РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2010 года Хамовнический районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Бугынина Г.Г., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2440/10 по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Некоммерческому партнерству «Садленгаз» о признании недействительным решений,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанными требованиями мотивируя тем, что являются членами Некоммерческого партнерства «Садленгаз» (далее НП «Садленгаз»). 12.09.2009г. и 15.11.2009г. НП «Садленгаз» были приняты решения по вопросам относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов Партнерства в результате голосования по опросным листам и бюллетеням.
По мнению истцов при принятии решений 12.09.2009г. и 15.11.2009г. нарушены их права на участие в проведении общего собрания членов НП «Садленгаз», в формировании вопросов относящихся к исключительной компетенции общего собрания, в управлении НП «Садленгаз», оспариваемые решения приняты в нарушении действующего законодательства и Устава НП «Садленгаз».
ФИО2, ФИО3, ФИО4 просят суд признать недействительным решение НП «Садленгаз» принятое 12 сентября 2009г. на основании опросных листов и решение НП «Садленгаз» принятое 15 ноября 2009г. на основании бюллетеней.
Истцы и представитель истцов в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель НП «Садленгаз» в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, мотивируя тем, что при принятии оспариваемых решений положений Устава НП «Садленгаз» и действующего законодательства допущено не было. Порядок проведения собраний с использованием опросных листов и бюллетеней был установлен ответчиком и не нарушает права истцов.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. №7-ФЗ некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Члены некоммерческого партнерства вправе: участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства; получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке; по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства; если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства; получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Пунктами 1-2 статьи 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. №7-ФЗ установлено, что основы управления некоммерческими организациями применяются по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. №7-ФЗ высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются, в частности, общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации; определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.
Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.
Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
Судом установлено, что НП «Садленгаз» является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных уставом, а именно: газификация строений, являющихся собственностью членов Партнерства, находящихся на территории садового некоммерческого товарищества «Ленинградец». НП «Садленгаз» зарегистрирован за ОГРН 1027796744170 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-27).
В соответствии с пунктами 8.1, 8.5, 8.6 Устава НП «Садленгаз» высшим органом управления является общее собрание членов партнерства, которое созывается не реже 1 раза в год и не позднее 3-х месяцев по окончании финансового года. Общие собрания организуемые раньше этого срока являются внеочередными и созываются по мере необходимости.
Пунктом 8.3 Устава установлены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания членов Партнерства, включая вопросы по определению приоритетных направлений деятельности товарищества, принципов формирования и использования его имущества, образование правления, выборы членов Правления, досрочное прекращение их полномочий, выборы членов ревизионной комиссии, досрочное прекращение их полномочий.
Следовательно, разрешение вопросов относящихся к исключительной компетенции общего собрания членов Партнерства производится членами партнерства на общих собраниях членов Партнерства как очередных, так и внеочередных.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на общем собрании членов НП «Садленгаз» было принято решение в случае необходимости оперативного решения текущих вопросов деятельности Партнерства по представлению правления проводить голосование по таким вопросам в форме опросного листа, либо именными бюллетенями.
Судом установлено, что истцы являются членами Некоммерческого партнерства «Садленгаз».
Согласно пп. 6.1.1, 6.1.4 Устава члены товарищества вправе участвовать в управлении делами Партнерства, вносить предложения в повестку дня на общих собраниях членов Партнерства.
ДД.ММ.ГГГГ НП «Садленгаз» были приняты решения на основании произведенного членами НП «Садленгаз» голосования по опросным листам, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами (л.д. 7, 37). Данные решения были оформлены итоговым опросным листом голосования членов НП «Садленгаз» и подписаны счетной комиссией ДД.ММ.ГГГГ
Из содержания опросных листов следует, что на голосование членам НП «Садленгаз» были поставлены вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания членов НП «Садленгаз» в том числе по п. 7.6.3 Устава, но по результатам данного голосования решение от ДД.ММ.ГГГГ было принято без проведения общего собрания НП «Садленгаз» в порядке не предусмотренном Уставом НП «Садленгаз» и ФЗ «О некоммерческих организациях».
То обстоятельство, что решения от ДД.ММ.ГГГГ были приняты без проведения общего собрания НП «Садленгаз» в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось, который пояснил, что фактически общего собрания НП «Садленгаз» по данным вопросам не было, голосование проводилось по опросным листам, протокол общего собрания НП «Садленгаз» от ДД.ММ.ГГГГ не составлялся.
ДД.ММ.ГГГГ НП «Садленгаз» были приняты решения на основании произведенного членами НП «Садленгаз» голосования по бюллетеням № и № об обязании членов инициативной группы, препятствующей передаче ГРПБ в собственность Московской области оплачивать расходы НП «Садленгаз» по обслуживанию ГРПБ, об избрании счетной комиссии, выборе и продлении срока полномочий членов Правления, выборе и продлении полномочий членов ревизионной комиссии, принятии работы ревизионной комиссии, то есть по вопросам отнесенным к компетенции общего собрания членов Партнерства (л.д. 38, 39).
Из объяснений истцов и показаний допрошенных свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 следует, что фактически общего собрания по вопросам указанным в бюллетенях № и № ДД.ММ.ГГГГ не было. Голосование по вопросам указанным в бюллетенях № и № производилось на улице под дождем, члены НП опускали бюллетени в картонную коробку, после чего был произведен подсчет результатов.
У суда нет оснований не доверять указанным объяснениям истцов и показаниям свидетелей, поскольку они непротиворечивы и не оспариваются материалами дела.
Положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Устава НП «Садленгаз» проведение общего собрания и вынесение решений по вопросам относящихся к компетенции общего собрания членов Партнерства по принципу заочного голосования или путем заполнения опросных листов, бюллетеней не предусмотрено. Каких-либо изменений в Устав касающихся возможности организации и проведения заочных голосований путем заполнения опросных листов, бюллетеней не вносилось, что в судебном заседании не оспаривалось.
К ссылке ответчика на протокол общего собрания НП «Садленгаз» от ДД.ММ.ГГГГ как на доказательство правомочности вынесения оспариваемых решений суд относится критически, поскольку согласно данному документу вопросы поставленные на повестке дня общего собрания НП «Садленгаз» от ДД.ММ.ГГГГ и вопросы указанные в бюллетенях № и № открытого поименного голосования были различны, вопросов о выборе счетной комиссии, продления полномочий ревизионной комиссии и правления, обязания членов инициативной группы оплачивать расходы по содержанию ГРПБ на повестке дня общего собрания НП «Садленгаз» не было, данные вопросы на повестку дня не ставились и предметом обсуждения не являлись. Из объяснений представителя ответчика следует, что к началу собрания бюллетени уже были напечатаны и вопросы в них сформированы правлением.
Довод ответчика о том, что решением общего собрания НП «Садленгаз» от ДД.ММ.ГГГГ было допущено проводить голосование в форме опросного листа, либо именными бюллетенями существенного значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку указанное решение касалось возможности оперативного решения текущих вопросов деятельности Партнерства и не освобождало НП «Садленгаз» рассматривать вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания членов Партнерства на общем собрании (очередном или внеочередном).
Таким образом оспариваемые решения были приняты НП «Садленгаз» в недопустимой форме в нарушение пп. 8.1 - 8.6 Устава НП «Садленгаз» и ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», без проведения общего собрания по вопросам относящимся к компетенции общего собрания членов Партнерства.
При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что при составлении вопросов для голосования указанных в опросных листах и бюллетенях истцы участия не принимали, указанные вопросы на общих собраниях членов партнерства не утверждались, что, с учетом вышеизложенного, является нарушением прав истцов предусмотренных пп. 6.1.1, 6.1.4 Устава по непосредственному участию в управлении делами партнерства и внесению предложений и своих кандидатур на повестку дня на общих собраниях членов партнерства.
Статья 12 ГК РФ не содержит исключительного перечня способов защиты гражданских прав.
В соответствии со ст.13 ГК РФ и разъяснениями, содержащимися в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с данными требованиями.
Поскольку оспариваемые решения были приняты в недопустимой форме и нарушили права истцов установленные Уставом НП «Садленгаз» и ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», то заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решения Некоммерческого партнерства «Садленгаз» от ДД.ММ.ГГГГ принятые на основании опросных листов недействительными.
Признать решения Некоммерческого партнерства «Садленгаз» от ДД.ММ.ГГГГ принятые на основании бюллетеней недействительными.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней в Московский городской суд.
Судья
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Хамовнический районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бугынина Г.Г., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Некоммерческому партнерству «Садленгаз» о признании недействительным решений, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решения Некоммерческого партнерства «Садленгаз» от ДД.ММ.ГГГГ принятые на основании опросных листов недействительными.
Признать решения Некоммерческого партнерства «Садленгаз» от ДД.ММ.ГГГГ принятые на основании бюллетеней недействительными.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней в Московский городской суд.
Судья