Дело № 2-37/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 24 января 2011 г.
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе
председательствующего судьи Макий И.В.,
при секретаре Косиновой Е.К.,
с участием
старшего помощника прокурора Хабаровского района Хабаровского края Устиновой А.Ю.,
представителя ответчиков Прохорченко В.А., Прохорченко Р.В., Прохорченко Н.А. Самохиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального государственного учреждения «Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации к Прохорченко В.А., Прохорченко Р.В., Прохорченко Н.А. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, к Прохорченко Н.А. и Н. о признании не приобретшими права пользования жилым помещением, возложении обязанности сняться с регистрационного учета,
установил:
Федеральное государственное учреждение «Князе-Волконская КЭЧ района» МО РФ в лице представителя Кузнецовой С.В. обратилось в суд с иском к Прохорченко В.А., Прохорченко Р.В., Прохорченко Н.А. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного в закрытом военном городке №* по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения. В обоснование заявленных требований истец указал, что нанимателю указанного жилого помещения Прохорченко В.Г. как военнослужащему, уволенному с военной службы с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, 30.12.1998г. был предоставлен государственный жилищный сертификат (ГЖС) на став семьи 4 человека для приобретения жилья в собственность. 12.04.1999г. сертификат реализован ответчиками путем приобретения квартиры в г. <адрес>. Таким образом, была исполнена обязанность государства по обеспечению жильем уволенного с военной службы военнослужащего Прохорченко В.Г. членов и его семьи. В нарушение подписанного Прохорченко В.Г. обязательства о сдаче служебного жилья после получения ГЖС и приобретения жилья, ответчики спорную квартиру не освободили. Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 09.12.2004г. в выселении ответчиков отказано в связи с прохождением Прохорченко В.А. военной службы по контракту в в/ч 22494. С 06.09.2010г. Прохорченко В.А. уволена с военной службы, однако спорную квартиру она и члены ее семьи не освобождают.
В ходе судебного разбирательства представитель ФГУ «Князе-Волконская КЭЧ района» МО РФ исковые требования увеличила. Дополнительно к требованиям о выселении просила суд признать Прохорченко Н.А. и ее несовершеннолетнего сына Н. не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным в закрытом военном городке №* по адресу: <адрес> также возложить на ответчиков обязанность сняться с регистрационного учета по указанному адресу. В обоснование истец указал, что Прохорченко Н.А. и Прохорченко К.Р. не являются членами семьи нанимателя жилого помещения, были вселены и зарегистрированы по месту жительства без согласия наймодателя жилого помещения Князе-Волконской КЭЧ.
В судебное заседание представитель истца ФГУ «Князе-Волконская КЭЧ района» МО РФ не явился. От представителя Кузнецовой С.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
В судебном заседании представитель ответчиков Прохорченко В.А., Прохорченко Р.В., Прохорченко Н.А. - Самохина В.В. исковые требования не признала по следующим основаниям. Не оспаривает, что государственный жилищный сертификат был выделен Прохорченко В.Г. с учетом членов его семьи на состав 4 человека, однако квартира по ГЖС была приобретена в собственность и оформлена только на него одного. Квартира <адрес> не является служебной, в связи с чем ссылки представителя истца на положения ст.ст. 93,103 ЖК РФ необоснованны. Обязательство о сдаче жилья не датировано, не адресовано в какой-либо орган, не подписано Прохорченко В.Г., в нем указано, что ГЖС подлежит реализации в Курской области. Это обязательство не подписано командиром войсковой части и начальником КЭЧ. В настоящее время в спорном жилом помещении помимо лиц, которые в нем проживали на момент предоставления ГЖС, проживают Прохорченко Н.А. и ее сын Н., которые были вселены после реализации ГЖС, иного жилья для постоянного проживания не имеют, в связи с чем, по мнению представителя ответчиков, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
В судебное заседание ответчики Прохорченко В.А., Прохорченко Р.В., Прохорченко Н.А. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. От них поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителя ответчиков, заслушав заключение прокурора, считающего исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
При рассмотрении дела подлежат применению нормы как Жилищного кодекса РФ, так и Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ №* от "__". жилой дом № №* в военном городке №* в <адрес> закреплен на праве оперативного управления за ФГУ «Князе-Волконская КЭЧ района» МО РФ.
Квартира <адрес> 14.01.1994г. была предоставлена Прохорченко В.Г. с учетом членов его семьи: супруги Прохорченко В.А., сына Прохорченко Р.В., дочери Прохорченко А.В., что подтверждается ордером №* от "__"
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации № 752-р от 1 июня 2000 г. населенный пункт <адрес> включен в перечень закрытых военных городков ВС РФ.
В соответствии с Федеральной целевой программой "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71 (действовавшей на момент предоставления ГЖС Прохорченко В.Г.) граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, имеют право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья (право на получение ГЖС).
Пунктом 1 указанной Программы предусмотрено, что главной целью Программы является скорейшее решение проблемы обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке и использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья.
Согласно пункту 4 Программы участие в программе добровольное. Граждане - участники Программы должны быть полностью проинформированы об условиях реализации Программы и дать письменное согласие на участие в Программе на указанных условиях. Одновременно с этим они должны также дать письменное согласие на снятие с очереди на получение муниципального или государственного жилья в случае приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата.
При увольнении с военной службы Прохорченко В.Г. и члены его семьи изъявили желание участвовать в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты». Все ответчики в добровольном порядке дали согласие на участие в этой программе, были ознакомлены с условиями ее реализации и заключили письменное обязательство об освобождении занимаемой жилой площади по адресу: <адрес>, в 2-хмесячный срок со дня приобретения жилого помещения посредством реализации ГЖС, о чем поставили в обязательстве свои подписи.
Согласно выписке из книги учета полученных ГЖС 25.01.1999 г. Прохорченко В.Г. был получен ГЖС №* на состав семьи 4 человека.
12.04.1999 года ими приобретено в собственность жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.
Оформление указанной квартиры в собственность только на имя Прохорченко В.Г. не противоречило требованиям действующего на тот период времени законодательства.
Пунктом 7 Правил было предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, переселившиеся из закрытых военных городков в результате приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата, обязаны полностью освободить и сдать жилье, занимаемое ими ранее в закрытом или обособленном военном городке.
При этом действующим законодательством не было оговорено сохранение за участником ГЖС право на ранее занимаемое жилое помещение, не отнесенное к категории служебных.
Обязанность по освобождению занимаемого жилого помещения Прохорченко В.А. и Прохорченко Р.В. не была выполнена.
Вступившим в законную силу решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 9 декабря 2004 отказано в выселении ответчиков из жилого помещения в связи с тем, что Прохорченко В.А. проходила военную службу в закрытом военном городке.
Приказом командира войсковой части №* от 6 сентября 2010 г. Прохорченко В.А. досрочно уволена в отставку.
В связи с чем отсутствуют правовые основания для дальнейшего проживания ответчиков на территории закрытого военного городка.
Следовательно, они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Требования о признании Прохорченко Н.А. и Прохорченко К.Р. не приобретшими право пользования жилым помещением подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 21 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации» (действующего на период вселения Прохорченко Н.А. в спорное жилое помещение) вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. При вселении несовершеннолетних детей такого разрешения не требуется.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. № ВКПИ 03-96 пункт 21 указанного приказа Министра обороны РФ признан соответствующим закону.
Нормами Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривается ограничение права граждан Российской Федерации на выбор места пребывания и жительства на территории закрытых военных городков.
Согласно абз. 2 п. 5 ст. 2 этого же Федерального закона к членам семьи военнослужащих, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации установленные для военнослужащих, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Таким образом, действующее российское законодательство определяет, что жилые помещения в закрытых военных городках предназначены для проживания военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей. Предоставление данных жилых помещений иным лицам в качестве постоянно проживающих с нанимателем не предусмотрено.
Ограничения права на выбор места пребывания и жительства в закрытых военных городках установлены в полном соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции РФ, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и со статьей 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", предусматривающей, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено в закрытых военных городках.
Пункт 21 Приказа Министра обороны РФ полностью соответствует Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и не ущемляют прав граждан, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации согласно данному Федеральному закону.
Согласно подп. 21 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357, функцией Министерства обороны РФ является осуществление расквартирования войск (сил), управление жилищным фондом, закрепляемым за Министерством обороны.
Подп. 36 п. 11 этого же Положения установлено, что Министр обороны РФ издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с другими федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение.
Министерство обороны РФ обладает полномочиями, установленными для органов государственной власти ст. 13 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 2002 г. N 4218-1.
Таким образом, Министр обороны РФ, издавая Приказ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357 и названным Федеральным законом.
Прохорченко Н.А. является совершеннолетней, не относится к категории члена семьи военнослужащего, в связи с чем отсутствуют основания для ее вселения в жилое помещение, расположенное в закрытом военном городке, на постоянное местожительства.
В связи с чем Прохорченко Н.А. и ее малолетний сын, местом жительства которого согласно пункту 2 статьи 20 ГК РФ признается место жительства его родителей, не приобрели право пользования спорным жилым помещением.
Требования истца о возложении обязанности на Прохорченко Н.А. и Н. сняться с регистрационного учета не подлежат удовлетворению.
Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, а также органы, осуществляющие указанные полномочия, определены в Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. В соответствии с п. е) ст. 31 указанного правового акта снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае признания утратившим (по аналогии закона - не приобретшим) право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, настоящее решение после вступления в законную силу является основанием для снятия Прохорченко Н.А. и Н. с регистрационного учета по адресу <адрес>.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Указанной нормой права не предусмотрена солидарная ответственность ответчиков по уплате государственной пошлины.
В связи с чем с Прохорченко В.А., Прохорченко Р.В., Прохорченко Н.А. в пользу ФГУ «Князе-Волконская КЭЧ района» МО РФ подлежат взысканию понесенные истцом при подаче иска о выселении расходы по уплате государственной пошлины в равных долях, по 1 333 руб. 33 коп. С Прохорченко Н.А. в пользу истца подлежат также взысканию расходы по уплате истцом государственной пошлины при предъявления к ней иска о признании не приобретшей право пользования жилым помещением в размере 2 000 рублей пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования федерального государственного учреждения «Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации к Прохорченко В.А., Прохорченко Р.В., Прохорченко Н.А. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, к Прохорченко Н.А. и Н. о признании не приобретшими права пользования жилым помещением, возложении обязанности сняться с регистрационного учета удовлетворить частично.
Прохорченко В.А., Прохорченко Р.В., Прохорченко Н.А. выселить из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Признать Прохорченко Н.А. и Н. не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>-<адрес>.
В удовлетворении требований о возложении на Прохорченко Н.А. и Н. обязанности сняться с регистрационного учета отказать.
Взыскать в пользу федерального государственного учреждения «Князе- Волконская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины:
- с Прохорченко В.А. - 1 333 рубля 33 копейки,
- с Прохорченко Р.В. - 1 333 рубля 33 копейки,
- с Прохорченко Н.А. - 3 333 рубля 33 копейки.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней после принятия решения в окончательной форме.
Судья Макий И.В.
В окончательной форме решение принято 28 января 2011 г.
Судья Макий И.В.