признание бездействия органа местного самоуправления незаконным



дело № 2-240/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Харабали 22 апреля 2011 года

Харабалинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Тюлюпова Р.К.

при секретаре Эндерс Е.С.

рассмотрев заявление Прокурора Харабалинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «...» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

у с т а н о в и л :

Прокурор Харабалинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «...» о признании бездействия органа местного самоуправления в части неисполнения обязанностей по очистке территории от отходов производства и потребления, незаконным, и обязательстве устранения допущенных нарушений, указывая, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «...». В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства на территории МО «...» организация сбора и вывоза бытовых отходов в соответствии с санитарными правилами и нормами не эффективна. В результате ненадлежащей организации работы со системному сбору, хранению и вывозу отходов в настоящее время на территории муниципального образования имеются несанкционированные свалки, которые расположены на землях общего пользования, что свидетельствует о нерациональном использовании земель и их ненадлежащей охране и противоречит требования Федерального закона «О землеустройстве». В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории МО «...» в 800 м. южнее ... района ... на протяжении длительного периода времени расположена несанкционированная свалка, на которой расположены отходы потребления 1-5 класса опасности. Работа по ликвидации свалки, администрацией МО «...» не ведется. Установленное в ходе проверки нарушение требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления может создать неблагополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории МО «...», что приведет к нарушению конституционных прав граждан муниципального образования на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Просит признать бездействие администрации МО «...» в части неисполнения обязанностей по очистке территории МО «...» от отходов производства и потребления незаконным, обязать администрацию МО «...» совершить действия по очистке территории МО «...» от отходов производства и потребления, путем ликвидации свалки, расположенной в 800 м. южнее ... района ....

Помощник прокурора Харабалинского района Астраханской области Ивашиненко Н.Н. заявленные требования поддержал и просил суд их удовлетворить.

Ответчик, в лице главы МО «...» ФИО3, заявленные прокурором района требования, не признал и представил в суд возражения в которых указал, что несанкционированная свалка выявлена ошибочно, так как данная свалка является санкционированной. В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от Дата обезличена г. Номер обезличен ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрация МО «...» исполняет. Для реализации полномочий по решению вопросов местного значения в сфере организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов было принято Постановление Главы МО «...» от Дата обезличена г. Номер обезличен «О создании МУП ЖКХ МО «...». В соответствии с Уставом которого, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора является одним из основных видов деятельности МУП ЖКХ МО «...». Заниматься размещением и утилизацией бытовых отходов и мусора, соответственно проводить рекультивацию санкционированной свалки, администрация МО «...» полномочий не имеет. Это, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от Дата обезличена г. Номер обезличен ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к вопросам местного значения муниципального района. В настоящее время администрация МО «...» занимается вопросом по лицензированию деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. В этой целью они неоднократно обращались в администрацию МО «...» с просьбой выделить земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 10 га. для размещения свалки. Данную свалку планировалось лицензировать и в дальнейшем эксплуатировать. Администрация МО «...» отказала в предоставлении земельного участка для размещения свалки, в связи с тем, что это в полномочия Администрации МО «...» не входит, при этом свои полномочия в данной части, не исполняет. Кроме того, проверка, явившаяся основанием для обращения прокурора района в суд, проводилась без участия представителя Администрации МО «...», в связи с чем, не представилось возможности в ходе проведения проверки, дать пояснения. Считает, что признавать бездействие Администрации МО «...» в части неисполнения обязанностей по очистке территории МО «... от отходов производства и потребления незаконным, нет оснований.

Глава МО «...» ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях, поддержал и просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора района.

Представитель заинтересованного лица, Управления Роспотребнадзора Астраханской области по доверенности ФИО5 пояснила, что считает требования прокурора района подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Деятельность по сбору использованию, обезвреживанию, размещению опасных отходов в соответствии со ст.9 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об отходах производства и потребления» подлежит лицензированию

В соответствии со ст. 51 ФЗ « Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии п.8, 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ч.1 ст. 11 Федерального закона Номер обезличен - ФЗ от Дата обезличена г. «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч.1 ст. 21, ч.1 ст. 22 Федерального закона от Дата обезличена года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании было установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Харабалинского района Астраханской области Дата обезличена года совместно с государственным инспектором по охране природы Астраханской области ФИО6 на территории МО «...» было установлено, что в 800 м. южнее ... района ... имеется несанкционированная свалка отходов производства 1-5 класса опасности, площадью 3 000 кв.м. что является нарушением требований Сан Пин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и ст. 51 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

При этом как установлено в судебном заседании ни у Администрации МО «...», ни у МУП ЖКХ МО «...» не имеется лицензии на осуществление деятельности по сбору использованию, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.

Сведений о действиях по заключению договоров на оказание данных услуг с организациями, имеющими такие лицензии, ответчиком не представлено.

При этом суд учитывает довод ответчика о том, что место свалки является санкционированным, что нашло свое подтверждение в исследованных в судебном заседании Постановлении Номер обезличен от Дата обезличена года главы администрации ... района ... «Об оформлении документации на земельный участок на складирование бытовых отходов и оборудование скотомогильника», а также в акте выбора и обследования участка, согласно которого земельный участок площадью 10 га., расположенный в 1,5 км. южнее ... был отведен для размещения полигона для твердых, бытовых и производственных отходов.

Однако, суд также учитывает, что в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от Дата обезличена N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.Дата обезличена-03" (вместе с "СанПиН 2.Дата обезличена-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ Дата обезличена) - размещение объектов по размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления, осуществляется в соответствии с градостроительными решениями путем разработки предпроектной и проектной документации.

Предпроектная, проектная документация для каждого объекта должна быть представлена в объеме, позволяющем дать оценку принятых проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.

Указанные сведения ответчиком также не представлены

На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрацией МО «...» ... ... не в полной мере выполняются требования законодательства РФ в части соблюдения экологических норм, нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании было установлено, и это сторонами не оспаривалось, что свалка отходов производства и потребления расположена не в 800 м., а в 1,5 км. южнее ..., в связи с чем суд считает необходимым уточнить местонахождение свалки и считать, что она расположена в 1,5 км. южнее ... района ....

Таким образом, требования прокурора Харабалинского района Астраханской области о признании бездействия администрации МО «...» в части неисполнения обязанностей по очистке территории МО «...» от отходов производства и потребления незаконным и обязательстве администрации МО «...» совершить действия по очистке территории МО «...» от отходов производства и потребления, путем ликвидации свалки, расположенной в 1,5 км. южнее ... района ..., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,

РЕШИЛ:

  1. Требования Прокурора Харабалинского района Астраханской области удовлетворить.
  2. Признать бездействие администрации МО «...» в части неисполнения обязанностей по очистке территории МО «...» от отходов производства и потребления, незаконным
  3. Обязать администрацию МО «...» совершить действия по очистке территории МО «...» от отходов производства и потребления, путем ликвидации свалки, расположенной в 1,5 км. южнее ... района ....
  4. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Решение отпечатано судьей в совещательной комнате.

С у д ь я: подпись

.... Судья Тюлюпов Р.К.