Решение по иску прокурора в интересах Лепетухиной Ю.А., несовершеннолетних Лепетухиной О.Е., Лепетухиной А.А.,Лепетухина А.В. к ОАО `Алтайэнергосбыт` об обязании предоставлять 30% скидку за пользование электроэнергией(вступило в законную силу)



Дело № 2-93/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2011 года     с. Хабары

Хабарский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Зориной О.А.,

при секретаре Комаровой И.А.,

с участием и.о. прокурора Калюжного Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хабарского района Алтайского края в интересах Лепетухиной Ю.А., несовершеннолетних Лепетухиной О.Е., Лепетухиной А.В., Лепетухина Н.В. к открытому акционерному обществу «Алтайэнергосбыт» о признании незаконным отказа в предоставлении скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование электроэнергией, обязании предоставлять скидку по оплате услуг за пользование электроэнергией и возложении обязанности произвести перерасчет излишне выплаченной суммы оплаты за электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах Лепетухиной Ю.А., несовершеннолетних Лепетухиной О.Е., Лепетухиной А.В., Лепетухина Н.В. обратился в суд с настоящим иском.

В обоснование исковых требований ссылается на то, что семья Лепетухиной Ю.А. имеет троих несовершеннолетних детей.

Семья истца зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> края, является многодетной, а потому в соответствии с Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 имеет право на скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование электроэнергией. Указывает на то, что отказ ответчика в предоставлении многодетной семье Лепетухиной Ю.А. 30% скидки установленной оплаты за пользование электроэнергией, является незаконным, т.к. ущемляет их Конституционные права. Просит признать отказ ответчика на предоставление истцу скидки по оплате за пользование электроэнергией в размере 30% от установленной платы, незаконным и возложить на ОАО «Алтайэнергосбыт» обязанность предоставлять семье истца скидку по оплате за пользование электроэнергией в размере 30% от установленной платы, произвести перерасчет по оплате указанной коммунальной услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом скидки.

Решением Хабарского районного суда Алтайского края от 20 января 2011 года отказ открытого акционерного общества «Алтайэнергосбыт» на предоставление истцу скидки по оплате за пользование электроэнергией в размере 30% от установленной платы был признан незаконным.

На открытое акционерное общество «Алтайэнергосбыт» возложена обязанность предоставлять Лепетухиной Ю.А. скидку по оплате за пользование электроэнергией в размере 30% от установленной платы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

С открытого акционерного общества «Алтайэнергосбыт» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 (Двести) рублей.

В остальной части иска прокурору отказано за необоснованностью.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 мая 2011 года решение Хабарского районного суда Алтайского края от 20 января 2011 года было отменено и дело возвращено в суд на новое рассмотрение.

В судебном заседании и.о. прокурора Калюжный Д.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истцы Лепетухина Ю.А. и Лепетухина О.Е. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, просили суд дело рассмотреть в их отсутствие.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов Лепетухиной Ю.А. и Лепетухиной О.Е.

Представитель ответчика ОАО «Алтайэнергосбыт» Пашкова И.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в представленных ей суду в письменном виде возражениях на исковое заявление. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что пунктом 3 Указа Президента РФ от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предусмотрена мера поддержки многодетных семей в виде скидки не ниже 30 % установленной платы за пользование коммунальными услугами, Министерству Финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление таких мер. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

Социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и <адрес>, осуществляется на основании принятых законодательным органом законов. Законами Алтайского края скидка в размере 30% по оплате коммунальных услуг, предусмотренная Указом Президента РФ не установлена.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Лепетухина Ю.А. имеет троих несовершеннолетних детей: Лепетухину О.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лепетухину А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лепетухина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Семья истца, состоящая из указанных лиц, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Согласно справке, выданной Управлением социальной защиты населения по Хабарскому району ДД.ММ.ГГГГ, семья Лепетухиной Ю.А. является многодетной.

Кроме того, как следует из ответа ОАО «Алтайэнергосбыт» на заявление истца о предоставлении ее семье скидки по оплате услуг за пользование электроэнергией истцу было отказано, поскольку ОАО «Алтайэнергосбыт» самостоятельно не осуществляет предоставление льгот, механизм возмещения финансовых потерь поставщику коммунальных услуг в связи с предоставлением скидки отсутствует.

Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, и установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

При этом пунктом 3 вышеприведенного Указа Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство социальной защиты населения Российской Федерации 29 июня 1992 года разработали порядок финансирования мероприятий по социальной поддержке многодетных семей, указанный в соответствующем письме.

Указанным Письмом дано разъяснение об источниках финансирования отдельных мероприятий социальной поддержки многодетных семей, предусмотренных Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431.

Пунктом 2 Письма определено, что за счет средств местного бюджета производятся дополнительные затраты, возникающие в связи с предоставлением скидок на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 26 марта 2003 года № ГКП И03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.

Таким образом, до настоящего времени порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом, не разработаны.

Конституция Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит защиту семьи, материнства, отцовства и детства; вопросы социальной защиты населения (пункт «ж» части 1 статьи 72).

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.

Таким образом, социальная поддержка многодетных семей находится в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации, а полномочия по ее осуществлению осуществляются субъектом Российской Федерации самостоятельно исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В пределах предоставленных Алтайскому краю полномочий Алтайским краевым Собранием народных депутатов принят Закон от 29 декабря 2006 года № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае», статьей 3 которого предусмотрено, что многодетным семьям предоставляются меры социальной поддержки по бесплатной выдаче лекарств; компенсационным выплатам на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования, а также в пределах административного района проживания - автомобильным транспортом внутрирайонного сообщения для учащихся общеобразовательных учреждений; компенсационным выплатам на питание для учащихся общеобразовательных учреждений; внеочередному предоставлению мест в детских дошкольных учреждениях, а также первоочередному предоставлению в летний период путевок в детские оздоровительные лагеря для учащихся общеобразовательных учреждений.

Таким образом, законодательный орган Алтайского края самостоятельно определил объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям, к числу которых льгота по оплате коммунальных услуг не отнесена.

Отсутствуют указанные меры социальной поддержки для многодетных семей и в Законе Алтайского края от 27 декабря 2007 года № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». В то же время Закон № 156-ЗС, предусматривающий предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ, предусматривает, что финансирование расходов на выплату компенсаций гражданам, меры социальной поддержки которым установлены федеральными законами, осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели (п.1 ст.6). При этом, из названных законов следует, что меры социальной поддержки назначаются уполномоченными органами в сфере социальной защиты населения.

Между тем, доказательств, свидетельствующих об обращении в органы социальной защиты населения, истцом в порядке части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.

Следовательно, основания для возложения на Общество, оказывающее истцу услугу по подаче электрической энергии, обязанности по предоставлению мер социальной поддержки многодетной семье, отсутствуют, поскольку ОАО не является надлежащим ответчиком по делу, отсутствие порядка распределения расходов и отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для возложения на юридическое лицо расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных на федеральном уровне. ОАО является самостоятельным хозяйствующим субъектом, у которого отсутствуют необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий. В то же время материальный истец не лишен возможности обратиться с требованием о предоставлении меры социальной поддержки многодетной семье к надлежащему ответчику.

Принимая во внимание изложенное, суд находит требования истцов не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований прокурору Хабарского района Алтайского края в интересах Лепетухиной Ю.А., несовершеннолетних Лепетухиной О.Е., Лепетухиной А.В., Лепетухина Н.В. к открытому акционерному обществу «Алтайэнергосбыт» о признании незаконным отказа в предоставлении скидки за пользование электроэнергией, понуждении к предоставлении скидки по оплате услуг за пользование электроэнергией, понуждении к перерасчету отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Хабарский районный суд Алтайского края.

Председательствующий судья                                              О.А.Зорина

Решение в окончательной форме составлено 22.06.2011.

Председательствующий судья                                              О.А.Зорина