила, что у управления образования имеется возможность создать Х дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Харовского района в срок до Х. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Ответчик управление образования Харовского муниципального района иск прокурора признало, признание иска не нарушает права иных лиц, поэтому суд данное признание иска принимает, иск прокурора подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 173, 197 -198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Обязать управление образования Харовского муниципального района обеспечить доступность дошкольного образования в Харовском районе путем создания Х дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Харовского района в срок до Х. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья