об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело 2-155/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

        с. Акъяр                                                                             27 июня 2012 года

Хайбуллинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хасановой С.З., с участием помощника прокурора Ильясова Т.Х., при секретаре Исмагиловой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хайбуллинского района РБ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа деревни Исянгильдино, муниципальному казенному образовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа села Байгускарово, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Средняя общеобразовательная школа села Новый Зирган, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Средняя общеобразовательная школа села Самарское, муниципальному бюджетному образовательному учреждению села Подольск, администрации муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан об устранении нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хайбуллинского района РБ обратился в суд с исковыми заявлениями (впоследствии уточненными) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа деревни Исянгильдино (далее МКОУ СОШ д. Исянгильдино), муниципальному казенному образовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа села Байгускарово (далее МКОУ СОШ с. Байгускарово), муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Средняя общеобразовательная школа села Новый Зирган (далее МОБУ СОШ с. Новый Зирган), муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Средняя общеобразовательная школа села Самарское (далее МОБУ СОШ с. Самарское), муниципальному бюджетному образовательному учреждению села Подольск (МБОУ СОШ с. Подольск), администрации муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Исковые заявления обоснованы тем, что прокуратурой Хайбуллинского района РБ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа деревни Исянгильдино, муниципальном казенном образовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа села Байгускарово, муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении Средняя общеобразовательная школа села Новый Зирган, муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении Средняя общеобразовательная школа села Самарское, муниципальном бюджетном образовательном учреждении села Подольск.

В ходе проверки установлено, что во всех вышеуказанных образовательных учреждениях отопление осуществляется через автономные котельные, в качестве топлива используется природный газ, отвод продуктов горения осуществляется через трубы, которые являются источником загрязнения атмосферы. Согласно действующему законодательству предельно допустимые нормы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу устанавливаются для конкретного стационарного источника выбросов в их совокупности. Данное требование ответчиками не исполняется, инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не проводится, предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух не разработаны, не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В нарушение требований законодательства ответчиком администрацией муниципального района Хайбуллинский район не приняты меры по финансированию инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, производимый отопительными котлами, установленными в котельных в вышеуказанных образовательных учреждениях. Прокурор просит обязать ответчиков устранить вышеуказанные выявленные требования, обязать ответчика администрацию муниципального района Хайбуллинский район обеспечить финансирование инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, разрешения на выброс загрязняющих вещества в атмосферный воздух, установив для ответчиков срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев.

Проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что

-МКОУ СОШ д. Исянгильдино расположено по адресу <адрес>, в котельной установлены 2 котла марки КСО-100,

-МКОУ СОШ с. Байгускарово расположено по адресу <адрес>, в котельной установлены восемь котлов марки ИК-01, UNKAL-С75,

-МОБУ СОШ с. Новый Зирган расположено по адресу <адрес>, в котельной установлены два котла марки ИК-01, КСО-100,

- МОБУ СОШ с. Самарское расположено по адресу <адрес>, в котельной установлены два котла марки ИК- 01-100,

-МОБУ СОШ с. Подольск расположено по адресу <адрес> в котельной установлены два котла марки «Техногаз-100».

В судебном заседании уточненные исковые требования прокурор поддержал в полном объеме, дал объяснения аналогичные изложенному в иске, просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика директор МКОУ СОШ д. Исянгильдино ФИО1 иск признал, однако суду пояснил, что наименование учреждения прокурором написано неверно, суду представил Устав МКОУ СОШ д. Исянгильдино. Пояснил также, что действительно отопление в школе осуществляется при помощи автономной котельной, где установлены 2 котла марки КСО-100, отапливается школа природным газом.

Представитель ответчика директор МКОУ СОШ с. Байгускарово ФИО2 иск прокурора признал, однако суду пояснил, что наименование учреждения прокурором написано неверно, суду представил Устав МКОУ СОШ с. Байгускарово. Пояснил суду, что фактически отопление в учреждении осуществляется через автономную котельную, действительно в котельной имеется два котла марки КЧМ-55 и КЧМ-59, а не восемь котлов, как это указано в иске.

Представитель ответчика директор МОБУ СОШ с. Новый Зирган ФИО3 иск прокурора признал, суду пояснил, что наименование учреждения прокурором в исковом заявлении указано неверно, суду им был представлен Устав учреждения. Суду пояснил, что фактически учреждение отапливается посредством автономной котельной, установлено два котла, марки указаны правильно.

Представитель ответчика директор МОБУ СОШ с. Самарское ФИО4 иск прокурора признал и суду пояснил, что действительно отопление учреждения осуществляется через автономную котельную, в которой имеется два котла марки ИК-01-100. В данном учреждении имеются филиалы, это ООШ д. Юлбарсово, НОШ д. Хворостянское, которые отапливаются самостоятельно. В котельной учреждения установлены два котла марки ИК-01-100.

Представитель ответчика директор МОБУ СОШ с. Подольск ФИО5 иск прокурора признала полностью и суду пояснила, что наименование учреждения прокурором в иске указано не достаточно точно, суду ею был представлен Устав учреждения. Суду пояснила, что школа отапливается через автономную котельную, где установлены два котла марки «Техногаз-100». Учреждение дополнительно имеет три филиала в д. Новоукраинка, Савельевка и Бакаловка, филиалы не являются юридическими лицами.

Представитель ответчика - администрации муниципального района Хайбуллинский район ФИО6., действуя по доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена была судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Суду представила заявление о том, что с исками прокурора не согласна, судебное заседания просит провести без их участия.

На предварительном судебном заседании представитель администрации муниципального района Хайбуллинский район по доверенности ФИО6 пояснила, что в бюджете муниципального района Хайбуллинский район денежных средств на проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников муниципальными учреждениями района не предусматривалось в связи с недостаточностью финансовых ресурсов и высокой дотационностью из бюджета Республики Башкортостан.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что отопление в вышеуказанных учебных учреждениях осуществляется через автономные котельные, в которых установлены различных марок котлы. В качестве топлива используется природный газ. Отвод продуктов горения осуществляется через трубы, которые согласно Инстукции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, являются источниками загрязнения атмосферы.

Согласно ст. 12 Федерального закона Российской Федерации №96-ФЗ от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов.

Данные требования федерального закона ответчиками не исполняются, инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не проводится, предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы воздействия на атмосферный воздух не разработаны, не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в их совокупности (организации в целом).

В соответствии со ст. 14 указанного федерального закона выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия атмосферного воздуха. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Указанное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчиками не получено. Ими не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (проект ПДВ), отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, производимый отопительными котлами в автономных котельных.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В нарушение вышеизложенных требований федерального законодательства администрацией муниципального района Хайбуллинский район РБ не приняты меры по финансированию вышеназванных мероприятий в целях недопущения нарушений природоохранного законодательства муниципальным казенным общеобразовательным учреждением Средняя общеобразовательная школа деревни Исянгильдино, муниципальным казенным образовательным учреждением Средняя общеобразовательная школа села Байгускарово, муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением Средняя общеобразовательная школа села Новый Зирган, муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением Средняя общеобразовательная школа села Самарское, муниципальным бюджетным образовательным учреждением села Подольск.

Таким образом, судом установлено, что невыполнение требований природоохранного законодательства затрагивают интересы неопределенного круга лиц. Указанные нарушения негативно влияют на состояние окружающей природной среды, создают угрозу здоровью населения, в связи с чем, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа деревни Исянгильдино, муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Байгускарово, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Новый Зирган, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Самарское, муниципальное бюджетное образовательное учреждение села Подольск устранить выявленные нарушения:

-провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ,

-разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (проект ПДВ) и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, производимый отопительными котлами, установленными в автономных котельных МКОУ СОШ д. Исянгильдино, МКОУ СОШ с. Байгускарово, МОБУ СОШ с. Новый Зирган, МОБУ СОШ с. Самарское, МОБУ СОШ с. Подольск.

Обязать администрацию муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан обеспечить финансирование инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (проект ПДВ) и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, производимые отопительными котлами, установленными в котельных МКОУ СОШ д. Исянгильдино, МКОУ СОШ с. Байгускарово, МОБУ СОШ с. Новый Зирган, МОБУ СОШ с. Самарское, МОБУ СОШ с. Подольск.

Установить ответчикам исполнение решения суда до 27 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан через Хайбуллинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

         

              Судья:                                                     Хасанова С.З.

Решение не вступил в законную силу.