о признании незаконным бездействия администриции с. Ильинка



Дело № 2-1503/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 15 декабря 2010 года.

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Чуешковой В.В.

при секретаре Дудинской А.Ф.,

с участием:

помощника прокурора Хабаровского района Васильевой Е.А., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №,

заинтересованных лиц:

-представителя администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Солодянкина Г.Н.,

-главы администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края Василенко Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хабаровского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хабаровского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Свои требования прокурор мотивировал следующим.

В соответствии с п.22 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131- ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно ч. 2 ст. 25, ст.26 ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8 - ФЗ, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со ст.ст. 9,10,11 ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года.

В нарушение указанных требований законодательства российской Федерации, органом местного самоуправления сельского поселения «Село Ильинка» специализированной службы по вопросам похоронного дела не создано. Гарантированные услуги по погребению на фактически существующем кладбище с. Ильинка, предусмотренные федеральным законодательством, оказываются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися ритуальными агентствами на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых гражданами непосредственно с указанными предприятиями. Стоимость оказываемых услуг по погребению установлена предприятиями самостоятельно.

Таким образом, незаконное бездействие органа местного самоуправления сельского поселения «Село Ильинка» нарушает права граждан, желающих исполнить волю умершего по захоронению на фактически существующем кладбище с. Ильинка, не предоставляются гарантированные услуги по погребению, предусмотренные федеральным законодательством.

Выявленные нарушения законодательства существенны, поскольку нарушают права граждан на предоставление гарантированных услуг по погребению, предусмотренных федеральным законодательством.

Непринятие органом местного самоуправления мер, по организации похоронного дела в границах сельского поселения «Село Ильинка», согласно требований действующего законодательства, создают условия для возникновения у населения недоверия и негативного отношения к органам власти и управления.

В судебном заседании помощник прокурора Хабаровского района Васильева Е.А., уточнила требования, изложенные в заявлении прокурора Хабаровского района.

Просила признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и обязать администрацию сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. Суду пояснила, что бездействием администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края нарушаются права граждан, так как им не предоставляется, предусмотренный законом, гарантированный перечень бесплатных ритуальных услуг.

Заинтересованное лицо - Глава администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края Василенко Т.Н. требования, заявленные прокурором Хабаровского района, не признала. Представила письменный отзыв на заявление, согласно которому требования прокурора Хабаровского района считает незаконными и необоснованными.

Указанная позиция заинтересованного лица мотивирована тем, что права и законные интересы неопределенного круга лиц не нарушены.

В отзыве указала, что заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на нарушение органами сельского поселения «Село Ильинка» п. 2 ст. 25, ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Указывая, что в связи с отсутствием действующей на территории сельского поселения «Село Ильинка» специализированной службы, граждане лишены возможности реализовать право на получение определенного ст. 9 Закона «О погребении и похоронном деле» гарантированного перечня услуг по погребению, заявитель вводит суд в заблуждение. Права и законные интересы граждан на получение гарантированного перечня услуг реализуются в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основеследующего перечня услуг по погребению (далее по тексту Гарантированный перечень услуг):

- оформление документов, необходимых для погребения;

- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых
для погребения;

- перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

- погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Указанные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела с последующим возмещением последней затратза счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального либо краевого бюджета. Из данной нормы следует, что предоставление Гарантированного перечня услуг является расходным обязательством Российской Федерации либо субъекта - Хабаровского края.Муниципальное образование расходных обязательств по предоставлению Гарантированного перечня услуг не несет.

Ни Законом «О погребении и похоронном деле», ни в Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни какими иными нормативными правовыми актами сферадеятельности специализированной службы в рамках территории конкретного муниципального образования не ограничена. Более того, согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ установлениена территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуги финансовых средств не допускается. Следовательно, деятельность специализированной службы, созданной органами местного самоуправления одного муниципального предприятия на территории другого муниципального образования, действующим законодательством не запрещена.

Между тем, сельское поселение «Село Ильинка» граничит с городским округом «Город Хабаровск». В связи с этим, на территории сельского поселения «Село Ильинка»в полном объеме осуществляет свою деятельность Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания», которым, в том числе, предоставляется Гарантированный перечень услуг.

Таким образом, граждане, осуществляющие захоронение умерших на территории сельского поселения «Село Ильинка», могут реализовать свое право на получение Гарантированного перечня услуг, обратившись для этого в МУП «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания».

Кроме того, вместо получения Гарантированного перечня услугграждане в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона «О погребении и похоронном деле» могут получить социальное пособие на погребение в размере,равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению,указанному в п. 1 ст. 9 Закона «О погребении и похоронном деле». В данном случае указанным правом граждане могут воспользоваться, обратившись в любую организацию, предоставляющую ритуальные услуги и осуществляющую деятельность на территории сельского поселения «Село Ильинка» (в ООО «Отдел ритуальных услуг», ООО «Элигея», ООО «Южный», ООО «Земля и люди» и другие организации). Учитывая данные обстоятельства, представляется, что права и законные интересы граждан как на получение Гарантированного перечня услуг, так и на реализацию иных прав и законных интересов в области погребения, в том числе на получение социального пособия на погребение, органами сельского поселения «Село Ильинка» не нарушены.

Требования прокурора об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела сводятся к обязанию органов местного самоуправления учредить муниципальное унитарное предприятие. Данное требование напрямую противоречит ст. 8, ст.132 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельновладеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществомв соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 4 ст.51 указанного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления могут (но не обязаны)создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Таким образом, органы местного самоуправления сельского поселения «Села Ильинка» вправе, но не обязанысоздавать унитарные предприятия, формировать при этом их уставные фонды, закреплять за предприятиями имущество на праве хозяйственного ведения. При этом, понуждение органов местного самоуправления поселения к созданию муниципального унитарного предприятия не допускается. В противном случае будут нарушены нормы Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, иных нормативных правовых актов.

Создание органами местного самоуправления сельского поселения «Село Ильинка» специализированной службы в форме муниципального унитарного предприятиянаряду и действующими на территории поселения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги, является нецелесообразным для поселения и заведомо убыточным.

Так, создание муниципального унитарного предприятия предполагает формирование его уставного фонда в размере не менее, чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Кроме того, для размещения предприятия необходимо будет нести затраты на аренду помещения, коммунальные услуги, заработную плату работникам предприятия. Поскольку территория сельского поселения «Село Ильинка» достаточно мала, население поселения составляет всего 3053 человека, то и объем оказываемых предприятием услуг будет достаточно низким, вследствие чего тарифы на оказываемые предприятием услуги будут значительно выше тарифов на аналогичные услуги ныне действующих организаций.

Создание органами местного самоуправления сельского поселения «Село Ильинка» специализированной службыпо вопросам похоронного дела не обеспечит реализацию гражданами правана получение Гарантированного перечня услуг, поскольку указанная организация получателем субвенции по возмещению стоимости услуг, предоставляемых согласно Гарантированному перечню услуг являться не будет. Возмещение стоимости услуг, предоставляемых специализированной организацией согласно Гарантированному перечню услуг, является отдельным государственным полномочием, к вопросу местного значения поселения не относится. В целях реализации органами местного самоуправления указанного полномочия в порядке ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят Закон Хабаровского края от 14.11.2007 № 154«О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению». Данным Законом определены органы местного самоуправления, которым передаются государственные полномочия Хабаровского края по возмещению стоимости услуг, предоставляемых согласно Гарантированному перечню услуг (статья 1 Закона). В указанном перечне органов местного самоуправления органы местного самоуправления сельского поселения «Село Ильинка» отсутствуют. Следовательно, органамместного самоуправления сельского поселения «Село Ильинка» отдельные государственные полномочия по возмещению стоимости услуг, предоставляемых согласно Гарантированному перечню услуг, не переданы.

Таким образом, даже в случае создания органами местного самоуправления сельского поселения «Село Ильинка» специализированной службы по вопросам похоронного дела, указанная служба предоставлять гражданам Гарантированный перечень услуг не сможет, поскольку компенсация затрат службы на эти цели органами местного самоуправления сельского поселения «Село Ильинка» производиться не будет.

Отсутствие со стороны всех органов местного самоуправления сельского поселения «Село Ильинка» нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, учитывая недопустимость вмешательства в осуществление местного самоуправления, в т.ч. незаконность установления обязанности по созданию муниципального унитарного предприятия, в связи с отсутствием экономической целесообразности по учреждению такого юридического лица администрация сельского поселения «Село Ильинка».

В связи с чем, просит в удовлетворении требований прокурора Хабаровского района отказать в полном объеме.

В судебном заседании заинтересованное лицо Глава администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края Василенко Т.Н. дала суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в отзыве.

Заинтересованное лицо - представитель администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Солодянкин Г.Н. требования заявленные прокурором Хабаровского района не признал, представил письменный отзыв на заявление. В судебном заседании дал пояснения аналогичные пояснениям главы администрации сельского поселения «Село Ильинка» Василенко Т.Н.. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Допрошенные в судебном заседании по ходатайству сторон свидетели, подтвердили факт отсутствия в сельском поселении «Село Ильинка» специализированной службы по вопросам похоронного дела и пояснили, что граждане с. Ильинка также, как и жители г. Хабаровска и Хабаровского края обращаются в специализированную службу МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» и другие организации на территории г. Хабаровска, предоставляющие ритуальные услуги населению. После похорон граждане получают в Пенсионном фонде РФ или Фонде социального страхования соответствующие компенсации. Все услуги по погребению специализированной службой МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» и другими организации, предоставляются платно.

Выслушав пояснения помощника прокурора Хабаровского района Васильевой Е.А., заинтересованных лиц Василенко Г.Е., Солодянкина Г.Н., допросив в качестве свидетелей Рагулину Л.И., Гормашову Т.П., Сидорову Н.В., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 26 ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8 финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со ст.ст. 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.

В статье 29 Федерального закона закреплено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Статьей 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8 установлен перечень гарантированных услуг по погребению, предоставляемых специализированными службами органов местного самоуправления на безвозмездной основе, в число которых входит оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации; бюджетов субъектов Российской Федерации.

Обязанность предоставления услуг по погребению, предоставляемых указанными службами на безвозмездной основе согласно ч.2 ст. 9 «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8 -ФЗ и Указу Президента Российской Федерации № 1001 от 29.06.1996 года «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению граждан» возложена на специализированные службы по вопросам похоронного дела. Органы местного самоуправления обязаны выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимее средства для оказания на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг.

В п.22 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Данный вопрос местного значения сельского поселения закреплен и в п. 22 ст. 5 главы 3 Устава сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (в редакции от 30.03.2010 года № 16/43).

Порядок организации похоронного дела в г. Хабаровске установлен Постановлением мэра г. Хабаровска № 827 от 23.05.2005 года «Об организации похоронного дела в г. Хабаровске».

Положением о погребении и похоронном деле в г. Хабаровске (в редакции Решений Хабаровской городской Думы № 459 от 17.07.2007г., № 672 от 23.09.2008г., № 18 от 31.03.2009г.) урегулированы отношения, связанные с погребением умерших и определены основы организации похоронного дела в г. Хабаровске.

Из анализа вышеуказанных норм законов следует, что для осуществления погребения умерших, а также предоставления на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению, органы местного самоуправления обязаны создать специализированные службы по вопросам похоронного дела. Согласно ст. 27 ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Законодатель прямо закрепил обязанность для органов местного самоуправления нормативно определить порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов. Принятие на уровне субъекта РФ нормативно-правовых актов регламентирующих порядок формирования и полномочия данных советов, само по себе не освобождает от аналогичной обязанности органы местного самоуправления.

В нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации администрацией сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края специализированной службы по вопросам похоронного дела не создано. Гарантированные услуги, предусмотренные федеральным законодательством по погребению на фактически существующем кладбище с. Ильинка, оказываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися ритуальными агентствами на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых гражданами непосредственно с указанными предприятиями. Стоимость оказываемых услуг по погребению установлена предприятиями самостоятельно.

Незаконное бездействие администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края нарушает права граждан, желающих исполнить волю умершего по захоронению на фактически существующем кладбище с. Ильинка, не предоставляются гарантированные услуги по погребению, предусмотренные федеральным законодательством.

Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения свидетелей и доводы сторон, выяснив все имеющиеся для дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Хабаровского района подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку нормативное закрепление порядка деятельности органов местного самоуправления по созданию специализированных служб, прямо предусмотрено законом.

При этом следует отметить, что возлагаемая на администрацию сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района хабаровского края обязанность прямо связана с необходимостью нормативного урегулирования деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Доводы заинтересованных лиц - Главы администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края Василенко Т.Н. и представителя администрации Хабаровского муниципального района Солодянкина Г.Н., изложенные в судебном заседании и представленные в письменных отзывах о том, что требования заявленные прокурором Хабаровского района являются необоснованными, а создание специализированной службы по вопросам захоронения лишены смысла, заведомо убыточно и нецелесообразно и другие приведенные в отзывах заинтересованных лиц и в их пояснениях в судебном заседании, суд находит несостоятельными, поскольку создание данных органов прямо предусмотрено законом. Не принимаются судом ко вниманию и доводы заинтересованных лиц о том, что прокурором Хабаровского района не представлено доказательств о нарушении бездействием администрации сельского поселения «Село Ильинка» прав неопределенного круга лиц, поскольку данные доводы не являются юридически значимыми для принятия решения по данному гражданскому делу.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Хабаровского района, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167, 194 - 199, 251-252 ГПК России, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Хабаровского района Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края по созданию специализированной службы по организации похоронного дела и об обязании администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края по созданию специализированной службы по организации похоронного дела.

Возложить на администрацию сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанность создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, сообщить об исполнении решения суда в Хабаровский районный суд Хабаровского края и прокурору Хабаровского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2010 года.

Судья В.В. Чуешкова