Об оспаривании решения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2010 года Хамовнический районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Канановича И.В., при секретаре Пучковой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1792/10 по заявлению Шефер И.Р. об оспаривании решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что при вынесении незаконного отказа о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о Региональной немецкой национально-культурной автономии г. Москвы, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы, были допущены нарушения прав заявителя. Заявитель просит признать незаконным решением Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать устранить допущенные нарушения.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал.

Суд, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

В соответствии со статьей 117 ГК РФ общественные организации (объединения) являются некоммерческими организациями. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) как участников отношений, регулируемых Гражданским Кодексом РФ, определяются законом.

Деятельность некоммерческих организаций на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ.

Статьей 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы: 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; 2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах; 3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; 4) сведения об учредителях в двух экземплярах; 5) документ об уплате государственной пошлины; 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией; 7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование; 8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

В силу ст. 23 ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.

Изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

Судом установлено, что Региональная немецкая национально-культурная автономия г. Москвы образована на учредительной Конференции ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована в качестве юридического лица, что подтверждается протоколом № учредительной конференции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-53), Уставом (л.д. 42-46), свидетельством о регистрации общественного объединения (л.д. 47).

Шефер И.Р. подала в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве заявление от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (л.д. 61-66), о чем выдана расписка (л.д. 67).

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве было отказано во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 40-41).

В соответствии со ст.13 ГК РФ и разъяснениями, содержащимися в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с данными требованиями.

В силу ст. 17 ФЗ «Об общественных объединениях» вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого представленного суду доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что в судебном заседании не нашли подтверждения обстоятельства, на которых основано заявление требования, а именно нарушение действующего законодательства, а также нарушение действиями Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве каких-либо гражданских прав и охраняемых законом интересов Шефер И.Р.

Данный вывод суда основан на следующем.

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об Общественной немецкой национальной культурной автономии, имеющей ОГРН № (л.д. 83-87), а также об Общественной организации «Региональная немецкая национально-культурная автономия г. Москвы», имеющей ОГРН № (л.д. 88-92).

В заявлении Шефер И.Р. указан ОГРН 1037739433918, что означает обращение от имени Общественной немецкой национальной культурной автономии. При этом в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует указание на организационно-правовую форму данного юридического лица, а в листе А заявления (л.д. 66) указана организационно-правовая форма «национально-культурная автономия», которая не предусмотрена действующим законодательством.

Суд находит правильным вывод о том, что вызывает сомнение правомочность решений, оформленных протоколом заседания Совета Региональной немецкой национально-культурной автономии г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку персональный состав Совета Региональной немецкой национально-культурной автономии г. Москвы, избранный на отчетно-перевыборной конференции ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует указанному в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ При этом суд учитывает, что представленный заявителем протокол отчетно-выборной конференции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54-58), в орган юстиции не представлялся, в связи с чем отсутствует в представленной суду копии регистрационного дела. Кроме того, копия протокола заседания Совета от ДД.ММ.ГГГГ, приложенная к заявлению (л.д. 59), не идентична копии протокола заседания Совета от ДД.ММ.ГГГГ, приложенной заявителем к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 118).

Кроме того суд принимает во внимание, что в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве сведения об Общественной немецкой национально-культурной автономии отсутствуют, решение о государственной регистрации указанной организации Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве не принималось.

При указанных обстоятельствах суд находит правомерным отказ в принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общественной немецкой национально-культурной автономии (ОГРН №), поскольку решения о государственной регистрации данного юридического лица уполномоченным органом или его территориальным органом не принималось.

При этом суд учитывает, что в судебном заседании не представлено доказательств того, что действиями Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве нарушены какие-либо права заявителя, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Шефер И.Р. об оспаривании решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведению о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней в Московский городской суд.

Судья: