Дело № 2-1459/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск «06» октября 2010 г.
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе единолично судьи Акимцова О.Ю.,
при секретаре: Иеронимос А.Г.
с участием:
истца: Бакшеевой С.А., - личность установлена;
представителя ответчика: Министерства ЖКХ Хабаровского края Фроловой А.С., представившей доверенность № 1-07/5100 от 12.07.2010 г.
представителя ответчика: Администрации Тополевского сельского поселения Зиновенко В.В., представившего доверенность;
третье лицо: МФ РФ в судебное заседание не явилось, представило отзыв,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакшеевой Светланы Адольфовны к Администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского района и края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Бакшеева С.А. обратилась в суд с указанным заявлением. Свои требования мотивирует тем, что после смерти своих родителей: *** отца Бакшеева А.Ф., и *** матери Даниловой Л.А., её сестра Лаврентьева Е.А., проживавшая по адресу: с. --- Хабаровского района и края, ---, на основании Постановления Главы Администрации Хабаровского района от *** за № назначена опекуном. В период обучения в профессиональном училище № с *** по *** она была зарегистрирована у опекуна, которая чинила ей препятствия в пользовании квартирой, комнату в общежитии ей не дали, и она была вынуждена скитаться. *** её опекун Лаврентьева Е.А. умерла, а её дети так же продолжали чинить ей препятствия в проживании в квартире, расположенной по адресу: с. --- Хабаровского района и края, ---. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставили, жить ей негде, хотя она и обращалась в Администрацию с заявлениями о предоставлении ей жилого помещения и постановке её на учёт.
В судебном заседании Бакшеева С.А. исковые требования поддержала по доводам изложенным в иску, дополнительно суду пояснила, что в настоящее время у неё отсутствует жилое помещение для постоянного проживания. Поскольку она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, просит обязать ответчиков предоставить ей квартиру в кратчайший срок, поскольку они вынуждены проживать на не отапливаемой даче, и её дети непрерывно болеют.
В судебном заседании представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства заявленное требование в части срока предоставления жилого помещения не признала. Суду пояснила, что Бакшеева С.А. не состоит на учете в Министерстве ЖКХ в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда края, как относящаяся к лицам из числа детей-сирот, в составе семьи один человек, поскольку Администрацией Тополевского сельского поселения копия учётного дела не передавалась, с заявлением о постановке на учёт в министерство Бакшеева не обращалась. Статьёй 1 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определены категории лиц, которые имеют право на получение государственных гарантий на жилое помещение, предусмотренных ст. 8 указанного Закона. К таким категориям граждан в т.ч. относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. По достижении 23 лет, ими утрачивается статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на них не распространяются государственные гарантии, предусмотренные названным Федеральным законом. В связи с чем, в связи с отсутствием документов, подтверждающих постановку истца на учёт в органе местного самоуправления до ***, а так же утратой истцом статуса лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, просил суд в удовлетворении исковых требований к Министерству ЖКХ Хабаровского края отказать. Пояснил, что *** Министерством ЖКХ направлялось письмо за № главам городских округов и сельских поселений Хабаровского края о необходимости укомплектования копий учётных дел, и утверждённых главами городских и сельских поселений список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, вставших на учёт в органах местного самоуправления до ***, однако в отношении истицы таких документов Администрацией Тополевского сельского поселения не представлено.
В судебном заседании представитель администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района заявленные требования не признал. Суду пояснил, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники образовательных учреждений, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в указанных учреждениях обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Законом Хабаровского края от 13.10.2005 г. № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» предусмотрено, что предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда края по договорам социального найма гражданам указанной категории, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится специально уполномоченном органом по управлению и распоряжению жилищным фондом края, вне очереди. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 г. № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства края. В связи с чем считает, что администрация Тополевского сельского поселения не является надлежащим ответчиком по делу. Представил на обозрение суда списки учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно которых Бакшеева С.А. в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма вне очереди, значится под № 41 (решение о принятии на учёт от ***), а в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, значится совместно со своими детьми под № 84 (заявление от ***). Кроме того, пояснил, что хотя Бакшеева С.А. и состоит на соответствующем учёте, главой администрации постановления о включении Бакшеевой С.А. в список лиц нуждающихся в предоставлении жилого помещения - не издавалось.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Хабаровского края, в судебное заседание не явилось, будучи надлежащим образом уведомлённым о месте и времени судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв согласно которого пояснило, что Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 г. № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма и принятие решений о предоставлении указанных жилых помещений. Таким образом, решение о постановке на учёт принимается Министерством ЖКХ по результатам рассмотрения заявления и представленных документов. Российская Федерация принимает общие законы для обеспечения единообразной социальной защиты граждан на всей территории России, и вправе возлагать при этом на бюджеты субъектов определённые расходные полномочия по обеспечению мероприятий социальной защиты. Хабаровский край предусматривал в своих законодательных актах о бюджете, денежные средства, связанных с реализацией - Закон Хабаровского края «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей…» от 25.04.2007 г. № 119, тем самым согласовав данные расходные полномочия. Таким образом считает, что в правоотношениях по реализации Закона Хабаровского края от 25.04.2007 г. № 119 состоят органы местного самоуправления и органы государственной власти Хабаровского края, которые обязаны обеспечить надлежащее бюджетное финансирование данных мероприятий.
Суд, выслушав мнение участников судебного заседания, не возражавших по рассмотрению дела в отсутствии третьего лица, находит необходимым рассмотреть дело в отсутствии последнего, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилое помещение, которое может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Жилищными кодексами РФ и РСФСР, другими нормативными актами.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Из материалов дела следует, что Бакшеева С.А. после смерти своих родителей: *** отца Бакшеева А.Ф. свидетельство о смерти на л.д. 7), и *** матери Даниловой Л.А. (свидетельство о смерти на л.д. 8), её сестра Лаврентьева Е.А., проживавшая по адресу: --- Хабаровского района и края, --- на основании Постановления Главы Администрации Хабаровского района от *** за № назначена опекуном. Бакшеева С.А. *** закончила профессиональное училище № г. Хабаровска, о чём выдано свидетельство № АВ 690163 (л.д. 39).
Согласно заявления Бакшеевой С.А. на имя Главы Администрации --- от ***, Бакшеева просит предоставить ей жилую площадь, в связи с её отсутствием, и проживанием у своей сестры.
Как следует из письма Администрации Хабаровского района Хабаровского края за № от ***, Бакшеева С.А. на указанную дату состояла в льготной очереди под № Администрации Тополевского СМО.
Из представленных Администрацией Тополевского сельского поселения сведений следует, что Бакшеева С.А. числится в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма вне очереди, значится под № 41 (решение о принятии на учёт от ***), а в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, значится совместно со своими детьми под № 84 (заявление от ***).
Каких-либо зарегистрированных прав на недвижимое имущество Бакшеева С.А. не имеет, после смерти её родителей в права наследования не вступала, как и не вступал её брат Бакшеев В.А., по причине отсутствия какого-либо имущества, в т.ч. и недвижимого, указанные обстоятельства подтверждаются сведениями КГУП «Хабкрайинвентаризация» (л.д. 68), Управления Росреестра по Хабаровскому краю (л.д. 60-62), МУП «БТИ г. Иркутска, ТУ ФАУГИ в Иркутской области (л.д. 69), Управления Росреестра по Иркутской области (л.д. 65-66)
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Бакшеева С.А., на момент подачи ею заявления в Администрацию --- попадала под указанную категорию, как нуждающаяся, и у нее возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Хабаровского края «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» от 25.04.2007 года № 119 предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, становятся на учет в специально уполномоченном органе по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 г. № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма и принятие решений о предоставлении указанных жилых помещений.
Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (к которой отнесена истица), жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Вышеприведенные доводы ответчика в т.ч. Министерства ЖКХ Хабаровского края, суд признаёт не основанными на законе, поскольку неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей органа местного самоуправления по постановке Бакшеевой С.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, и не предоставлении учётного дела в Министерство ЖКХ для последующей постановки на учёт и обеспечении жильём, не может умалять Конституционные права Бакшеевой С.А. по обеспечению её жильём в силу вышеприведённых норм.
В связи с вышеизложенным, обязанность по предоставлению жилья Бакшеевой С.А. должна быть возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Суд считает необходимым обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства предоставить Бакшеевой С.А. вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
В удовлетворении исковых требований к администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского района и края необходимо отказать, поскольку этот ответчик не является надлежащим по заявленным требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 ГПК РФ, согласно которому стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возвратить с другой стороне все понесенные по делу судебные расходы, с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200, 00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Бакшеевой С.А. к Администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского района и края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, о возложении обязанности предоставить жилое помещение, - удовлетворить частично.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Бакшеевой С.А. *** года рождения, уроженки ---, вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
В удовлетворении исковых требований к администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского района и края, о возложении обязанности предоставить жилое помещение Бакшеевой С.А., - отказать.
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в пользу Бакшеевой С.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200, 00 руб.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней после принятия решения в окончательной форме, через Хабаровский районный суд
Судья (подпись) О.Ю. Акимцов
Мотивированное решение изготовлено «06» октября 2010 г.
Копия верна: __________________________________ Судья О.Ю. Акимцов