копия № 2-1552/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 июня 2012 года г. Москва Хамовнический районный суд г. Москвы, в составе председательствующего федерального судьи Щербаковой А.В., при секретаре Хитриковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1552/12 по иску Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «ТРИУМФ» к ОАО «Банк УРАЛСИБ» о защите прав потребителя, взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «ТРИУМФ» обратилась в суд с иском к ОАО «Банк УРАЛСИБ» о защите прав потребителя, взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что после обращений потребителя, на основании приказа Председателя Организации № ПР-Б-11-70 от 27.05.2011г. и ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» в период с 27.05.2011г. по 23.06.2011г. представителями истца была проведена проверка соблюдения прав потребителей – акт проверки № А-Б-11-70 от 23.06.2011г., в ходе которой проверялось соответствие законодательству, осуществляемых ответчиком услуг через банкоматы (терминалы). Проверка проводилась вне присутствия представителей ответчика, копия акта ему не вручалась. С целью проведения независимой выездной экспертизы в рамках проверки участвовал эксперт Частного учреждения «Бюро независимых экспертиз», осуществляющий по договору № ЭК-Б-11-70 от 12.03.2012г. независимую экспертизу соответствия услуг ответчика законодательству о защите прав потребителей. Проверкой было установлено, что ОАО «Банк УралСиб» через банкоматы оказывает услуги по оплате сотовой мобильной связи, неопределенному кругу лиц; услуги оказываются вне постоянного места нахождения исполнителя; на банкоматах отсутствует в наглядной и доступной форме необходимая и достоверная информация на русском языке о фирменном наименовании исполнителя услуг, месте его нахождения, режиме работы; не предоставляется информация о государственной регистрации исполнителя и наименовании регистрирующего его органа; нет информации о лицензировании; расположение банкоматов не позволяют определить клиентов. В этой связи истец просил суд признать неправомерными действия ответчика, выражающееся в нарушении прав неопределенного круга потребителей на информацию в наглядной и доступной форме необходимая и достоверная информация на русском языке о фирменном наименовании исполнителя услуг, месте его нахождения и режиме работы, о государственной регистрации исполнителя и наименовании зарегистрировавшего его органа, о лицензированном виде деятельности исполнителя, номере лицензии, сроках ее действия, об органе, выдавшем лицензию в виде вывески при реализации услуг посредством банкоматов, расположенных в г. Москве. Обязать ответчика не осуществлять реализацию услуг через указанные банкоматы и в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу возместить истцу расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб. 00 коп., на подготовку искового заявления в размере 15 000 руб. 00 коп., на оплату независимой экспертизы в размере 32 000 руб. 00 коп.; обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу через средство массовой информации – «РОСПОТРЕБИНФОРМ». В случае неисполнения решения в части опубликования решения предоставить истцу право совершить эти действия с отнесением расходов на счет ответчика. Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен лично, что подтверждено распиской, имеющейся в материалах дела. Представитель ответчика по доверенности Матюхова О.В. в судебное заседание явилась, иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать, представила отзыв. С учетом мнения представителя ответчика, наставившего на рассмотрении дела по существу, дело рассмотрено в отсутствие представителя истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 к банковским операциям отнесено, в том числе, осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов). В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений. В силу ст. 2 указанного Федерального закона контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации. Требования к контрольно-кассовой технике в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, установлены ст. 4 указанного Федерального закона: она должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца. Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). Судебным разбирательством установлено следующее. Представители истца осуществили проверку соблюдения прав потребителей при оказании ОАО «Банк УралСиб» услуг посредством банкоматов. Согласно акту от 23.06.2011 г. по результатам проверки было установлено, что услуги оказываются вне постоянного места нахождения исполнителя. На банкоматах отсутствует в наглядной и доступной форме необходимая и достоверная информация на русском языке о фирменном наименовании исполнителя услуг, месте его нахождения, режиме работы исполнителя и банкомата в виде вывески, о государственной регистрации исполнителя и наименовании зарегистрировавшего его органа, о лицензированном виде деятельности исполнителя, номере лицензии, сроках ее действия, об органе, выдавшем лицензию. В подтверждение указанных обстоятельств истцом представлено экспертное заключение Частного учреждения «Бюро независимых экспертиз», осуществляющий по договору № ЭК-Б-11-70 от 12.03.2012г. Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении прав потребителей. Так, пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя именно потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Доказательств того, что ответчик отказывает неограниченному кругу потребителей в предоставлении соответствующей информации, суду не представлено. В соответствии с пунктом 2 данной статьи указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, все банкоматы ответчика имеют фирменное наименование исполнителя услуг на русском языке. На каждом банкомате имеется номер телефона, по которому потребители могут получить всю необходимую информацию. После совершения каждой операции банкоматы ответчика выдают чек, подтверждающий исполнение операции и содержащий информацию о банке, номер банкомата, время совершения операции, код авторизации, номер чека, наименование услуги, сумму платежа, контактную информацию банка. В режиме ожидания на экран банкомата выводится информация о государственной регистрации, а также о лицензии банка (номере, сроках ее действия, о выдавшем ее органе). Указанные обстоятельства подтверждены приложениями к представленному истцом экспертному заключению. Кроме того, ответчик предоставляет всю предусмотренную ст.ст. 8, 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» информацию способами, принятыми в сфере обслуживания потребителей посредством использования банкоматов, а именно, во всех подразделениях (головном и дополнительных офисах) банка, на официальном сайте банка. Иной способ предоставления соответствующей информации в полном объеме не представляется возможным с учетом дистанционного способа оказания данного вида услуг. Нарушений требований Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» проверкой и экспертизой, проведенных истцом, не установлено. При таких обстоятельствах исковые требования МОО ОЗПП «Триумф» удовлетворению не подлежат. Оснований для возмещения судебных расходов истца за сет ответчика в соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «ТРИУМФ» к ОАО «Банк УРАЛСИБ» о защите прав потребителя, взыскании судебных расходов – отказать. Взыскать с МОО Общество защиты прав потребителей «ТРИУМФ» государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в размере 200 руб. 00 коп. в бюджет г. Москвы. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: подпись А.В.Щербакова ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.