Решение об оспаривании решения ГУ УПФ РФ по Ханкайскому району Приморского края



Дело № 2-261/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации


с. Камень- Рыболов ДД.ММ.ГГГГ

Ханкайский районный суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Катанаева А.В.,

при секретаре судебного заседания Заболотной С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крокосенко ИВ об оспаривании решения Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края» об отказе включения периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; о взыскании судебных издержек,

УСТАНОВИЛ:

Крокосенко И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края» (далее - ГУ УПФ по Ханкайскому району) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в обоснование которого ссылалась на то, что она приобрела необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ по Ханкайскому району от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В специальный стаж для назначения пенсии не был включен период ее трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности «операционной медицинской сестры» в «отделении переливания крови» муниципального учреждения здравоохранения Ханкайская центральная районная больница (далее – МУЗ Ханкайская ЦРБ), по причине отсутствия структурного подразделения «отделение переливания крови» в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, работа в которых дает право на досрочную пенсию в льготном порядке 1 год за полтора. В связи с чем, период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был посчитан в календарном порядке. В подтверждение права на включение в льготный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к заявлению о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в ГУ УПФ по Ханкайскому району, Крокосенко И.В. приложила документы по функциональным обязанностям «операционной медицинской сестры» отделения переливания крови, полагая, что «отделение переливания крови» по типу и характеру выполняемых ей по занимаемой должности функций, соотноситься с отделением хирургического профиля, что эти структурные подразделения имеют одно и то же направление деятельности, один и тот же профиль и тождественны по выполняемым ими функциям. Полагая данное решение территориального пенсионного органа нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, истица просила суд обязать ответчика включить период работы, в должности «операционной медицинской сестры отделения переливания крови» муниципального учреждения здравоохранения Ханкайская центральная районная больница на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, исходя из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев. Так же просила взыскать судебные издержки, в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в размере 200 рублей и расходы связанные с оплатой юридической помощи в размере 2000 рублей.

В судебном заседании Крокосенко И.В. заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях и Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность но охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях независимо от их возраста. Согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения «Управления Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края» приняла решение, что общая продолжительность специального стажа, подлежащего включению для назначения досрочной трудовой пенсии по старости составляет 19 лет 09 месяцев 02 дня, по этой причине отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Ответчик, мотивируя свое решение, указывает, что наименование подразделения «отделение переливания крови» нет в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых дает право считать 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. В соответствии с приложением к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в Перечне под номером 1 в графе «наименование структурных подразделений» указано - отделение хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, в графе «наименование должности» - значиться операционная медицинская сестра. Полагает, что «отделение переливания крови» по типу и характеру выполняемых ею по занимаемой должности функций, соотноситься с отделением хирургического профиля. Считает, что оба этих структурных подразделения имеют одно и то же направление деятельности, один и тот же профиль и тождественны по выполняемым ими функциям, работа в отделении переливания крови схожа с работой в хирургическим отделении. Пояснила так же, что работала в стационаре МУЗ Ханкайская ЦРБ, поскольку подготовка крови и ее компонентов считается малой операцией, к Поликлинике МУЗ Ханкайской ЦРБ, отделение переливания крови отношения не имеет. Таким образом, при условии подсчета периодов ее работы начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев, размер льготного стажа для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости будет достаточен (25 лет).

Представитель Государственного учреждения «Управления Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края» Розенко С.С. с заявленными исковыми требованиям не согласна, по следующим основаниям. Согласно п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, исчисляется как 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца; в списки входят врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В льготный стаж Крокосенко И. В., дающий право на досрочную трудовую пенсию включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Согласно Постановления N 464 от 06 сентября 1991г. установлены должности и перечень подразделений, один год работы в этих должностях и
подразделениях считается за 1 год и 6 месяцев. Согласно Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" период работы Крокосенко И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислен в календарном порядке. Согласно п. 3 Постановления N 1066 от 22 сентября 1999 г. врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, 1 год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Наименование структурного подразделения «отделение переливания крови» не входит в перечень, в связи с чем зачесть в льготный стаж Крокосенко И.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию, вышеперечисленные периоды из расчета 1 год работы в этих должностях и подразделениях за 1 год и 6 месяцев невозможно. Документов, подтверждающих одно и тоже направление деятельности отделений хирургического профиля стационаров и отделения переливания крови Крокосенко И.В. представлено не было. В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, независимо от их возраста. Общая продолжительность специального стажа, подлежащего включению для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Крокосенко И.В. составляет 19 лет 09 месяцев 02 дня. Принимая во внимание вышеизложенное, считает требования Крокосенко И.В. не подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения истца, представителя ГУ УПФ РФ по Ханкайскому району, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении иска.

В судебном заседании было установлено, что Крокосенко И.В. принята на должность «санитарки» отделения переливания крови в муниципальное учреждение здравоохранения Ханкайская центральная районная больница с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность «медицинской сестры» в отделение переливания крови, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности «операционной медицинской сестры» отделения переливания крови.

ДД.ММ.ГГГГ Крокосенко И.В. обратилась в ГУ УПФ РФ по Ханкайскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, по подпункту 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения «Управления Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение, что общая продолжительность специального стажа Крокосенко И.В. составляет 19 лет 09 месяцев 02 дня, что меньше требуемых 25 лет, в связи с чем отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г., в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), 1 год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца; а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.

Право на досрочную пенсию определяется по Постановлению Правительства о порядке назначения досрочных пенсий, в Постановлении же поименованы не все операционные медицинские сестры, а лишь работающие строго в указанных структурных подразделениях учреждений здравоохранения.

При этом работа в должности «операционной медицинской сестры», указанной в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункт 1 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Занимаемая истицей должность «операционная медицинская сестра» указана в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, а учреждение (подразделение) отделение переливания крови, в котором указанная деятельность осуществлялась, не указано в п. 1 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Требования истицы о включении спорного периода в специальный стаж, основываются на тождественности выполняемых ею функций, условиям и характеру деятельности в отделении хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, ни ранее действовавшим Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, не предусматривалось право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в структурном подразделении «отделение переливание крови» в должности "операционная медицинская сестра", указанная должность в названных списках не поименована, как и структурное подразделение «отделение переливание крови».

Не была предусмотрена эта должность в указанном подразделении и в Списках профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 г.

Истец полагает, что «отделение переливания крови» по типу и характеру выполняемых ею по занимаемой должности функций, соотноситься с отделением

хирургического профиля, оба этих структурных подразделения имеют одно и то же направление деятельности, один и тот же профиль и тождественны по выполняемым ими функциям, при этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений (структурных подразделений) указания на их клинический профиль или ведомственную принадлежность не является основанием дли исключения периода работы в данном учреждении (структурном подразделении) из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Однако, по мнению суда, истицей не представлено достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих тождественность выполняемых ею функций «операционной медицинской сестры» отделения переливания крови должности «операционной медицинской сестры» отделения хирургического профиля стационара.

В соответствии с конституционно-правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004г. №197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Путинцевой Е.Л. и Федоровой Е.С. на нарушение их конституционных прав положениями п.3 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности для решения вопроса о включении ее в подсчет льготного стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости может быть установлена судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

По смыслу разъяснений п. 9 Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при решении вопроса о включении периода работы подлежащего зачету в специальный стаж, либо отказе в его зачете необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Довод истца о тождественности функций, условий и характера деятельности в спорный период работы в качестве операционной медицинской сестры отделения переливания крови не подтвержден ни одним письменным доказательством.

В стаж осуществления лечебной деятельности могут быть включены только периоды работы лица, обращающегося за назначением пенсии, если занимаемая им должность и учреждение, в котором проистекала трудовая деятельность, перечислены в Списках от 29 октября 2002 года № 781.

Делая вывод о невозможности льготного исчисления стажа работы истицы после 1 ноября 1999 года, суд не выявил тождественность работы Крокосенко И.В. в качестве «операционной медицинской сестры» отделения переливания крови центральной районной больницы работе «операционной медицинской сестры» отделения хирургического профиля (хирургического отделения) стационара МУЗ Ханкайская ЦРБ.

Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", не предусматривает возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, на которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное Списками или Перечнем, наименованию должности, содержащемуся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, работа в учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списком, дает право на досрочную пенсию только при условии выполнения нормы рабочего времени на ставку зарплаты, т.е. работа должна осуществляться в течение полного рабочего дня. Как следует из штатного расписания, в МУЗ Ханкайская ЦРБ имеется отдельное структурное подразделение – отделение переливания крови, не входящее в стационар МУЗ Ханкайской ЦРБ, предусмотрена должность «операционной медицинской сестры», как и указано в трудовой книжке истицы.

Довод Крокосенко И.В. о том, что решение этого вопроса иным образом входит в прямое противоречие со ст. 19, 39 и 55 Конституции РФ и приведет к несоразмерному ограничению ее конституционных прав в сфере пенсионного обеспечения; что ее должность, по типу и характеру выполняемых ею функций, соотноситься с отделением хирургического профиля; что для нее должны быть установлены такие же условия по включению времени работы в льготный стаж, как и для работников, осуществляющих свою лечебную деятельность в отделениях хирургического профиля, ни на чем не основан.

Такой довод построен на ошибочном мнении истицы о равнозначности ее должности «операционной медицинской сестры» отделения переливания крови, с аналогичной должностью в отделении хирургического профиля, с учетом того, что лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения по сложности, а также по характеру, условиям труда и ее оплате различна в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении (подразделении).

По смыслу ст. 13 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5142 "О донорстве крови и ее компонентов" отделения переливания крови, созданные в муниципальных организациях здравоохранения, вправе осуществлять заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов.

Отделение переливания крови является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения и выполняет роль трансфузиологического центра данного учреждения. Отделение переливания крови организуется в лечебно-профилактическом учреждении при наличии потребности в компонентах и препаратах крови.

Масштабы деятельности «операционной медицинской сестры» в отделении переливания крови и в других отдельно взятых медицинских учреждениях (подразделениях), в частности, отделение хирургического профиля, несопоставимы по объему, нагрузке, интенсивности - в первом случае, работа «операционной медицинской сестры» связана не с осуществлением лечебной деятельности, а с иной деятельностью по охране здоровья населения: работа по заготовке, переработке на компоненты неапробированной крови; лабораторные исследования неапробированной крови; работа по выбраковке продукции с положительными маркерами на инфекционные заболевания в процессе производства и карантинизации компонентов крови; работа по производству препаратов крови и кровезаменителей, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, второй случай отличается большей интенсивностью и ответственностью: содействие врачу при оказании медицинской помощи больным (пострадавшим) в стационарных условиях; проведение лечебно-диагностических мероприятий, требуемых по состоянию здоровья больного (пострадавшего); ассистирование при инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятиях; перевязка; введение препаратов; проведение подготовки пациентов к различного рода процедурам, операциям.

Ссылка в исковом заявлении Крокосенко И.В. на то, что само по себе наименование структурного подразделения учреждения здравоохранения (отделение переливания крови) не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работника и не свидетельствует о существовании таких различий, не может служить основанием для включения периода ее работы в льготный стаж, с учетом того, что специфика должностных обязанностей по работе в конкретном учреждении для медицинского работника определяется в трудовом договоре (должностной инструкции), заключаемом между работодателем и работником.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ льготное исчисление стажа – год работы как 1 год и 6 месяцев связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделениях лечебных учреждений.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости с учетом льготного исчисления стажа, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете условий и интенсивности выполняемой ими работы.

При таких обстоятельствах решение ГУ УПФ РФ по Ханкайскому району об отказе включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости Крокосенко И.В. в должности «операционной медицинской сестры» в «отделении переливания крови» МУЗ Ханкайская ЦРБ, следует признать соответствующим, регулирующим спорные правоотношения, нормам закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Крокосенко ИВ об оспаривании решения Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края» об отказе включения периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; о взыскании судебных издержек, связанных с оплатой государственной пошлины в размере 200 рублей и расходов связанных с оказанием юридической помощи в размере 2000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд через Ханкайский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: