Назначение досрочной трудовой пенсии



Дело № 2 - 122 / 2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Акъяр 3 июня 2010 года

Хайбуллинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хасановой С.З., при секретаре Бактыбаевой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мамбетовой Гульшат Тельмановны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Хайбуллинском районе Республики Башкортостан о признании не законным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Мамбетова Г.Т. обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным) к Управлению пенсионного фонда РФ в Хайбуллинском районе Республики Башкортостан об отмене решения ответчика от 10 декабря 2009 г., обязании (возложении обязанности) на УПФ включить в ее трудовой стаж для назначения досрочной пенсии:

-время учебы в на дневном отделении Сибайского педагогического училища с 1 сентября 1983 года по 26 июня 1985 года,

-период нахождения на курсах повышения квалификации с 24 апреля 2000 года по 29 апреля 2000 года,

-а также назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения за пенсией, то есть с 01 декабря 2009 года.

В обоснование исковых требований Мамбетова Г.Т. указала, что она не вполне согласна с решением Управления пенсионного фонда РФ по Хайбуллинскому району РБ от 10 декабря 2009 года, просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее обращения с заявлением, то есть с 1 декабря 2009 года.

Она считает, что выработала требуемый 25-летний стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, что отказ Управления пенсионного фонда РФ по Хайбуллинскому району РБ не соответствует положениям пенсионного законодательства, подлежащего применению. Также она не согласна с решением УПФ в той части, что на момент ее обращения за назначением пенсии стаж ее составил лишь 23 года 7 месяцев.

На судебном заседании Мамбетова Г.Т. иск поддержала, уточнив его, и просила его удовлетворить. Пояснила, что с 6 сентября 1982 года по 15 августа 1983 года она работала воспитателем группы продленного дня в Султангузинской восьмилетней школе Хайбуллинского района РБ.

1 сентября 1983 года ее зачислили на 1 курс Сибайского педагогического училища, окончила данное учебное заведение 2 июля 1985 года, 15 августа 1985 года ее назначили воспитательницей группы продленного дня Бакаловской восьмилетней школы Хайбуллинского района РБ, 13 января 1986 года переведена была учительницей обслуживающего труда в Сагитовскую восьмилетнюю школу, 20 октября 1999 года назначена была на должность учителя истории и обществоведения, работает там же по настоящее время.

Представитель Управления пенсионного фонда РФ по Хайбуллинскому району РБ в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела ответчик извещен судом надлежащим образом. Во время предварительного судебного заседания представитель ответчика по доверенности ФИО5 иск Мамбетовой Г.Т. не признала, просила ей отказать в удовлетворении иска. Ответчиком суду представлено письменное возражение, в котором ответчик по оспариваемым периодам поясняет следующее:

-периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 24 апреля по 29 апреля 2000 года не могут быть засчитаны в стаж педагогической деятельности, так как это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии,

-период обучения на дневном отделении Сибайского педагогического училища с 1 сентября 1983 года по 26 июня 1985 года так же не могут быть засчитаны в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.02 №516.

Выслушав объяснение истицы, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Мамбетовой Г.Т. обоснованны и подлежат удовлетворению.

Судом было установлено, что Мамбетова Г.Т. работала учителем до поступления в учебное заведение, а после ее окончания вернулась к педагогической деятельности.

Списками и Правилами 2002 года, а также 1991 и 1999 годов не предусмотрено включение периодов обучения в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Однако, в период ее обучения в педагогическом учебном заведении действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в соответствии с которым в стаж работы учителям и другим работникам просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если этому непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (п.2). Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п.4).

Принимая во внимание то, что в оспариваемые периоды обучения действовали нормативно-правовые акты, предусматривающие включение таких периодов в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Суд считает обоснованным включение их в специальный стаж работы истицы, которая на момент обращения о назначении пенсии имела чисто педагогический стаж более 2/3 от требуемых 25 лет.

Суд находит, что подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 24 по 29 апреля 2000 года. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В соответствии со ст. 9 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит возврату уплаченная при подаче государственная пошлина в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-195 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мамбетовой Гульшат Тельмановны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Хайбуллинском районе Республики Башкортостан о возложении обязанности по досрочному назначению пенсии по старости и выплате пенсии удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Хайбуллинскому району РБ включить в специальный стаж Мамбетовой Гульшат Тельмановны, необходимый для досрочной трудовой пенсии по старости, периоды обучения в учебном заведении с 1 сентября 1983 года по 26 июня 1985 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 24 по 29 апреля 2000 года.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Хайбуллинскому району РБ назначить и выплачивать Мамбетовой Гульшат Тельмановне досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее обращения, т.е. с 1 декабря 2009 года.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ по Хайбуллинскому району РБ в пользу Мамбетовой Гульшат Тельмановны в возмещение судебных расходов 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья:

Решение вступило в законную силу.