Дело № 2– 940/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Камень – Рыболов 06 декабря 2011 год Ханкайский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Катанаева А.В., при секретаре судебного заседания Григорович И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ханкайского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования, УСТАНОВИЛ: Прокуратурой Ханкайского района Приморского края подано в суд исковое заявление, согласно которого, проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Ханкайского муниципального района, в ходе которой установлены нарушения действующего природоохранного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, допущенных администрацией Октябрьского сельского поселения. В соответствии с требованиями п. 18 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения возложены на органы местного самоуправления также в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». Порядок сбора отходов на территории поселения муниципального образования, предусматривающий их разделение на виды определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В нарушение вышеуказанных требований на территории Октябрьского сельского поселения порядок сбора отходов с разделением их по видам - не определен, в ходе проведенной проверки установлены факты не соответствия осуществления функционирования и эксплуатации сельских свалок нормам и требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании помощник прокурора Шевченко Е.К. исковые требования поддержал по основаниям и доводам изложенным в исковом заявлении. Представитель Октябрьского сельского поселения, глава поселения Богданов Н.И. согласен с исковыми требованиями, пояснил, что поскольку на содержание свалок бытовых отходов выделяется недостаточное количество денежных средств, то и содержать свалки в соответствии с санитарными правилами и нормами не представляется возможным. На эти цели в бюджете поселения предусмотрено только 50 тысяч рублей, осваиваются которые в течении года. Как установлено судом, на основании распоряжения № 418 от 08 сентября 2011 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, проведена проверка в отношении Администрации Октябрьского сельского поселения, по факту выявления нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и принятия мер по их пресечению. В ходе проведения проверки исполнения природоохранного законодательства на территории свалки твердых бытовых отходов в с. Октябрьское Ханкайского муниципального района, расположенной на восточной окраине села за пределами жилой зоны, установлено что загрязнена прилегающая к свалке территория бытовым мусором, чистка своевременно не проводится, что не отвечает требованиям п. 5.6 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Вывоз мусора с жилой территории не организован, специальный автотранспорт отсутствует, генеральной схемы очистки населенного пункта нет, что является нарушением п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1988г «Санитарные правила содержания территории населенных мест», вывоз мусора осуществляется «самовывозом». На свалке отсутствует ограждение, что не соответствует требованиям п.4.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Отсутствует зонирование территории, не оборудовано помещение для рабочего полигона, не заасфальтирована и не освещена территория хозяйственной зоны, что является нарушением п. 4.1, п.4.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». В штате сельского поселения отсутствует ответственное лицо за содержание ТБО, что нарушает требования п.2.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Отсутствует производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО, что не отвечает требованиям п.6 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». В ходе проверки свалки твердых бытовых отходов в с. Новониколаевка Ханкайского района Приморского края, расположенной на западной окраине села за пределами жилой зоны, установлено что загрязнена прилегающая к свалке территория бытовым мусором, чистка своевременно не проводится. Вывоз мусора с жилой территории не организован, специальный автотранспорт отсутствует, генеральной схемы очистки населенного пункта нет, отсутствует ограждение свалки, отсутствует зонирование территории, не оборудовано помещение для рабочего полигона. Отсутствует производственный контроль за эксплуатацией свалки. В ходе проверке свалки твердых бытовых отходов в с. Люблино расположенной на западной окраине села за пределами жилой зоны, установлено что загрязнена прилегающая к свалке территория бытовым мусором, чистка своевременно не проводится. Вывоз мусора с жилой территории не организован, специальный автотранспорт отсутствует, генеральной схемы очистки населенного пункта нет. Отсутствует ограждение полигона свалки, отсутствует производственный контроль за эксплуатацией свалки. В ходе проведения проверки свалки твердых бытовых отходов в с. Майское, расположенной на западной окраине села за пределами жилой зоны, установлено что загрязнена прилегающая к свалке территория бытовым мусором, чистка своевременно не проводится. Вывоз мусора с жилой территории не организован, специальный автотранспорт отсутствует, генеральной схемы очистки населенного пункта нет. Отсутствует ограждение полигона свалки, отсутствует производственный контроль за эксплуатацией свалки. Частью 1 статьи 7 ФЗ от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений. Согласно положений подпункта 18 пункта 1 статьи 14 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Главой 2 ст. 5 Устава Октябрьского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относятся в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения; организация сбора, вывоза, бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории сельского поселения. Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду. В силу ч. 2 ст. 2 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. По настоящему делу установлено, что Администрация Октябрьского сельского поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора должным образом не осуществляла, поскольку указанное обстоятельство, подтвержденное актами проверки Роспотребнадзора и фактически не оспариваемое ответчиком, свидетельствует о неисполнении Администрацией поселения полномочий по решению указанных вопросов местного значения, суд с учетом того, что действующее законодательство не связывает реализацию этих полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, приходит выводу об обоснованности заявленных прокурором требований. Согласно ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с положениями ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В связи с чем, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Однако суд не может согласиться с требованиями прокурора о понуждении ликвидации несанкционированных свалок на территории Октябрьского сельского поселения, в с. Октябрьское и Новониколаевка. Как усматривается из материалов дела, согласно «Актов предварительного согласования земельных участков под размещение свалок под утилизацию бытовых отходов» от 18 сентября 2006 г. в селах Майское, Октябрьское, Люблино, Новониколаевка и постановления главы Ханкайского муниципального района № 97-па от 06 марта 2008 г. Октябрьскому сельскому поселению отведены для размещения свалок бытовых отходов земельные участки: с. Октябрьское Ханкайского муниципального района в 400 м. восточнее ориентира по адресу: с. Октябрьское ул. Луговая, 10, площадью 1 га.; с. Майское Ханкайского муниципального района в 1800 м. северо-восточнее ориентира по адресу: с. Майское, ул. Молодежная, 8, площадью 1 га.; с. Люблино Ханкайского муниципального района в 400 м. южнее ориентира по адресу: с. Люблино, ул. Ярославская, 6, площадью 1 га.; с. Новониколаевка Ханкайского муниципального района в 800 м. западнее ориентира по адресу: с. Новониколаевка, ул. Жданова, 20, площадью 1 га. Согласно же Акта проверки № 418 от 30 сентября 2011 г. проверка Роспотребнадзором была проведена на свалках ТБО, в с. Октябрьское, расположенной на восточной окраине села; в с. Новониколаевка, расположенной на западной окраине села; в с. Люблино, расположенной на западной окраине села; в с. Майское, расположенной на западной окраине села. При этом, как ни в Акте проверки, так и в протоколе осмотра территорий от 15 сентября 2011 г., не указано, что свалки несанкционированны, не указано более точное месторасположение проверяемых мест сбора ТБО, кроме направления сторон света. Поскольку проверка Роспотребнадзора, с целью выявления нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, проводилась на свалках ТБО в с. Октябрьское и Новониколаевка расположенных в зонах предусмотренных «Актами предварительного согласования земельных участков под размещение свалок под утилизацию бытовых отходов» и постановления № 97-па, т.е. в специально предусмотренных зонах содержаний и хранения ТБО в Октябрьском сельском поселении, это не дает суду оснований для признания свалок ТБО в с. Октябрьское Ханкайского муниципального района в 400 м. восточнее ориентира по адресу: с. Октябрьское ул. Луговая, 10, площадью 1 га.; с. Новониколаевка Ханкайского муниципального района в 800 м. западнее ориентира по адресу: с. Новониколаевка, ул. Жданова, 20, площадью 1 га несанкционированными, и понуждения ответчика произвести очистку данной территории, поэтому в этой части суд отказывает прокурору в удовлетворении исковых требований. Касательно проверок свалок ТБО в селах Майское и Люблино, расположенных западнее сел, то суд считает, что проверкой Роспотребнадзора установлен факт бездействия Администрации Октябрьского сельского поселения, выразившийся в непринятии мер по утилизации несанкционированных свалок в данных населенных пунктах, по указанным в Акте проверки месторасположениям, поскольку свалки несанкционированны и расположены вне зон предусмотренных «Актами предварительного согласования земельных участков под размещение свалок для утилизации бытовых отходов» и постановления № 97-па. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию территории свалок, организации сбора, вывоза, бытовых отходов и мусора на территории Октябрьского сельского поселения и непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок. Обязать Администрацию Октябрьского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края очистить несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные западнее края с. Майское Ханкайского муниципального района, за пределами жилой зоны; западнее с. Люблино Ханкайского муниципального района, за пределами жилой зоны. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ханкайский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий