Дело № 2-106/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2012 года с. Хабары
Хабарский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Зориной О.А.
при секретаре Комаровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новикова Е.К. к администрации Хабарского района Алтайского края о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Новиков Е.К. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Хабарского района Алтайского края о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленного требования указал, что он является ветераном Великой Отечественной войны и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 – 1945 годов», Федеральным законом от 12 января 1995 года №5 – ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Принадлежащая ему на праве собственности квартира, в которой он проживает, расположенная в <адрес> является частично благоустроенной, в ней отсутствует центральное отопление, а в связи с престарелым возрастом ему тяжело топить печь в зимнее время. Администрацией Хабарского района он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Межведомственной комиссией осмотр его квартиры не производился. Полагает, что ответчиком нарушено его право на улучшение жилищных условий в виде постановки на учет как участника ВОВ, нуждающегося в улучшении жилищных условий для получения жилого помещения.
В судебном заседании истец Новиков Е.К. иск поддержал полностью, пояснив, что у него в собственности жилья нет, проживает он с женой, с которой состоит в браке с *** года, в квартире ее матери. Площадь квартиры составляет *** кв.м. В квартире кроме него и его жены зарегистрированы по месту жительства ее двоюродные сестры.
Представитель ответчика по доверенности Остапенко Н.А. иск не признала и пояснила, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец обращался дважды. Первый раз ему было отказано в постановке на учет по причине обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. В *** году он обратился в администрацию Хабарского района повторно и был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку представил справку о составе семьи, где кроме него и его супруги были указаны еще два человека, не являющиеся членами его семьи, а следовательно приходящаяся на него площадь жилого помещения уменьшилась. Однако после проведенной прокуратурой Хабарского района Алтайского края и управлением социальной защиты населения проверки им было указано на незаконность решения о постановке на учет в связи с тем, что в квартире, где проживает истец, были зарегистрированы по месту жительства лица, не являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, в связи с чем Новиков Е.К. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Считает, что последний не может быть признан таковым поскольку жилье, в котором он проживает, принадлежит его супруге, лица, зарегистрированные в нем не являются членами ее семьи и не были признаны таковыми. Кроме того, от истца заявления на предмет установления пригодности или непригодности жилья к проживанию не поступало, при этом, отсутствие горячего водоснабжения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия … по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 статьи 15 указанного закона предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Указом Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945–х годов», в редакции от 09 января 2010 года считается необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (п.1).
Как следует из материалов дела Новиков Е.К., *** года рождения, является участником Великой Отечественной войны и имеет льготы, установленные статьей 13 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверениями серии <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно (л.д. 21).
Как следует из п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» для рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет и принятия по ним решений орган местного самоуправления вправе создать жилищную комиссию. Порядок формирования и работы жилищной комиссии устанавливается органом местного самоуправления.
Судом установлено, что на основании поданного Новиковым Е.К. заявления распоряжением главы Хабарского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении(л.д.23).
В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе: являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения, т.е. минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Хабарского сельского Совета депутатов Хабарского района Алтайского края № 31 от 14 сентября 2007 года учетная норма площади жилого помещения на территории Хабарского сельсовета Хабарского района Алтайского края установлена в размере 14 кв.м. общей площади жилья на 1 члена семьи, состоящей из 3-х и более человек; 36 кв. м. общей площади жилья на семью, состоящую из 2-х человек (л.д.10, 11).
Согласно ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Распоряжением главы Хабарского района Алтайского края от 04 апреля 2012 года №67-р Новиков Е.К. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключен из списков нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и в связи с отсутствием оснований, дающих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и справки Хабарского производственного участка Славгородского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Н. с которой Новиков Е.К. состоит в зарегистрированном браке, и имеет общую площадь *** кв.м.(л.д.12,13).
Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что в жилое помещение, истец был вселен в качестве члена семьи.
Как усматривается из выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства и проживают Новиков Е.К. и Н. – с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д.19).
Таким образом, обеспеченность семьи Новикова Е.К. жильем была выше учетной нормы, установленной на территории Хабарского сельсовета Хабарского района Алтайского края.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 2 ст. 6 Закон Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N 115-ЗС
"О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", не считается намеренным ухудшением жилищных условий вселение в занимаемое жилое помещение членов семьи, не имеющих жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, то есть за полмесяца до обращения в администрацию Хабарского района Алтайского края с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в квартире были зарегистрированы по месту жительства О. и Н., которые согласно пояснениям истца, были вселены в квартиру как двоюродные сестры Новиковой А.Т.
По данным похозяйственного учета администрации Хабарского сельсовета О. и Н. родственниками Новикова Е.К. не значатся (л.д.24).
Доказательств того, что Н. и О. были вселены собственником жилого помещения как члены ее семьи суду не представлено.
После вселения и регистрации по месту жительства в квартиру, где проживает Новиков Е.К. указанных лиц, последний стал нуждающимся в улучшении жилищных условий (его обеспеченность жильем стала меньше установленной учетной нормы и составила 12,9 кв.м.).
Обсуждая вопрос о признании Новикова Е.К. нуждающимся в жилом помещении по основаниям пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует отметить, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок признания помещения непригодным для проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, реконструкции, является межведомственная комиссия. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в данном Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42 Положения).
Из этого следует, что вопрос о признании жилого дома непригодным для проживания разрешается межведомственной комиссией на основании заявления собственника либо контролирующего органа.
Из заявления Новикова Е.К. следует, что при обращении в администрацию Хабарского района о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он не ссылался как на основание для признания его таковым на проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, соответственно, как следует из пояснений представителя ответчика, обследование квартиры, где проживает истец на предмет его пригодности для проживания не проводилось.
Истцом не представлено доказательств того, что собственник квартиры № 1, расположенной по <адрес>, Н., либо он, как член ее семьи, обращались с такого рода требованием в межведомственную комиссию, либо, что имеется заключение контролирующих органов.
Из изложенного следует, что документы, представленные Новиковым Е.К. в администрацию Хабарского района Алтайского края, не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из материалов дела видно, что истец изначально был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при отсутствии необходимых для этого оснований и условий, что свидетельствует о неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, указанные лица неверно оценили фактические обстоятельства при рассмотрении заявления Новикова Е.К. о постановке его на учет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Учитывая изложенное суд считает, что распоряжение главы Хабарского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным и обоснованным.
При этом в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006 г., к требованиям, которым должно отвечать жилое помещение отнесены: обеспеченность инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Как установлено в судебном заседании, в квартире, где проживает истец, имеется печное отопление, отсутствие же в жилом помещении централизованного отопления не является основанием для признания Новикова Е.К. нуждающимся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п. 3 ч. ст. 51 ЖК РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Новикова Е.К. к администрации Хабарского района Алтайского края о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в Хабарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09 июня 2012 года.
Председательствующий О.А.Зорина
Верно
Председательствующий О.А.Зорина
Специалист 2 разряда Н.Г.Коленько