Дело № 2- 108/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Хабаровск 17 января 2011 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Добржанской Ю.С.,
при секретаре Ченцовой О.Ю.,
с участием:
представителя третьего лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу Волошинской Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги с. Заозерное» о понуждении получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 01 февраля 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги с. Заозерное» о понуждении получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 01 февраля 2011 года.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги с. Заозерное» законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой в деятельности данного общества выявлены нарушения закона. В ходе проведения проверки установлено, что основной деятельностью ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» является оказание услуг по теплоснабжению населения <адрес>. В соответствии с договором аренды недвижимого муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» в целях оказания услуг населению по теплоснабжению переданы в аренду здание котельной №, расположенной по адресу: <адрес>», а также оборудование, необходимоедля эксплуатации котельной. На момент проверки установлено, что ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» оказывает услуги населению по теплоснабжению путем сжигания угольного топлива в котельной, оказывая тем самым негативное воздействие на окружающую среду, посредством выбросов загрязняющих веществв атмосферный воздух. При таких обстоятельствах ответчиком нарушаются требования ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. ст. 1, 3, 23, 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 12, 14, 22, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Прокурор вправе в данном случае предъявить иск в суд. Таким образом, нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебное заседание представитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора не явился. Имеются сведения о надлежащем уведомлении истца. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора.
Представитель ответчика - ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное».
Представитель третьего лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу Волошинская Е.П. в судебном заседании пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ года Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу рассмотрел проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» и направил данный проект на доработку, что отражено в компьютерной базе данных. Больше указанный проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» на рассмотрение Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО не предъявлялся.
Выслушав пояснения представителя третьего лица, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в части.
В судебном заседании установлено, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги с. Заозерное» законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой в деятельности данного общества выявлены нарушения закона.
В ходе проведения проверки установлено, что основной деятельностью ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» является оказание услуг по теплоснабжению населения с. Заозерное Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В соответствии с договором аренды недвижимого муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» в целях оказания услуг населению по теплоснабжению переданы в аренду здание котельной №, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>», а также оборудование, необходимоедля эксплуатации котельной.
На момент проверки установлено, что ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» оказывает услуги населению по теплоснабжению путем сжигания угольного топлива в котельной, оказывая тем самым негативное воздействие на окружающую среду, посредством выбросов загрязняющих веществв атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ закреплено право каждогона благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство и консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Согласно ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов.
В соответствии с п.1 ст.22, п.1 ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Исходя из требований п.4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основанииразрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Аналогичные требования закреплены в ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ, согласно требованиям которой, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и транспортными (передвижными) средствами допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, проверкой, проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут установлено, что ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с оказанием услуг населению по теплоснабжению путем сжигания угольного топлива в котельной, в отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ атмосферный воздух, что является нарушением вышеуказанных требований законодательства.
Отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается, в том числе, информацией Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.34).
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Следовательно, право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.
Более того, право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду - это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов - ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Ст. 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.
Невыполнение ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» требований указанного законодательства нарушает права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, поскольку ООО Коммунальные услуги с. Заозерное» осуществляя хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух в непосредственной близости от жилых построек, обязано соблюдать требования законодательства об охране атмосферного воздуха.
Таким образом, ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» обязано получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем требование прокурора в этой части подлежит удовлетворению.
Прокурор просит обязать ООО «Коммунальные услуги с. Заозерное» получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 01 февраля 2011 года.
Между тем, данный срок не является разумным для выполнения ответчиком возложенной на него обязанности.
Принимая во внимание срок изготовления мотивированного решения - 21 января 2011 года, указанное решение суда вступит в законную силу 01 февраля 2011 года и только в том случае, если на него не будет подана кассационная жалоба.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым установить срок для получения ответчиком разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух - до 01мая 2011 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги с. Заозерное» получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 01 мая 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение 10 суток с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Добржанская Ю.С.
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2011 года.