Дело № 2-104/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2012 года с. Хабары
Хабарский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего Зориной О.А.,
при секретаре Комаровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Рымарь Х.Е. к администрации Хабарского района Алтайского края о возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась с иском к администрации Хабарского района Алтайского края о возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование исковых требований указывает, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной воны 1941-1945 годов» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Администрация Хабарского района сняла её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что общая площадь на одного фактически проживающего члена семьи приходится более учётной нормы, установленной на территории Мартовского сельского совета. Считает снятие с учёта необоснованным, поскольку общая площадь на одного проживающего члена семьи в действительности ниже размера учётной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования «Мартовский сельсовет». Дом, в котором она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, общей площадью *** кв.м., принадлежит на праве собственности дочери Щетининой Н.И. В указанном жилом доме зарегистрированы и проживают девять человек: она, зять, а также дочь Щетининой Н.И. Е. с двумя детьми, которой принадлежит ? доля (*** кв.м) жилого помещения по другому адресу, и сын Е. с двумя детьми, не имеющие жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма. С учётом жилой площади принадлежащей Е. общая площадь равна *** кв.м. Следовательно на одного, зарегистрированного и проживающего члена семьи, приходится по *** кв.м, что является менее учетной нормы 14, кв.м. на одного члена семьи, установленной на территории Мартовского сельсовета. Согласно п.2 ст. 6 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ( с изм. от 07.11.2006) не считается намеренным ухудшением жилищных условий вселение в занимаемое помещение членов семьи, не имеющих жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма. Вселение Щетининой Н.И. в принадлежащее ей жилое помещение сына и его несовершеннолетних детей, не является намеренным ухудшением жилищных условий. Просила обязать ответчика восстановить её в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще.
В судебном заседании представители истца Щетинина Н.И. и Кунц В.И. заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Просили восстановить Рымарь Х.Е. в списках лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель администрации Хабарского района Алтайского края Остапенко Н.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которого администрация района считает вселение в жилое помещение владельцем помещения детей и внуков является намеренным ухудшением положения Рымарь Х.Е. с намерением встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав стороны, допросив свидетелей и изучив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
Как установлено в ходе судебного заседания Рымарь Х.Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны И.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство достоверно подтверждается свидетельством о заключении брака(л.д. 6), свидетельством о смерти И.А. (л.д.14), удостоверением, выданным на имя Рымарь Х.Е. (л.д.8), военным билетом (л.д.24).
Таким образом, на Рымарь Х.Е., как на члена семьи умершего участника ВОВ распространяются льготы и преимущества, установленные федеральным законодательством для лиц указанной категории. В том числе льготы, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которым меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лица предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения(п. 4 ч. 1 ст. 21 указанного ФЗ).
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной воны 1941-1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий должны быть обеспечены жильем в кратчайшие сроки. В соответствии с п. «б» ч. 2 Указа, финансирование мероприятий по обеспечению указанных категорий граждан жильем, производится за счет средств федерального бюджета.
Статьей 3 Закона Алтайского края от 07.05.2008 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договор социального найма» граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста вправе подать заявление в орган местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются: 1) граждане, не являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Перечень оснований для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий указанный в выше приведенной статье является исчерпывающим, не ставится в зависимость от времени проживания гражданина в том или ином жилом помещении.
С ДД.ММ.ГГГГ Рымарь Х.Е. проживает в доме общей площадью *** м.кв., расположенном по адресу: <адрес> совместно с дочерью Щетининой Н.И. и членами её семьи: супругом – П., сыном П., внуками Г. и Б., дочерью Е. внуками Л. и Г.. Указанный дом согласно свидетельству о регистрации права принадлежит Щетининой Н.И, которая приходится истцу дочерью.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.При разрешении заявленных требований суд учитывает так же правовую позицию, изложенную в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ».
Так согласно п. 11 указанного Постановления для признания членом семьи собственника жилого помещения родителей данного собственника достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Для признания иных граждан членами семьи собственника требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из заявления Рымарь Х.Е. в администрацию Мартовского сельсовета Хабарского района следует, что она просит зарегистрировать в качестве членов семьи в принадлежащем ей доме по адресу: с<адрес>, своих дочь и сына с их детьми.
Из пояснений свидетелей П., М. и Е. следует, что истец была вселена Щетининой Н.И., вопрос об оплате за проживание не ставился, однако отношения между ними и Рымарь Х.Е. уважительные, как между членами одной семьи, ведут совместное хозяйство как на доход каждого, так и за счет пенсии истца, в вопросах касающихся семьи, у них общие интересы.
Таким образом, установлено, что истец, внуки Г. и Б., Л. и Г. вселены Щетининой Н.И. в дом в качестве членов её семьи.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Рымарь Х.Е. является членом семьи дочери Щетининой Н.И., зятя, внуков и правнуков.
Также было установлено, что Е. принадлежит ? доля собственности в квартире <адрес>, общей площадью *** кв.м., из чего следует, что ей принадлежит *** кв.м. С учётом жилой площади принадлежащей Е. общая площадь равна *** кв.м. Следовательно, на одного, зарегистрированного и проживающего члена семьи, приходится по *** кв.м, что является менее учетной нормы 14, кв.м. на одного члена семьи, установленной на территории Мартовского сельсовета(14 кв.м. на 1 члена семьи, состоящей из 3-х и более человек)..
Решением Мартовского сельского Совета депутатов № 29 от 25.03.2007 учетная норма площади жилого помещения в с. Мартовка Хабарского района Алтайского края установлена в размере 14 кв.м. на 1 члена семьи, состоящей из 3-х и более человек.
Рымарь Х.Е. не имеет в собственности жилья и не является нанимателем по договору социального найма, что подтверждается учреждениями Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю.
Реализуя свое право на обеспечение жильем, Рымарь Х.Е. обратилась к главе Хабарского района с заявлением о постановке ее на учет как нуждающейся в жилом помещении.
Распоряжением главы Хабарского района от ДД.ММ.ГГГГ Рымарь Х.Е. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий (л.д. 39).
Распоряжением главы Хабарского района № от ДД.ММ.ГГГГ Рымарь Х.Е. сняли с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилых условий по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что заявительницей не представлено данных, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 40).
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не нее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, при отказе в постановке на учет необходимо установить наличие в действиях лица при намеренном ухудшении им жилищных условий умысла на получения права стоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий. При вышеуказанных обстоятельствах, суд не усматривает в действиях Рымарь Х.Е. умысла на получение права стоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий.
Кроме того, жилищное законодательство не предусматривает таких оснований для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как не представление данных, подтверждающих право состоять на этом учете.
Согласно п.2 ст. 6 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ( с изм. от 07.11.2006) не считается намеренным ухудшением жилищных условий вселение в занимаемое помещение членов семьи, не имеющих жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма. Следовательно, вселение Щетининой Н.И. в принадлежащее ей жилое помещение сына и его несовершеннолетних детей, не является намеренным ухудшением жилищных условий.
Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993 года и имеющая прямое действие, в ст. 40 гарантирует каждому гражданину право на жилище, а именно - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Действие вышеприведенного Указа Президента РФ распространяется на специальную, четко определенную категорию лиц в связи со значимым для России событием и особыми заслугами ветеранов ВОВ и лиц, приравненных к ним. Государство взяло на себя обязанность предоставить дополнительные социальные гарантии категории лиц, к которой относится истец, поэтому ссылка ответчика на общий порядок постановки лиц на учет в качестве нуждающегося, не применима в данном конкретном случае.
Статус вдовы участника ВОВ подтверждается удостоверением на имя Рымарь Х.Е.
Сам по себе факт родства не является гарантией безограничительного пользования жилым помещением. Тем более, что в силу положений ст. ст. 30 ЖК РФ собственник по своему усмотрению распоряжается своим имуществом.
Наличие жилых помещений у других лиц, хотя и являющихся родственниками Рымарь Х.Е. в данном случае не может ограничить или лишить истца права на самостоятельное осуществление права на жилье, предусмотренное Указом Президента РФ № 714 и Законом «О ветеранах» путем постановки на учет в качестве нуждающегося лица, имеющего специальный статус.
Иные доводы сторон правового значения не имеют.
Суд приходит к выводу, что право Рымарь Х.Е. быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилье вдовы участника ВОВ в силу ст.ст. 11, 12 ГК РФ подлежит судебной защите.
Таким образом, распоряжение главы Хабарского района № 67-р от 04.04.2012 о снятии Рымарь Х.Е. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, является незаконным.
На администрацию Хабарского района Алтайского края, должна быть возложена обязанность восстановить Рымарь Х.Е. в списках участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших(умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.03.2005 года.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Рымарь Х.Е. удовлетворить.
Обязать администрацию Хабарского района Алтайского края восстановить Рымарь Х.Е. в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, участников, инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей апелляционной жалобы в Хабарский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.06.2012.
Председательствующий О.А.Зорина