Дело № 2 - 124 / 2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Акъяр 4 мая 2010 года
Хайбуллинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Валиуллиной А.Р. при секретаре Гумерове И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Администрации сельского поселения Уфимский сельский совет Муниципального района Хайбуллинский район РБ о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к Администрации Сельского поселения Уфимский сельский совет Муниципального района Хайбуллинский район РБ о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды, подаваемой населению сел Новопетровское, Первомайское, Алибаевское, д. Рафиково и Петропавловский.
В обоснование иска указано, что в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8, 18 Закона РБ «О питьевой воде», Санитарно-эпидемиологических правил и норм Администрацией сельского поселения Уфимский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район РБ при организации водоснабжения населения сел Новопетровское, Первомайское, Алибаевское, д. Рафиково и Петропавловский через централизованные системы водоснабжения не разработана рабочая программа контроля качества воды и не организован производственный контроль качества воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети указанных населенных пунктов.
На судебное заседание представитель Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Уелданов А.Х., действующий на основании доверенности, иск поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Уфимский сельский совет Муниципального района Хайбуллинский район РБ Булатова З.Ш., действующая на основании доверенности, иск признала. Суду показала, что водоснабжение населения сел Новопетровское, Первомайское, Алибаевское, д. Рафиково и Петропавловский осуществляется через водозаборные скважины через централизованные системы. Качество воды, добываемой из этих скважин сейчас проверяется путем лабораторных исследований. Рабочая программа производственного контроля находится на стадии разработки.
Признание иска ответчиком Администрацией Сельского поселения Уфимский сельский совет Муниципального района Хайбуллинский район РБ судом принято, так как не противоречит законодательству, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой было ДД.ММ.ГГГГ направлено главе сельского поселения Уфимский сельский совет письмо о необходимости предоставить сведения об источниках водоснабжения в с. Новопетровское, Первомайское, Алибаевское, д. Рафиково и Петропавловский, о том является ли водоснабжение в них централизованным, имеется ли специализированная организация, обслуживающая эти источники, разработана ли рабочая программа производственного контроля качества воды в этих населенных пунктах.
На указанное обращение главой сельского поселения Уфимский сельский совет Гумеровой М.Л. дан ответ ДД.ММ.ГГГГ о том, что в с. Новопетровское, Первомайское, Алибаевское, д. Рафиково и Петропавловский имеются водозаборные скважины, система водоснабжения в этих населенных пунктах централизованная. Рабочая программа производственного контроля за качеством воды сейчас разрабатывается.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Согласно ст. 8 Закона РБ «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды.
В соответствии со ст. 18 Закона РБ «О питьевой воде» качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается:
разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и не централизованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий;
осуществлением регулярного производственного лабораторного контроля аттестованными или аккредитованными в установленном порядке лабораториями организаций питьевого водоснабжения в соответствии с нормативными документами (контроль за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемых организациями, не имеющими собственных лабораторий, осуществляют на договорной основе другие лаборатории, аккредитованные в установленном порядке).
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПин 2.1.4.10.74-01» установлены следующие требования по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и обеспечению такого производственного контроля:
пункт 2.4. На основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
Пункт 4.1. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
Пункт 4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Пункт 4.5. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям при количестве обслуживаемого населения до 20 тыс. человек с частотой два раза в месяц.
Пункт 4.7. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Согласно пункту 3 Раздела 1 «Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» приложения 1 к названным СанПиН «Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» рабочая программа должна содержать:
3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными правилами:
3.2. Методики определения контролируемых показателей.
3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водозабора наружной и внутренней сети водопровода.
3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды.
3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля качества воды, не осуществление такого производственного контроля в нарушение требований санитарных правил создает угрозу жизни или здоровью жителей населенных пунктов, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с пунктом 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Администрации Сельского поселения Уфимский сельский совет Муниципального района Хайбуллинский район РБ о признании незаконным бездействия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Сельского поселения Уфимский сельский совет Муниципального района Хайбуллинский район РБ, выражающееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды, подаваемой населению сел Новопетровское, Первомайское, Алибаевское, д. Рафиково и Петропавловский.
Обязать Администрацию Сельского поселения Уфимский сельский совет Муниципального района Хайбуллинский район РБ устранить указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля качества воды, подаваемой населению сел Новопетровское, Первомайское, Алибаевское, д. Рафиково и Петропавловский.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда <адрес> через районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий А.Р. Валиуллина
Решение вступило в законную силу.