о признании квалификации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2010 года Хамовнический районный суд города Москвы в составе председательствующего федерального судьи Бугынина Г.Г., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3011/10 по иску ФИО1 к Центральной Квалификационной Комиссии летного состава Государственной авиации при Министерстве Обороны РФ, командиру войсковой части 88810 о признании квалификации

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя исковые требования тем, что является пенсионером МВД РФ с августа 2002г. и получателем соответствующей пенсии рассчитываемой с учетом оклада по должности (старший бортовой авиационный техник самолета АН-26), воинскому званию (капитан), процентной надбавки за выслугу лет и денежной компенсации взамен продпайка. Также в период прохождения военной службы в органах внутренних дел истцу была присвоена классная квалификация «старший бортовой авиационный техник - Мастер» ВУС — 4610014.

По мнению истца он имеет право на перерасчет пенсии в связи с увеличением оклада по воинской (летной) должности на 35%, поскольку имеющаяся у истца классная квалификация «старший бортовой авиационный техник - Мастер» ВУС — 4610014 соответствует классности «военный техник 1 класса» и приравнивается к квалификационной категории «бортовой специалист 1 класса» имеющей увеличенный оклад.

Истец просит суд обязать Центральную Квалификационную Комиссию летного состава Государственной авиации при Министерстве Обороны РФ (далее ЦКК) признать, что имеющаяся у истца классная квалификация «старший бортовой авиационный техник - Мастер» ВУС — 4610014 соответствует классности «военный техник 1 класса» и приравнивается к квалификационной категории «бортовой специалист 1 класса» и с ДД.ММ.ГГГГ пенсия выплачиваемая истцу подлежит пересмотру с учетом увеличения оклада по воинской (летной) должности на 35%.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования подержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ЦКК в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, мотивируя тем, что оснований для удовлетворения иска не имеется, переквалификацию, необходимую для изменения оклада истец не проходил.

Командир войсковой части 88810 в судебное заседание не явился, извещен. Сведений об уважительности причин неявки в суд представлено не было. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие командира войсковой части 88810.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, находит, что исковые требования подлежат отклонению.

Согласно ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. На основании ст. ст. 20, 22 одним из видов авиации в Российской Федерации является государственная авиация, которая используется для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач.

Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется специально уполномоченным органом в области обороны (ст. 25 Воздушного кодекса РФ). Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № функции по государственному регулированию деятельности в области государственной авиации возложены на Министерство обороны Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 является пенсионером МВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ и получателем соответствующей пенсии рассчитываемой с учетом оклада по должности (старший бортовой авиационный техник самолета АН-26), воинскому званию (капитан), процентной надбавки за выслугу лет и денежной компенсации взамен продпайка.

В период прохождения военной службы в органах внутренних дел истцу была присвоена классная квалификация «старший бортовой авиационный техник - Мастер» ВУС — 4610014 на основании приказа ГК ВВ МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и в судебном заседании не оспаривались.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 319-ФЗ) пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 Закона, при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 396 утверждено Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации, которым предусмотрено увеличение должностных окладов военнослужащим, проходящим военную службу, и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории "летчик (штурман)", "летчик (штурман)-инструктор 2, 1 классов", "летчик (штурман)-снайпер", "бортовой специалист 2, 1 класса", "бортовой специалист-мастер", при этом квалификационные категории "бортовой специалист 3, 2 и 1 классов" и "бортовой специалист-мастер" введены этим Положением впервые.

Классификация членов экипажей воздушных судов (кроме летчиков и штурманов) ранее проводилась в соответствии с Инструкцией о порядке проведения классификации офицеров инженерно-технического состава авиации Вооруженных Сил СССР, занимающих должности инженера и техника и входящих в экипажи самолетов и вертолетов, утвержденной приказом Министра обороны СССР 1987 года N 0112. Этой Инструкцией введен порядок проведения классификации, приближенный к порядку, применяющемуся для летчиков и штурманов. В 1990 году приказом Министра обороны СССР N 0190 введена в действие Инструкция, которая установила единые порядок, нормы и требования для определения квалификации летчиков, штурманов, инженеров и техников, выполняющих свои обязанности в полете.

Приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 063 в приказ N 0190 внесены изменения и в дальнейшем порядок присвоения (подтверждения) членам экипажей воздушных судов (кроме летчиков и штурманов) квалификационных категорий изменился и стал максимально приближен к порядку, установленному для определения классности наземных специалистов, которая проводилась в соответствии с приказом 1990 года N 080.

Для присвоения впервые введенных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 396 квалификационных категорий бортовых специалистов этим нормативным актом введены новый порядок и более высокие требования, чем те, которые по-прежнему используются при квалификации военнослужащих нелетных специальностей.

Учитывая, что с 1987 по 1991 год другие члены экипажей воздушных судов (бортовые инженеры и техники офицерского состава) квалифицировались в соответствии с порядком, сходным для определения квалификации летчиков и штурманов, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 611 в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 396 внесены изменения, предусматривающие, что Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации распространяется на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для летчиков и штурманов, до вступления в силу настоящего Положения.

Подпунктом "д" п. 1 приказа Министра обороны РФ N 288 и руководителей других силовых ведомств от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации" предусмотрено производить перерасчет ранее назначенных пенсий гражданам, уволенным с военной службы и занимавшим ранее:

- воинские (штатные) должности летного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность);

- должности офицеров, относящиеся к должностям бортовых инженеров и бортовых техников, и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за соответствующую классность, присвоенную в порядке, установленном для летчиков и штурманов.

Исходя из вышеприведенных правовых норм суд приходит к выводу, что право на повышение должностного оклада с увеличением за квалификационную категорию и, соответственно, право на перерасчет пенсии с учетом этого обстоятельства имеют не все члены экипажей воздушных судов, а лишь те, кому классная квалификация присвоена в порядке, установленном для летчиков и штурманов, который существовал в период с мая 1987 г. по март 1991 г.

Военнослужащим, не проходившим переквалификацию, выплата денежного вознаграждения за присвоенную классность осуществляется по нормативно-правовым актам, принятым для всех остальных категорий военнослужащих (приказ МО СССР 1990 года №, приказ МО РФ 2006 года №).

В соответствии с Воздушным кодексом РФ и поручением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-1414 в целях создания в государственной авиации России единой системы квалификации летчиков, штурманов и других членов экипажей воздушных судов принято постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждено «Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации» (далее - Положение), которое устанавливает:

перечень присваиваемых летному составу государственной авиации квалификационных категорий, в котором наряду с категориями летчиков и штурманов, значатся квалификационные категории «Бортовой специалист 3, 2, 1 класса и мастер», используемые для определения уровня профессионального мастерства лиц, занимающих должности, относящиеся по учету к должностям инженерно-технического состава экипажей воздушных судов;

размеры повышения должностных окладов военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории;

порядок определения квалификации летного состава, требования, предъявляемые к нему, образцы квалификационных свидетельств и нагрудных знаков классности устанавливаются Министром обороны Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими государственную авиацию.

Во исполнение указанного постановления издан совместный приказ руководителей федеральных органов исполнительной власти, имеющих государственную авиацию (Минобороны России, МВД России, МЧС России, ГТК России, ФПС России, ФСБ России), от ДД.ММ.ГГГГ № (утратил силу в связи с выходом приказа от ДД.ММ.ГГГГ №).

На основании требований совместного приказа подготовлена Инструкция о порядке определения квалификации летного состава государственной авиации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 года № по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и организацией, имеющими государственную авиацию и на основе условий определения квалификации офицеров инженерно-технического состава, занимающих должности инженеров техников и входящих в экипажи самолетов и вертолетов, предусмотренных положениями приказа Министра обороны СССР 1987 года № разработаны новый порядок квалификации, нормы и требования к другим членам экипажей воздушных судов. Для них определены новые квалификационные категории: «Бортовой специалист 3, 2, 1 класса» и «Бортовой специалист - мастер». При присвоении в установленном порядке указанных категорий им предусмотрена выплата увеличенных должностных окладов на 10, 20, 30 процентов соответственно (начиная со 2 класса).

Постановлением Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по материальному стимулированию отдельных категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № по Министерству обороны Российской Федерации, а по другим федеральным органам исполнительной власти от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена выплата увеличенных должностных окладов на 25, 35, 45 процентов соответственно, вместо ранее установленных надбавок: 3 % - за класс «Военный инженер (техник) 2 класса», 5 % - за класс «Военный инженер (техник) 1 класса» и 7 % - за класс «Военный инженер (техник) -мастер» от оклада по воинской должности.

Таким образом, увеличение должностных окладов производится по результатам установления новых квалификационных категории при успешном прохождении испытаний на присвоение (подтверждение) классной квалификации (квалификационной категории) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях инженерно-технического состава, осуществляющих бортовую эксплуатацию оборудования воздушных судов.

Согласно материалам дела истец проходил военную службу в 1979 - 2002 годах, а в составе летного экипажа с 1998г., при этом до ДД.ММ.ГГГГ истец налета не имел. Классная квалификация «старший бортовой авиационный техник - Мастер» ВУС — 4610014 истцу присвоена в 1999 году, то есть в ином порядке, чем установленном для летчиков и штурманов, который существовал в период с мая 1987 г. по март 1991 г. и до увольнения в 2002 г. истец переквалификацию (подтверждение квалификации) в порядке предусмотренном Положением об определении квалификации летного состава государственной авиации и Инструкцией о порядке определения квалификации летного состава государственной авиации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 года № в квалификационной летной комиссии не проходил, его оклад по воинской (летной) должности не изменялся.

Таким образом, в период прохождения службы истцом в порядке, установленном для летчиков и штурманов и в соответствии с Положением и Инструкцией о порядке определения квалификации летного состава государственной авиации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 года №, ему квалификационная категория не присваивалась, что в силу положений вышеназванных нормативных актов свидетельствует об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии в связи с увеличением оклада по воинским должностям за классную квалификацию.

К доводам истца о том, что имеющаяся у него классная квалификация «старший бортовой авиационный техник - Мастер» ВУС — 4610014 соответствует классности «военный техник 1 класса» суд относится критически, поскольку данный вопрос по результатам квалификационных испытаний не разрешался.

Кроме того, суд обращает свое внимание на то обстоятельство, что в компетенцию ЦКК не входят вопросы связанные с расчетом, начислением и выплатой пенсионного обеспечения, ЦКК не является органом производящим выплату пенсионного обеспечения военнослужащим, что исключает возможность удовлетворения исковых требований в части обязания ЦКК произвести перерасчет пенсии выплачиваемой истцу с учетом увеличения оклада по воинской (летной) должности на 35%.

При указанных обстоятельствах, оснований к удовлетворению заявленных требований у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский городской суд.

Судья:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Хамовнический районный суд <адрес> в составе председательствующего федерального судьи Бугынина Г.Г., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Центральной Квалификационной Комиссии летного состава Государственной авиации при Министерстве Обороны РФ, командиру войсковой части 88810 о признании квалификации, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский городской суд.

Судья: