о признании права на получение жилого помещения



Дело № 2-1269/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 25 ноября 2010 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Чуешковой В.В.,

при секретаре Дудинской А.Ф.,

с участием:

- истца Ковалева Е.В.;

- представителя истца Файчук А.С., представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ;

- представителя ответчика войсковой части 70822 Панасенко В.В., представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалев Е.В. к войсковой части 70822, жилищной комиссии войсковой части 70822 о признании Ковалева Е.В. нуждающимся в жилом помещении в г. Хабаровске составом семьи 1 человек, об обязании жилищной комиссии войсковой части 70822 включить его в списки очередников на получение жилых помещений по войсковой части 70822 составом 1 человек и о признании за ним права на получение жилого помещения на состав семьи 1 человек,

УСТАНОВИЛ:

Ковалев Е.В. обратился в суд с иском к войсковой части 70822 и жилищной комиссии войсковой части 70822 о признании права на получение жилого помещения.

Свои исковые требования мотивировал следующим.

Истец проходил военную службу по контракту в войсковой части 70822 в должности референта 1 отделения материального и тылового обеспечения. Приказом командира войсковой части 78705 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЛС в соответствии со ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ 1999 года №, истец был уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Приказом командира войсковой части 70822 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЛС Ковалев Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава воинской части. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла: в календарном исчислении - 27 лет 6 месяцев 2 дня; в льготном исчислении - 38 лет 4 месяца 12 дней. На момент увольнения с военной службы истец с учетом его бывшей жены Ковалевой Л.А. и дочери Ковалевой Г.Е. был обеспечен <адрес> ( жилая площадь 27 кв.м; общ. - 48,5 кв.м). Согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, указанная квартира расположена в закрытом военном городке №.

Согласно норам действующего законодательства, какие-либо действия (приватизация, продажа и т.д.) не предусмотрены с жилыми помещениями, расположенными в закрытых военных городках. В ходе мероприятий, предшествующих увольнению с военной службы и исключению из списков личного состава воинской части, Ковалев Е.В., в установленном Законом порядке, изъявлял желание и ходатайствовал перед вышестоящим командованием о признании его нуждающимся в жилом помещении посредством получения однокомнатной квартиры для постоянного проживания в г. Хабаровске, что подтверждается соответствующими рапортами и листом беседы. Но до настоящего времени Ковалев Е.В. в установленном действующим законодательством РФ порядке, не обеспечен жилым помещением, положенным по увольнению по достижению предельного возраста пребывания военной службы. Просит признать его нуждающимся в жилом помещении в г. Хабаровске составом семьи 1 человек, обязать жилищную комиссию войсковой части 70822 включить его в списки очередников на получение жилых помещений по войсковой части 70822 составом 1 человек и признать за ним право на получение жилого помещения на состав семьи 1 человек.

В судебном заседании истец Ковалев Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суда пояснил, что в 2008 году он обращался к председателю жилищной комиссии, с вопросом предоставления ему жилого помещения. Ему было разъяснено, что для этого он должен собрать необходимый пакет документов. Собрав все документы, он отнес их в жилищную комиссию, какое решение было принято по его вопросу ему не известно до настоящего времени. Неоднократные обращения в жилищную комиссию, в том числе и письменные, положительных результатов не принесли. Он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и кроме того он состоит в очереди на получение жилья, как нуждающийся. Он просит, чтобы ему выделили однокомнатную квартиру в г. Хабаровске, в связи с отселением из военного городка, потому как ему положена квартира по выслуге лет.

Представитель истца Файчук А.С. в судебном заседании требования Ковалева Е.В. поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что Ковалев Е.В. проходил службу в войсковой части 70822, уволен в запас по достижению пенсионного возраста и исключен из списков личного состава. Выслуга лет для назначения пенсии Ковалева Е.В. составляет 27 лет 6 месяцев 2 дня. В настоящее время истец проживает в <адрес>, в закрытом военном городке. Её доверитель ходатайствовал о признании его нуждающимся в жилье, но до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен. Истец имеет право на отселение из закрытого военного городка и обеспечением его жилым помещением по установленным нормам. Состав семьи Ковалева Е.В., на данный момент составляет 1 человек и при увольнении истцом были поданы в жилищную комиссию документы на получение квартиры, для семьи составом 1 человек.

Представитель ответчика - войсковой части 70822 - Панасенко В.В. в судебном заседании исковые требования истца не признал. По существу спора суду пояснил, что требования Ковалевым Е.В. заявлены необоснованно, поскольку он должен подать заявление о признании его нуждающимся в жилье, чего он до сих пор не сделал. Истец проходил военную службу, уволен в запас, в течение срока службы заявлений, обращений о признании нуждающимся в жилье, он не подавал. Порядок признания нуждающимся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения до Ковалева Е.В. был доведен. Истец уволен в 2008 году и с того времени от него также не поступало никаких ходатайств о признании нуждающимся в жилье. Постановлением Правительства РФ утвержден порядок и основания, по которым лица, уволенные в запас могут обратиться с просьбой о предоставлении им жилья, но только в случае если они признаны нуждающимися. В настоящее время истец обеспечен жильем по договору социального найма. Также истец имеет право на отселение в квартиру, но не посредством получения 1 комнатной квартиры, а посредством жилищного сертификата Считает, что требования истца заявлены необоснованно и не законно. Так, требование о признании Ковалева Е.В. нуждающимся в жилом помещении в г. Хабаровске, не входит в полномочия суда. Кроме того, жилищная комиссия войсковой части 70822 не является самостоятельным органом и по этому, её нельзя обязать включить истца в списки очередников на получение жилого помещения. Рассмотрение требований Ковалева Е.Н. о признании за ним права на получение жилого помещения в г. Хабаровске в настоящее время является нецелесообразным, поскольку на сегодняшний день Ковалеву Е.В. никто в данном вопросе не отказывал. Для решения данного вопроса истец должен представить необходимые для этого документы.

Представитель ответчика - жилищной комиссии войсковой части 70822 Соседов С.О. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен, причину своей неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не просил. Ранее, в судебном заседании от 15.09.2010 года, суду пояснил, что является председателем жилищной комиссии в/ч 70822, исковые требования Ковалева Е.В. не признает. Истец, как.до увольнения, так и по настоящее время проживает в 2-х комнатной благоустроенной квартире, предоставленной ему по договору социального найма в закрытом военном городке на семью из трех человек. Данное жилое помещение находится на территории военного городка и истец не может его приватизировать. В в/ч есть списки потерявших связь с войсковой частью и на отселение из войсковой части лиц, но Ковалев Е.В. в эти списки не включен. Истец обращался в ЖК и подавал какие-то документы в отношении себя одного, но он их не видел, поскольку не занимался этим вопросом, почему вопрос об отселении из военного городка Ковалева Е.В. не решен, пояснить не смог, документы запрашиваемые судом по факту обращения истца в ЖК, не предоставил по причине их отсутствия. Считает, что истец сдал в ЖК не полный пакет документов, поэтому вопрос в отношении него не решен. Поскольку квартира истцу предоставлена на членов семьи из трех человек, то и отселить его можно только с семьей, о чем истцу было сообщено.

В судебное заседание не явилась, привлеченная к участию в деле в качестве 3-го лица - Ковалева Г.Е., о слушании дела извещена надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщила, согласно принятой от неё телефонограмме, просила дело рассмотреть в её отсутствие, с исковыми требованиями Ковалева Е.В. согласна.

Согласно ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания дляпризнания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Согласно указанной норме закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

-являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054
"О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утверждены правилаучета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

- граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

- семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

- члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

- лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.

Основаниями признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

- отсутствие жилой площади;

- наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

- наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

- проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

- проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

- проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

- проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;

- избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.

Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:

не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Судом установлено, что Ковалев Е.В., согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечен по месту военной службы жилым неслужебным помещением, зарегистрирован и фактически проживает в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Согласно распоряжению Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> является закрытым военным городком №.

<адрес>, находится в оперативном управлении войсковой части № 70822 (Свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и в собственности Российской Федерации).

Согласно выписке из приказа №-ЛС от ДД.ММ.ГГГГ, майор Ковалев Е.В. исключен из списков личного состава, уволен с военной службы приказом войсковой части 78705 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЛС по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Выслуга лет составляет: календарная - 27 лет 6 месяцев 2 дня, льготная - 10 лет 10 месяцев 10 дней, всего - 38 лет 4 месяца 12 дней.

Согласно типовому договору найма жилого помещения от сентября 1997 года, Войсковая часть 70822 в лице командира и Ковалев Е.В., на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, заключили договор <адрес> для нанимателя и членов его семьи.

Согласно лицевому счету №, карточки прописки, и пояснениям участников процесса, совместно с Ковалевым Е.В. зарегистрированы и проживают по указанному выше адресу: члены семьи военнослужащего - Ковалева Л.А. и Ковалева Г.Е.

Согласно свидетельству о расторжении бака I-ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ, брак между Ковалевым Е.В. и Ковалевой Л.А. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ - право собственности на территории г. Хабаровска, Хабаровского района Хабаровского края за Ковалевым Е.В. и Ковалевой Г.Е. не зарегистрировано.

Согласно Протоколу заседания жилищной комиссии войсковой части 70822 № от ДД.ММ.ГГГГ и Списка военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (по договору найма служебных помещений) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в/ч 70822, вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении в <адрес> составом семьи 1 человек, и о выделении ему жилого помещения в <адрес>, в отношении Ковалев Е.В. и членов его семьи, в установленном законом порядке жилищной комиссией в/ч 70822, не рассматривался.

Протокол заседания жилищной комиссии войсковой части 70822 от ДД.ММ.ГГГГ, представленный истцом, не принимается судом во внимание, как не соответствующий требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Из материалов дела следует, что Ковалев Е.В., общая продолжительность военной службы которого составляет более 30 лет, проживающий совместно с бывшей супругой и дочерью - членом его семьи по договору найма служебного помещения в квартире в закрытом военном городке в <адрес>, в рапорте, поданном в связи с увольнением в запас ВС России, указал, что в списке очередников на улучшение жилищных условий он не состоит, просил обеспечить его жилым помещением в г. Хабаровске.

В ч. 3 ст. 40 Конституции РФ говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище". Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полностью согласуются с приведенной нормой Жилищного кодекса РФ, устанавливающей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, положения подп. "г", "ж" п. 7 Правил, которые к основаниям признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий относят и наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках, а также проживание на служебной жилой площади.

Таким образом, проживание военнослужащего и членов его семьи на служебной жилой площади является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в жилом помещении, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений.

По вопросу, связанному с тем, кто и в каком порядке признаёт военнослужащих, увольняемых с военной службы, нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства, необходимо отметить следующее.

В соответствии с п.п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учёт и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счёт государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ.

Правительство РФ постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие Правила.

Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей до 1 января 2005 г.

Между тем в связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.

Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих - граждан осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильём, то в соответствии с п.п. 3 и 12 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) районов с ведением списков очередников, карточек учёта жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учёта. Следовательно, эти органы располагают всей необходимой информацией (имеют возможность её получить) для решения вопроса о признании увольняемого с военной службы военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), в том числе и по избранному им месту жительства.

Действующая редакция п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" также содержит положение, согласно которому порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством РФ.

Вместе с тем другого порядка, кроме изложенного в Правилах, до настоящего времени не определено. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения прав граждан, установленных федеральным законом.

Вышеизложенные обстоятельства дела и приведенные положения закона указывают на то, что истец обладает правом, по установленным действующим законодательством основаниям, для признания его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений.

. Судом установлено, что на день обращения истца в суд с вышеуказанными требованиями, членом его семьи является Ковалева Г.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочь Ковалева Е.В., привлеченная судом к участию в деле, которая в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства, так же имеет право, как член семьи Ковалева Е.В., быть признанной нуждающейся в получении жилого помещения по избранному после увольнения отца месту жительства.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что доказательств в обоснование заявленных требований, истцом в судебное заседание не представлено, а поэтому иск о признании Ковалева Е.В. нуждающимся в жилом помещении в г. Хабаровске составом семьи 1 человек, об обязании жилищной комиссии войсковой части 70822 включить его в списки очередников на получение жилых помещений по войсковой части 70822 составом 1 человек и о признании за ним права на получение жилого помещения на состав семьи 1 человек, не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ковалев Е.В. к войсковой части 70822, жилищной комиссии войсковой части 70822 о признании Ковалева Е.В. нуждающимся в жилом помещении в г. Хабаровске составом семьи 1 человек, об обязании жилищной комиссии войсковой части 70822 включить его в списки очередников на получение жилых помещений по войсковой части 70822 составом 1 человек и о признании за ним права на получение жилого помещения на состав семьи 1 человек, оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение десяти дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.12.2010г.

Судья В.В. Чуешкова