Решение о выселении без предоставления другого жилого помещения



Дело № 2-466/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Камень-Рыболов ДД.ММ.ГГГГ год

Ханкайский районный суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Катанаева А.В.,

с участием помощника прокурора Ханкайского района Шевченко Е.К.,

при секретаре судебного заседания Подолько А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю к Клименковой ЕВ о выселении без предоставления другого жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л

Пограничное управление ФСБ России по ПК обратилось в суд с иском к Клименковой Е.В. о выселении ее из <адрес> по следующим основаниям: квартира расположенная по адресу <адрес> включена в служебный жилой фонд Службы в с. Камень-Рыболов ПУ ФСБ России по ПК; трудовые отношения между Службой в с. Камень-Рыболов ПУ ФСБ и Клименковой Е.В. никогда не возникали; квартира Клименковой Е.В. для проживания не предоставлялась, ордер не выдавался, договор социального найма не заключался. В добровольном порядке требование о выселении из занимаемого служебного помещения не исполняет.

В судебном заседании представитель Пограничного управления ФСБ России по ПК Злобин П.В. на заявленных исковых требования настаивает в полном объеме, пояснил, что в 1998 г. квартира, являющаяся служебной была предоставлена военнослужащему ЗВИ, в 1999 г. он был досрочно уволен с военной службы, за невыполнение военнослужащим условий контракта, однако служебную квартиру не сдал. При проведении инвентаризации федерального имущества летом 2010 г. обнаружилось, что в данной квартире проживает Клименкова Е.В., считает, что она в квартире проживает незаконно, факт ее регистрации по квартире так же незаконен. С ней не заключалось договора найма, ордер не выдавался, военнослужащей она не является, как не является и членом семьи военнослужащего. Просит Клименкову Е.В. выселить из служебной квартиры без предоставления другого жилого помещения.

Представитель Клименковой Е.В., адвокат Ярошенко А.К., действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ , просила применить исковую давность, поскольку с 2001 г., с момента вселения Клименковой Е.В. прошло значительное время. Истец в соответствии со ст. 196 ГК РФ, срок исковой давности пропустил. Клименкова Е.В. вселилась в квартиру и зарегистрировалась там в качестве члена семьи военнослужащего, поскольку ее супруг ЗВИ продолжал работать в войсковой части.

Суд, заслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, с учетом мнения помощника прокурора Шевченко Е.К., полагавшего исковые требования удовлетворить, считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу <адрес>, постановлением главы <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ включена в служебный жилой фонд войсковой части для предоставления военнослужащим части на период прохождения службы.

Согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему ЗВИ была предоставлена квартира, с грифом «служебная», по адресу <адрес>, совместно с ним в квартиру вселились и члены его семьи, супруга ЗОВ с ребенком.

Приказом -лс от ДД.ММ.ГГГГ ЗВИ досрочно уволен с военной службы по п/п. В п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с невыполнением условий контракта.

Согласно актовой записи о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ оЗАГСа <адрес>, брак между гр. ЗВИ и гр. ЗОВ расторгнут ДД.ММ.ГГГГ

Согласно актовой записи о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ гр. ЗВИ и гр. Клименкова Е.В. зарегистрировали брак.

Как следует из Формы 10 Клименкова Е.В. зарегистрирована по адресу <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ То же следует и из выписки из домой книги от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что по адресу <адрес> зарегистрированной значиться Клименкова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из архивной выписки № З-6323/3 от ДД.ММ.ГГГГ, военнослужащий ЗВИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет календарную военную выслугу в размере 11 лет 11 месяцев 24 дня, определена окончательная дата исключения из списков личного состава отряда, с учетом отпуска - ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке б\н от ДД.ММ.ГГГГ ЗВИ в период с ДД.ММ.ГГГГ работал в Службе с. Камень-Рыболов в должности служащего на основании трудового договора, при этом права на обеспечение жилым помещением не имел.

Как следует их Карточки регистрации, ЗВИ выбыл с места регистрации <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, на Украину в <адрес>.

Суд установил, что квартира по адресу <адрес> отнесена к служебному жилому фонду, балансодержателем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписки из реестра федерального имущества является ГУ Краснознаменное Пограничное управление ФСБ РФ по Приморскому краю, включена в служебный жилой фонд войсковой части .

В результате реорганизации воинских подразделений войсковая часть переименована в Службу в с. Камень-Рыболов ПУ ФСБ Росси по ПК, служебная квартира по адресу <адрес>, в числе прочих была передана в распоряжение Службы в с. Камень-Рыболов ПУ ФСБ.

При разрешении спора о законности проживания и последующего выселения Клименковой Е.В., из служебной жилой площади юридически значимым и подлежащим обязательному выяснению обстоятельством является факт, свидетельствующий о правомерности ее вселения в служебное жилище и правомерности проживания в нем.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О статусе военнослужащих», социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей;.. . К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

С 01 марта 2005 г. в соответствии с ФЗ РФ № 198-ФЗ от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» вступил в действие Жилищный кодекс РФ, спорные правоотношения, возникшие до введения в действие Жилищного кодекса РФ и носящие длящийся характер, подлежат рассмотрению в соответствии с ранее действовавшим ЖК РСФСР, так как в силу ст. 5 указанного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Согласно п. 4 ст. 108 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения как ЗВИ, так и Клименковой Е.В., без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены члены семей военнослужащих.

В соответствии с частью 1статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2ст. 103 ЖКРФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, члены семьи военнослужащих.

Согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 названного Федерального Закона, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условии в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Исходя из положений ст. 2 вышеназванного Федерального закона, определяющей круг лиц, относящихся к членам семей военнослужащих, суд установил, что Клименкова Е.В. на момент увольнения ЗВИ из Вооруженных сил РФ не являлась членом его семьи и не могла быть учтена при возможном предоставлении ему жилого помещения.

В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 N 80, действовавшего в тот период отношений (документ утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1297, "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации") и Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", Клименкова Е.В. не относится ни к военнослужащим, ни к членам его семьи, поскольку, как установлено, на момент регистрации брака между ЗВИ и Клименковой Е.В., ЗВИ не являлся военнослужащим, соответственно она не имеет оснований закрепления за ней жилой площади.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 данного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что квартира по адресу <адрес> является служебной, и ДД.ММ.ГГГГ предоставлена ЗВИ как военнослужащему, на период прохождения военной службы, по контракту в войсковой части 2097 по месту службы в <адрес>.

Поскольку в 1999 году ЗВИ досрочно уволен с военной службы, в связи с нарушением условий контракта, имея календарную выслугу лет в размере 11 лет 11 месяцев и 24 дня, то есть не по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, а так же не по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, то в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» после увольнения с военной службы права на получение жилья не имел.

Соответственно после досрочного увольнения с военной службы ЗВИ, в силу положений ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» должен был сдать ранее занимаемое жилое помещение. Однако спорное жилое помещение не освободил.

Кроме того установлено, что ЗВИ не состоял в очереди, нуждающихся в предоставлении жилых помещений после увольнения с военной службы, как и Клименкова Е.В. не состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответчик Клименкова Е.В. не обращалась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из муниципального жилого фонда по договору социального найма, в едином общем списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так же не значится.

Брачно-семейные отношения между ЗВИ и Клименковой Е.В. прекращены, поскольку судом установлено, что с начала 2002 г., фактически сразу после регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ, ЗВИ убыл на Украину, на постоянное место жительство, снявшись с регистрационного учета по спорной квартире, которую не сдал войсковой части, при этом он никаким образом не поддерживает брачно-семейные отношения с супругой - Клименковой Е.В., что фактически и не оспаривалось в суде.

Поскольку судом установлено, что ЗВИ на момент начала пользования Клименковой Е.В. квартирой, утратил связь с Вооруженными силами РФ, в связи с досрочным увольнением со службы, то Клименкова Е.В. не может относиться к членам семьи военнослужащего, поэтому, по основанию п. 4 ст. 108 ЖК РСФСР Клименкова Е.В. не имеет права на пользование квартирой.

Суд пришел к выводуо том, что Клименкова Е.В., зарегистрировалась в квартире не в качестве члена семьи военнослужащего ЗВИ, который к моменту регистрации их брака не имел отношения к военной службе, не в соответствии с нормами ФЗ «О статусе военнослужащих», т.е. пользование квартирой осуществлялось не в связи с наличием у Клименковой Е.В. статуса члена семьи военнослужащего и не в соответствии с положениями ст. 5 ФЗ «О статусе военнослужащих», социальные гарантии и компенсации, включая гарантии по предоставлению жилых помещений, предусмотренные ФЗ «О статусе военнослужащих», на Клименкову Е.В. не распространяются.

Поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, Клименкова Е.В. не являлась членом семьи военнослужащего на момент регистрации ее в квартире; на момент регистрации брака с ЗВИ, последний полностью утратил связь с Вооруженными силами РФ; он добровольно снялся с регистрационного учета по спорной квартире, выбыл за пределы Российской Федерации; на учете в качестве нуждающегося военнослужащего в предоставлении жилья или улучшении жилищных условия не состоял; права на получение государственного жилищного сертификата не имел; обязан был сдать предоставленное ему жилое помещение в связи с досрочным окончанием контракта, суд считает, что Клименкова Е.В. не имела законного основания в пользовании квартирой по адресу <адрес>.

По смыслу ст. 13 ФЗ № 189 от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие ЖК РФ», граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1статьи 51Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалосьзакономдо введения в действие Жилищногокодекса Российской Федерации.

Положения пункта 4 части 1статьи 108 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие с 01 марта 2005 года ЖК РФ, предусматривающее выселение с предоставлением другого жилого помещения для семей военнослужащих на спорные правоотношения не распространяются. Ответчица, не входит в перечень лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, предусмотренныйстатьей 108 ЖК РФ.
Соответственно, не может быть применена к заявленному спору правовая норма, содержащаяся встатье 13 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

При таких обстоятельствахсуд пришел к выводуо том, что договор найма специализированного жилого помещения - служебной квартиры по адресу <адрес> ЗВИ прекращен после его увольнения и последующего добровольного выселения из спорного жилого помещения.

К категории лиц, выселение которых из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения не допускается в соответствии сост. 103 ЖК РФ, Клименкова Е.В. не относится.

Следовательно, согласно правовой позиции изложенной в Постановлении Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", такое вселение следует рассматривать как незаконное и не порождающее у лица прав нанимателя на жилое помещение. В таком случае наймодатель, вправе предъявить к вселившемуся лицу требование о выселении, на которое исковая давность не распространяется. При удовлетворении названного требования лицо, незаконно вселившееся в жилое помещение, подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.

Довод представителя ответчика о пропуске срока исковой давности следует признать несостоятельным, не основанным на законе. Спорная квартира Клименковой Е.В. не предоставлялась, самостоятельного права пользования жилым помещением у Клименковой Е.В. не возникло, оснований для проживания в спорном жилом помещении после досрочного увольнения ЗВИ с военной службы у ответчицы не имелось, поскольку право пользования данной квартирой ею, как и ЗВИ утрачено, в связи с чем, длительность проживания в данной квартире, свыше трех лет, и внесение платежей за пользование жильем, а также то, что у ответчицы имеются два несовершеннолетних ребенка, в отношении которых она лишена родительских права, в настоящее время не имеет правового значения при разрешении возникшего спора.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ, в случае если истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с НК РФ, госпошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от ее уплаты) пропорционально удовлетворенных судом исковых требований.

Поскольку в силу ст. 333.36 НК РФ истец освобожден о уплаты государственной пошлин, то с ответчика Клименковой Е.В. подлежит взысканию госпошлины подлежащая уплате при подаче физическим лицом искового заявлении имущественного характера не подлежащего оценке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю к Клименковой ЕВ о выселении без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.

Выселить Клименкову ЕВ из занимаемого служебного помещения по адресу <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с Клименковой ЕВ в доход бюджета Ханкайского муниципального района государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение 10 дней через Ханкайский районный суд.

Председательствующий: