Дело № 2-611/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Харабали 07 декабря 2010 года
Харабалинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Яковлева Д.Ю., с участием:
помощника прокурора Харабалинского района Астраханской области Агаева Д.Т.,
при секретаре Мендагазиевой Ф.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Харабали гражданское дело по исковому заявлению прокурора Харабалинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «...» о создании маневренного фонда на территории МО «...»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Харабалинского района Астраханской области обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации МО «...» о создании маневренного фонда на территории МО «...». В обоснование исковых требований указал, что одним из способов реализации права на жилище является предоставление специализированных жилых помещений. Отдельную категорию специализированных жилых помещений составляют жилые помещения маневренного фонда, которые создаются с целью неотложного и экстренного обеспечения жильём граждан в случаях стихийных бедствий, разрушений, аварий. В ходе проверки прокуратурой было установлено, что жилое здание, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., до Дата обезличена г. было включено в реестр муниципального имущества и находилось в подведомственности МО «...», на основании заключения межведомственной комиссии от Дата обезличена г. указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако администрацией МО «...» гражданам проживающем в указанном доме жильё из маневренного фонда МО «...» предоставлено не было, в связи с отсутствием указанного фонда на территории муниципального образования «...». При этом в своём письме на представление прокурора администрация МО «...» указывает, что обязанность по созданию маневренного фонда не возложено на муниципалитет, и в связи с тем, что маневренный фонд на территории МО «...» отсутствует, в настоящее время предпринимаются меры по изысканию возможности предоставления иных жилых помещений гражданам, проживающим в аварийном жилье.
В судебном заседании помощник прокурора Харабалинского района Астраханской области Агаев Д.Т. исковые требования поддержал в полном объёме, просил иск удовлетворить.
Также пояснил, что администрация МО «...» полагает, что они вправе, но не обязаны иметь маневренный фонд на территории МО «...» в связи с чем, прокурор полагает, что имеется спор о праве. Просит признать бездействия администрации в части не принятия мер по созданию указанного фонда незаконными, обязать администрацию МО «...» создать маневренный фонд для временного проживания граждан на территории МО «...».
Представитель администрации МО «...» по доверенности ФИО3 исковые требования прокурора не признала и пояснила, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от Дата обезличена года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень вопросов местного значения городских и сельских поселений, к которому по мнению ответчика не относится создание маневренного фонда. Одновременно, представитель ответчика полагает, что граждане, проживающие по адресу: ..., ..., ..., ..., не состоят в администрации МО «...» на учёте по улучшению жилищных условий, в связи с чем им не должны предоставляться помещения маневренного фонда, также как и другие благоустроенные помещения с заключением договора социального найма.
Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Харабалинского района Агаева Д.Т., представителя ответчика администрации МО «...» по доверенности ФИО3, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что решениями Харабалинского районного суда Астраханской области от Дата обезличена г. и Дата обезличена запрещена эксплуатация зданий, расположенных по адресам: ..., ..., ..., ... и ....
Согласно решения суда от Дата обезличена г. жилое здание, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., до Дата обезличена г. было включено в реестр муниципального имущества и находилось в подведомственности МО «...», на основании заключения межведомственной комиссии от Дата обезличена г. указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами администрацией МО «...» гражданам проживающем в указанном доме жильё из маневренного фонда МО «...» предоставлено не было, в связи с отсутствием указанного фонда на территории муниципального образования «...».
Одновременно, согласно указанных решений суда на администрацию МО «...» возложена обязанность предоставить гражданам, занимающим жилые помещения на праве собственности в здании, расположенном по адресу: ..., ..., ..., ... и гражданам постоянно проживающим и зарегистрированным в здании, расположенном по адресу: ..., ..., ..., ..., жилые помещения в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Данные решения суда вступили в законную силу и в соответствии с п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, принимаются судом как доказательство.
Из ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, во взаимосвязи с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жилище, следует, что каждый гражданин на территории РФ обладает неотъемлемым правом на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Таким образом, анализируя указанные нормы, суд приходит к выводу, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище.
Данные положения нашли свое отражение и в п.п. 6, 7, 8, 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которых к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При этом, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Как указано в пунктах 1 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Одновременно решением Совета МО «...» от Дата обезличена г. N 38 «Об утверждении положения "О порядке предоставления гражданам на территории МО «...» жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда РФ" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 131-ФЗ от Дата обезличена "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждёно Положение "О порядке предоставления гражданам на территории МО "..." жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда", согласно п. 1.1 которого регламентирован порядок предоставления гражданам жилых помещений в муниципальном специализированном жилищном фонде МО "...".
Так, в соответствии с разделом 3 указанного Положения определён порядок предоставления жилого помещения маневренного фонда гражданам.
Указанное позволяет суду прийти к выводу, что граждане при определённых условиях, имеют права на получение жилого помещения маневренного фонда, соответственно право граждан возлагает на администрацию МО «...» обязанность по предоставлению указанных жилых помещений.
Довод представителя ответчика - администрации МО «...» по доверенности ФИО3, о наличии у муниципалитета права, а не обязанности по созданию маневренного фонда на территории муниципального образования МО «...», не состоятелен и не основан на законе.
По смыслу закона в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на специализированный жилищный фонд (в основном муниципальный и частично государственный), предназначенный для временного проживания отдельных категорий граждан.
В муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный: для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся муниципальные жилые помещения; для граждан - несостоятельных должников, утративших жилые помещения, полученные за счет кредитов или целевых займов и заложенные в их обеспечение, если на момент обращения у них нет другого жилья; для граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Непригодность жилых домов для проживания является следствием естественного износа, природных условий, бесхозяйственного содержания дома. Признание жилых помещений непригодными для проживания находится в компетенции органа местного самоуправления в отношении муниципального жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Соответственно и благоустроенное жилье предоставляет наймодатель жилого помещения, признанного непригодным для проживания (ст. 87 ЖК РФ).
При проведении капитального ремонта дома или его реконструкции, если эти работы не могут быть произведены без выселения граждан, наймодатель обязан на время этих работ предоставить гражданам жилое помещение в маневренном фонде без расторжения договора социального найма.
Жилое помещение в этом случае должно быть предоставлено до начала капитального ремонта или реконструкции дома (ст. 88 ЖК РФ).
Так, в соответствии со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в РФ до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1201-р, в разделе 7 определена роль государства, органов местного самоуправления и институтов развития на рынке ипотеки и жилищного финансирования. При этом на органы местного самоуправления возложено создание маневренного фонда и (или) коммерческого жилищного фонда.
Суд также обращает внимание, что указанные положения закона не только закреплены в современном Российском законодательстве, но и прямо определены в Приказе от 23 ноября 1988 г. N 312 Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при ГОССТРОЕ СССР «об утверждении ведомственных строительных норм ГОСКОМАРХИТЕКТУРЫ "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (действующая редакция на территории РФ на настоящее время), согласно п. 1.1 которого данное Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
При этом, в соответствии с п. 1.2 указанного Положения, оно является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с п. 5.12 Положения, исполкомы местных Советов народных депутатов, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении жилищный фонд, должны создавать маневренный жилищный фонд в размерах, обеспечивающих выполнение планов капитального ремонта и реконструкции жилых зданий, или предусматривать выделение в соответствующем размере жилой площади для переселения проживающих из зданий, подлежащих ремонту и реконструкции.
Таким образом, правовая определённость указанного вопроса была определена намного ранее, и нашла свое полное отражение в Жилищном законодательстве РФ и иных законодательных актах на территории РФ, однако бремя исполнения данных положений администрацией МО «Город Харабали» игнорировалось.
Также не состоятельны доводы представителя ответчика, относительно неопределённости норм количественного порядка жилых помещений маневренного фонда, в связи с чем администрация муниципального образования «...» не в состоянии создать маневренный фонд для временного проживания граждан на территории муниципального образования «...».
Действительно Жилищный кодекс РФ не содержит положений относительно нормы жилых помещений маневренного фонда, однако указанное обстоятельство объективно, так как позволяет данный вопрос регулировать муниципальным образованиям самостоятельно в зависимости от потребностей муниципального образования.
Одновременно оценивая, как доказательство по принятию мер к созданию маневренного фонда на территории МО «...» письмо главы города от Дата обезличена Номер обезличен и письмо от Дата обезличена Номер обезличен, суд приходит к выводу, что данные письма не свидетельствуют о создании жилого маневренного фонда для временного проживания граждан на территории МО «...», в связи с чем не могут служить доказательствами по делу.
Иных доказательств, представителем ответчика по доверенности ФИО3 предоставлено не было.
Согласно п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив все собранные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Харабалинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «...» о признании бездействий администрации МО «...» по непринятию мер по созданию маневренного фонда на территории муниципального образования «...» незаконными, и возложении обязанности на администрацию МО «...» создать на территории муниципального образования «...» маневренный фонд для временного проживания граждан, удовлетворить полностью.
Признать незаконными бездействия администрации МО «...» по непринятию мер по созданию маневренного фонда на территории муниципального образования «...».
Обязать администрацию МО «...» создать на территории муниципального образования «...» маневренный фонд для временного проживания граждан.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение 10 дней.
...
Председательствующий судья Д.Ю. Яковлев
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...