о признании отказа в приватизации используемого земельного участка недействительным



Дело № 2-1522/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск «07» октября 2010 г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Акимцова О.Ю.,

при секретаре Иеронимос А.Г.,

с участием:

заявителя: Ларина П.Г., - личность установлена;

представителя: Администрации Некрасовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края чьи действия обжалуются: Беловой Л.А., представившей доверенность № 132 от 19.07.2010 г..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ларина П.Г. к Администрации Некрасовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании отказа в передаче в собственность земельного участка по адресу с... Хабаровского муниципального района Хабаровского края ... незаконным, обязании вынести распоряжение о передаче в собственность земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Ларин П.Г. обратился в суд с заявлением к Администрации Некрасовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании отказа в передаче в собственность земельного участка по адресу ... Хабаровского муниципального района Хабаровского края ... незаконным, обязании вынести распоряжение о передаче в собственность земельного участка.

Своё заявление мотивировал следующим. Истец является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: ... .... согласно ст. 15 ч. 2 ЗК РФ, земельный участок под указанным домом может находиться в частной собственности. Согласно положениям ст. 36 ч.1 ЗК РФ, истец имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположен жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности. С целью осуществления права на приватизацию земли истец обращался в администрацию некрасовского СП для получения распоряжения о предоставлении ЗУ в собственность, но ответчиком ******* года был вынесен акт --------, в соответствии с которым истцу указывалось на необходимость войти в границы предоставленного на праве аренды земельного участка, так как фактически используется участки большей площади, а также им было получено письмо -------- от ******* года, в соответствии с которым ему было указано на возможность предоставления в собственность участка площадью 1500 кв.м., а не 2570 кв.м., которые фактически истцом уже много лет используется. Считает данные акты фактически отказом в приватизации земельного участка, вынесенным незаконно, так как земельный участок в 1976 году вместе с домом на его имя купил его отец Ларин Г.Т. и с того времени семья Лариных постоянно проживала по денному адресу, пользовалась земельным участком. Согласно генплана для индивидуальной застройки ... от ******* года, строители жилой дом сломали и в 1988 году используемую Лариными землю истцу сдали в аренду в количестве 15 соток под строительство нового дома. Согласно Указа Президента РФ от ******* года --------, земельные участки, полученные гражданами до ******* года и находящиеся в их пользовании, в том числе сверх установленных размеров и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, сохраняются за гражданами в полном объеме. Указ запрещал принуждать граждан выкупать свои земельные участки или брать их в аренду. Независимо от того, была ли у граждан возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право пожизненного наследуемого владения или нет - за ними сохранялись их прежние земельные участки. Несмотря на то, что и до и после принятия Конституции 1993 года, законодатель обеспечивал гражданам права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками, у истца в 1988 году 20 соток отобрали, и осталось всего 25, 7 соток, которыми он пользуется до настоящего времени, на которых находятся хозяйственные постройки (сараи, сеновал, гараж, сам жилой дом). Согласно ст. 20 ч.2 ЗК РФ, Ларин П.Г. имеет право оформить земельный участок площадью 25, 7 соток на праве пожизненного наследуемого владения. Просит суд признать отказ в передаче в собственность земельного участка по адресу ... Хабаровского муниципального района Хабаровского края ... незаконным, обязать ответчика вынести распоряжение о передаче в собственность земельного участка.

В судебном заседании заявитель Ларин П.Г. поддержал свои требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель Администрации сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края просил отказать Ларину П.Г. в удовлетворении его заявления, поскольку считает, что каких-либо прав и свобод Ларина П.Г. Администрацией не нарушено, напротив, направив ответ от ******* г. на заявление от ******* г., Администрация указывает Ларину П.Г. на необходимость вхождения Лариным в границы его участка (1500 кв.м.), предоставленного ему в аренду для строительства индивидуального жилого дома (ул. Школьная, 4), и нарушения им своими действиями по самовольному захвату земельного участка общей площадью 1070 кв.м.. прав арендатора смежного земельного участка Луговской И.Н, которой так же был предоставлен земельный участок в аренду, общей площадью 1500 кв.м. (ул. Школьная, 2), для строительства индивидуального жилого дома (представлен на обозрение суда чертёж границ земельного участка по ..., и схему расположения). В настоящее время Администрацией сельского поселения направлено в адрес главы Администрации ХМР ходатайство о предоставлении Ларину в собственность земельного участка общей площадью 1500 кв. м., который он ранее арендовал.

Выслушав пояснения заявителя, представителя Администрации сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает необходимым отказать Ларину П.Г. в удовлетворении заявления, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям граждан об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статья 254 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых (статья 255 ГПК РФ):

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В силу части 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 36 ЗК РФ предусмотрен следующий порядок предоставления земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В настоящее время действует приказ МЭРТ РФ от ******* г. --------, которым утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

В соответствии с данным перечнем, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 36 ч. 6 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении гражданину земельного участка на праве собственности, в аренду.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка, и направляет его заявителю, с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Судом установлено, что согласно Постановления Главы Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ******* г. за --------, Ларину П.Г. прекращена аренда земельного участка, предоставленного ранее на основании постановления администрации муниципального образования ... от ******* г. --------, и договора аренды земель несельскохозяйственного назначения от ******* г. --------. Вместе с тем, Ларину П.Г. предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 1 500 кв.м., расположенный по адресу ... ..., кадастровый № земельного участка --------

На данном земельном участке располагается принадлежащий на праве собственности Ларину П.Г. одноэтажный жилой дом общей площадью 132, 1 кв.м. (свидетельство о праве собственности нал.д. 8).

******* года Ларин П.Г. обратился в Администрацию Некрасовского СП с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 2 570 кв.м. в собственность. К данному заявлению Лариным П.Г. были приложены следующие документы: копия свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом, копия технического паспорта на дом, википировка на земельный участок, документы предоставленные из архива на домовладение, расположенное по адресу: ..., ....

Таким образом, в нарушение требований Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, Лариным П.Г. не были представлены выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок площадью 2570 кв.м., кадастровый паспорт земельного участка площадью 2570 кв.м., копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством (например, договор аренды земельного участка площадью 2570 кв.м.).

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, для принятия в месячный срок решения о предоставлении ЗУ гражданину, комиссией специалистов Администрации Некрасовского СП ******* года был осуществлен выезд на местность и осуществлен осмотр земельного участка по адресу ... ..., по результатам осмотра было установлено, что на арендуемом земельном участке построен жилой дом, однако фактически используется земельный участок большей площадью, чем представленный по договору аренды (1 500 кв.м.).

На основании этого, был составлен акт --------, и подготовлено обращение -------- от ******* г., в соответствии с которым истцу указывалось на необходимость войти в границы предоставленного на праве аренды земельного участка (площадью 1 500 кв.м.), так как фактически используется участок большей площади. Оснований для предоставления части земельного участка площадью 1 070 кв.м. не имеется, так как на него не имеется никаких правоустанавливающих документов. Кроме того Ларину П.Г. указано на нарушение им своими действиями по самовольному захвату земельного участка общей площадью 1070 кв.м.. прав арендатора смежного земельного участка Луговской И.Н, которой так же был предоставлен земельный участок в аренду, общей площадью 1500 кв.м. (... для строительства индивидуального жилого дома.

Учитывая, что Лариным П.Г. не были предоставлены все требуемые документы, прилагаемые в заявлению о передаче земельного участка площадью 2 570 кв.м. в собственность, и более того, установлен факт нарушения прав смежного арендатора, действия Администрации Некрасовского СП нельзя признать незаконными и ущемляющими права Ларина П.Г., так как произведены они в строгом соответствии с требованиями законодательства, в частности, Земельного кодекса РФ и Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Учитывая, что заявленные Лариным П.Г. требования являются взаимосвязанными, оснований для обязания Администрации Некрасовского СП вынести распоряжение о передаче в собственность Ларину П.Г. земельного участка общей площадью 2570 кв.м., у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 254-258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Ларина П.Г. к Администрации Некрасовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании отказа в передаче в собственность земельного участка, общей площадью 2570 кв.м., расположенного по адресу ... Хабаровского муниципального района Хабаровского края ... незаконным, обязании вынести распоряжение о передаче в собственность земельного участка, общей площадью 2570 кв.м., расположенного по адресу ... Хабаровского муниципального района Хабаровского края ... - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в кассационном порядке через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) О.Ю. Акимцов

Мотивированное решение изготовлено «07» октября 2010 г.

Копия верна: _________________________________ Судья О.Ю. Акимцов