Дело № 2-425/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с.Камень-Рыболов
Ханкайский районный суд Приморского края
в составе председательствующего судьи Поташовой И.И.,
при секретаре Проворовой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Снигур ОИ к Администрации Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района о возложении обязанности по постановке на учет вдовы участника войны, в качестве нуждающейся в получении жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Истец Снигур О.И. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района о возложении обязанности по постановке ее на учет, как вдовы участника войны, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий указав, что она является вдовой участника (инвалида) Великой Отечественной войны (далее участника ВОВ). ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы Ильинского сельского поселения №, она как вдова участника ВОВ была поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Постановлением главы указанного поселения № от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как лицо не имеющая в собственности жилья. Однако ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы поселения № она снята с указанного учета. Основанием для снятия с учета, послужил тот факт, что ранее в мае 2009г. принадлежащее ей на праве собственности домовладение, в котором она проживала, она подарила дочери, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ было расценено как ухудшение с ее стороны своих жилищных условий. Между тем, ее решение подарить дом дочери, было продиктовано исключительно иными намерениями, а именно: дом не имеет коммунальных услуг, в силу своего возраста 81 год и состояния здоровья, она не имеет возможности самостоятельно себя обслуживать. Полагает, что отказ в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе «жилье ветеранам» является незаконным. Просит суд признать Снигур О.И. как вдову участника ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Ильинского сельского поселения поставить Снигур О.И. на учет в качестве нуждающейся, в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании Снигур О.И. уточнила исковые требования. Просит суд признать ее как вдову участника (инвалида) ВОВ, не имеющую в собственности жилое помещение нуждающуюся в получении жилого помещения, обязать Администрацию Ильинского сельского поселения поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, с момента ее первоначального обращения с заявлением в администрацию поселения, дополнительно пояснив, что ей исполнился <иные данные изъяты> год. Ее муж Снигур П.Ф. являлся участником (инвалидом) ВОВ. До его смерти ДД.ММ.ГГГГ они проживали в <адрес> в <адрес>, построенном еще в 30-х годах. От государства никакого жилья она с мужем никогда не получала. В настоящее время, проживать в указанном доме она не может по возрасту и по состоянию здоровья (сахарный диабет), кроме того, дом аварийный, проживать в нем тяжело, он плохо отапливается, быстро остужается, воды нет, в случае дождя, подпол полностью заливается водой, отчего в доме всегда сыро. Жилищные условия она намеренно не ухудшала. В мае 2009года она подарила дом дочери, которая постоянно приезжает к ней из <адрес>, чтобы за ней ухаживать. О том, что ей положена льгота от государства на получения жилья, она узнала только в декабре 2009г. от специалиста Ильинского сельского поселения. Из указанного дома она никуда не выезжала, продолжает там проживать, в доме зарегистрирована. Просит суд удовлетворить ее требования.
В судебном заседании представитель истца Лукьяненко Е.П. поддержала уточненные исковые требования, пояснив, что она является дочерью истца. В силу возраста истцу необходим постоянный уход, она не может себя обслуживать, топить печь, носить воду. Дом в марте 2010г. был признан нуждающимся в капитальном ремонте. Истец намеренно не ухудшала свои жилищные условия, поскольку о том, что ей положено по льготе новое жилье, она узнала только в декабре 2009г, уже после того, как дом был ею подарен. В доме истец проживает по настоящее время, никуда из него не выезжала. Полагает, что тот факт, что ранее дом был подарен ей истцом, не имеет значение, поскольку истец, как вдова ветерана (инвалида) ВОВ имела право на постановку ее на учет на получение жилого помещения, еще в период, когда она являлась собственником дома. Данный факт, не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. Просит суд заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Воробьев В.П. исковые требования признал, пояснил, что он является главой Администрации Ильинского сельского поселения. В декабре 2009г. от Департамента социальной защиты по Приморскому краю поступило сообщение о необходимости к концу года поставить всех вдов и участников ВОВ, у которых нет в доме коммунальных услуг на учет, в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий. Снигур О.И. было предложено написать заявление, после чего, она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При собирании всех необходимых документов для оформления субсидии, ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование ее дома, дом был признан нуждающимся в капитальном ремонте. При обследовании жилищных условий истца, комиссией не брался во внимание ее возраст, состояние здоровья. Вместе с тем, степень биологического повреждения жилья, выявленного при обследовании дома, не позволяет истцу в свои 81 год в указанном помещении проживать, поддерживать его в нормальном состоянии. При указанных обстоятельствах, и с учетом установленного факта, что истец не являлся с мая 2009г. собственником указанного дома, было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, как лицо, не имеющее в собственности жилого помещения. Однако в принятии документов в Департаменте социальной защиты в ПК было отказано, по основаниям ст. 53 ЖК РФ, в связи с чем, она была снята с учета, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Полагает, что истец может быть признана нуждающейся в получении жилого помещения.
В судебном заседании свидетель ЗВП пояснила, что она является старшим специалистом администрации поселения. ДД.ММ.ГГГГ она в составе комиссии, принимала участие в обследовании состояния дома Снигур О.В. В ходе осмотра, было установлено, что дому требуется капитальный ремонт, при этом не учитывался возраст истца. Вместе с тем, выявленные по состоянию дома нарушения не позволяли вдове участника войны проживать в таких условиях.
В судебном заседании свидетель БЕВ пояснил, что он является государственным инспектором Ханкайского района по пожарному надзору. ДД.ММ.ГГГГ он принимал участие в комиссии по обследованию дома Снигур О.В. Было установлено, что дом не соответствует требованиям пожарной безопасности. В доме полностью требуется полная замена электропроводки, печное отопление не соответствует правилам пожарной безопасности, конструкции дома полностью сгнили, в связи с чем, требуется их полная замена. С момента обследования, дом так и не отремонтировали. Считает, что проживать в указанном доме не безопасно, особенного для пожилого человека.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Как установлено судом истец Снигур ОИ, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является вдовой участника (инвалида) Великой Отечественной Войны СПФ, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН по Ханкайскому муниципальному району (л.д. 6 )
Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года (в редакции Указа Президента РФ № 30 от 09.01.2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».
Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, по обеспечению жильем предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» ст. 23.2
Кроме того, согласно указанного ФЗ, члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п. 4 ч. 1 ст. 21 указанного ФЗ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма жилые помещения могут предоставляться только малоимущим и иным определённым федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Ветераны ВОВ и члены их семей относятся к «иным определённым федеральным законом категориям граждан».
В соответствии с пунктом 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) «О ветеранах», ч.7 ст. 52 ЖК РФ, определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий), устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации, в данном случае Законом Приморского края от 11.11.2005 N 297-КЗ в ред. от 26.06.2006г.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (п.1. Закона Приморского края от 11.11.2005 N 297-КЗ).
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
В соответствии с ч.3, 4 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено судом Снигур О.А. согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал на праве собственности дом, расположенный по адресу: <адрес>.(л.д. 10)
ДД.ММ.ГГГГ истец подарила указанный дом своей дочери Лукьяненко Е.П., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права УФРС по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12)
ДД.ММ.ГГГГ Снигур О.И. реализуя свое право на обеспечение жильем, как вдова участника (инвалида) ВОВ обратилась в администрацию Ильинского сельского поселения с заявлением о постановке ее на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. При этом Снигур О.И. поселению было предоставлено свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы Ильинского сельского поселения Ханкайского МР № от ДД.ММ.ГГГГ Снигур О.И. как собственник дома была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. (л.д.13)
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (ред. от 02.08.2007) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования, которым должно соответствовать жилое помещение. Пунктом 2 указанного Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно Акта обследовании помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого были выявлены недостатки дома: фундамент потрескался, просел, дом врос в землю, рамы окон сгнили, электропроводка полностью повреждена, подпол залит водой, заключения о признании жилого помещения пригодным (не пригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, дом истца по адресу: <адрес> признан нуждающимся в ремонте (л.д. 34-35)
Из пояснений представителя ответчика главы поселения Воробьева В.П., свидетелей (членов комиссии) ЗВП и БЕВ при обследовании дома для установления факта пригодного или не пригодного для проживания, возраст истца, ее состояние здоровья ими не учитывался.
С учетом выявленных недостатков по состоянию дома, возраста истца, ее состояния здоровья, а также, с учетом того факта, что истец с мая 2009г. не имела в собственности жилья, администрацией поселения было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о признании Снигур О.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий, как лицо, не имеющее в собственности жилого помещения.
Указанным сельским поселением постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Снигур О.И. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ) по основаниям, предусмотренным ст. 53 ЖК РФ (намеренное ухудшение своих жилищных условий) (л.д. 17).
Согласно ч.1 п.5 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как указано в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ Снигур О.А. снята с учета в соответствии со ст. 53 ЖК РФ.
Суд полагает, что истец Снигур О.И. как вдова участника (инвалида) ВОВ, имеет право согласно ФЗ №5 – ФЗ от 12.01.1995года « О ветеранах» на признания ее в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и действия ст. 53 ЖК к ней применяться не могут по следующим основаниям.
Согласно сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ Снигур О.И. не имеет в собственности жилья и не является нанимателем по договору социального найма (л.д. 33)
Статья 53 ЖК РФ устанавливает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, а именно определяет, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Снимая Снигур О.И. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ответчик исходил из того, что истец совершил умышленные действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, исходя из правовых позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ», по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, в ст.53 ЖК РФ закон устанавливает определенную санкцию за неправомерные действия граждан с целью предоставления им жилой площади, а именно в том случае, если гражданин намеренно, то есть осознанно, ухудшил свои жилищные условия с целью предоставления ему другого жилого помещения. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении должна быть установлена прямая причинная связь.
Суд полагает, что истцом Снигур О.И. никаких намеренных, умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения ее жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем, не совершались.
Как установлено судом, с учетом проведенного обследования дома, заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Снигур О.И. являясь собственником дома (до передачи дома по дарственной дочери) имела право на улучшение жилищных условий ( в виде получения жилого помещения), в связи с невозможностью в указанном доме проживать (его биологической изношенностью).
Данный факт, подтверждается вынесенным постановлением поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, истец признана как лицо, не имеющее в собственности жилья, нуждающейся в улучшении жилищных условий, которое до настоящего времени также не отменено.
О том, что Снигур О.И. имела право на улучшение жилищных условий, как вдова участника (инвалида) ВОВ она узнала в декабре 2009года от специалиста Администрации поселения уже после того, как она подарила жилье дочери. Данный факт сторонами не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ истец как собственник дома была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
По мнению суда, факт того, что истец подарила указанный дом дочери, не лишил ее своего законного права на улучшение жилищных условий в виде получения жилого помещения как вдовы участника ВОВ, то есть на момент передачи дома, истец право на улучшение своих жилищных условий имела, осознанно она не ухудшила свои жилищные условия, как проживала до оформления дарственной, так и продолжает в указанном доме проживать.
При указанных обстоятельствах, применение ст. 53 ЖК РФ о намеренном ухудшении жилищных условий недопустимо, поскольку эта норма распространяется только на граждан, ухудшивших свои жилищные условия с намерением постановки на учет.
Таким образом, в действиях истца по передаче дома дочери не усматривается намеренного ухудшения своих жилищных условий, с целью получения права встать на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, поскольку, являясь собственником дома, она также имела такое право, в связи, с чем, данное основание не может быть положено в основу отказа вдове участника ВОВ в постановке ее на учет, в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
Отказ ответчика в признании истца нуждающейся в получении жилого помещения, нарушает права истца на получение жилья, установленного ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
При указанных обстоятельствах, Снигур О.И. как вдову участника (инвалида) ВОВ, необходимо признать нуждающейся в получении жилого помещения и обязать Администрацию Ильинского сельского поселения поставить ее на учет, для получения жилого помещения.
Постановку на учет Снигур О.И. для получения жилого помещения по договору социального найма следует произвести с момента ее первоначального обращения с заявлением в администрацию поселения и постановки ее на учет в Администрации поселения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, изданное Администрацией поселения Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Снигур О.И. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ) по основаниям, предусмотренным ст. 53 ЖК РФ, является незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Исковое заявление Снигур ОИ удовлетворить.
Признать Снигур ОИ, как вдову участника (инвалида) Великой Отечественной войны, имеющую право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону №5 – ФЗ от 12.01.1995года « О ветеранах» нуждающейся в получении жилого помещения.
Обязать Администрацию Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края поставить Снигур ОИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес> на учет для получения жилого помещения, как вдову участника (инвалида) Великой Отечественной войны, имеющую право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону №5 – ФЗ от 12.01.1995года « О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течении 10 дней через Ханкайский районный суд.
Председательствующий: