Дело № 2-40/2011РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 10 февраля 2011 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Константиновой М.Г.
при секретаре Ляпиной И.А.
с участием представителя истца Темиркаева С.К.
представителя ответчиков Зносок С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Темиркаевой Е.А. к Макаровой И.И., Макарову Б.Б. о понуждении к исполнению обязанности убрать и снести гараж и летнюю кухню, признании гаража и летней кухни самовольными постройками, компенсации морального вреда,
установил:
Истец Темиркаева Е.А. обратилась в суд с иском к ответчикам Макаровой И.И., Макарову Б.Б. о понуждении к исполнению обязанности убрать и снести гараж и летнюю кухню, признании гаража и летней кухни самовольными постройками, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что она проживает в четырехквартирном доме по адресу <адрес>. На расстоянии 1,75 метра от дома расположена летняя кухня, которая принадлежит жильцам <адрес> Макаровым. Указанное строение топится дровами и расположено с нарушением норм пожарной безопасности, что подтверждается актом проверки органа пожарного надзора от 27.04.2010 г. Она опасается за свою жизнь, здоровье и имущество. Ответчики не выполняют предписание органа пожарного надзора о переносе летней кухни, хотя по закону обязаны это делать. Нарушение прав истца ответчиками выражается в умышленных действиях по возведению и пользованию деревянной постройкой, которая нарушает пожарную безопасность жилища истца. Расстояние между гаражом Макаровых и домом <адрес> также не соответствует противопожарным нормам. Гараж металлический и летняя кухня Макаровых построены вблизи жилого дома в 1982 и 1985 годах соответственно. Истец с супругом проживают в жилом доме в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Всё это время истица вынуждена опасаться за безопасность жизни и здоровья, и имущества, так как постройки Макаровых расположены очень близко от дома. В гараже находятся источники повышенной опасности автомобили. Со слов дочери ответчиков известно, что у Макарова Б.Б. имеется заболевание, и если он что-нибудь натворит, ему за это ничего не будет. Таким образом, истица предполагает о возможной угрозе своей безопасности от соседей Макаровых. Отношения со стороны соседей Макаровых негативное, пренебрежительное, они своими действиями препятствуют проезду и проходу на земельный участок истицы. Переживания истицы за безопасность жизни, здоровья и имущества выражается в постоянных, непрерывных, моральных и нравственных страданиях. Железный гараж и летняя кухня возведены без соблюдения градостроительных и противопожарных норм и правил, без необходимых разрешений на строительство, на не принадлежащим ответчикам земельном участке. Истица в пределах придомовой территории имеет земельный участок с кадастровым номером ***. Указанные постройки затрудняют истице пользование своим земельным участком, а именно преграждают проезд и проход для ведения личного подсобного хозяйства, это подтверждается актом от 29.04.2010 г.
Просит обязать ответчиков убрать пожароопасный объект летнюю кухню на безопасное расстояние от жилого дома - не менее 10 метров;
обязать ответчиков убрать гараж на безопасное расстояние от жилого дома - не менее 10 метров;
взыскать в качестве возмещения причиненного вреда по 10 рублей за каждый день страданий в пользу истицы, начиная расчет со дня вселения ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения;
вынести частые определения для применения к виновным административной ответственности предусмотренной ст. 19.5 и 20.4 КоАП РФ;
признать строения летняя кухня и железный гараж самовольными постройками, обязать ответчиков снести самовольные постройки, тем самым освободить проезд к земельному участку истицы и не чинить препятствий по проезду и проходу к земельному участку.
В судебном заседании представитель истца Темиркаевой Е.А. по доверенности Темиркаев С.К. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Макаровой И.И. и Макарова Б.Б. по доверенности Зносок С.М. иск не признал, пояснил, что <адрес> является блокированным, состоящим из четырех квартир, каждая из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. В силу норм Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, противопожарные расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка не нормируются. Следовательно, требования истца об обязании ответчиков убрать гараж и летнюю кухню не имеют правовых оснований. Согласно ст. 222 ГК РФ, строение, сооружение и иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой. В соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Металлический гараж и летняя кухня были возведены на законных основаниях, на участке, предоставленным Макаровым в постоянное (бессрочное) пользование, и не могут быть признаны самовольными постройками. Моральный вред истице ответчиками не причинен. Кроме того, печь в летней кухне не используется, она разобрана, что подтверждается фотографиями. Проезд и проход к земельному участку Темиркаевых имеется со стороны улицы <данные изъяты>, поэтому ответчики не нарушают права истцом на пользование своим участком. К отдельно расположенному земельному участку Темиркаевых имеется подъезд с улицы <данные изъяты>, что подтверждается фотографиями. Просит в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Судом установлено, что Темиркаева Е.А. является собственником <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права на л.д. 8).
Макаров Б.Б. и Макарова И.И. являются собственниками <адрес> (договор приватизации на л.д.65).
Земельный участок под жилой <адрес> ранее передавался в постоянное бессрочное пользование МПП ЖКУ (свидетельство на л.д. 66).
В настоящее время в <адрес> четыре отдельные, изолированные друг от друга квартиры, каждая имеет выход на приквартирный земельный участок. Жилой дом по <адрес> - один, приусадебный участок, на котором расположен дом - один. В составе приусадебного участка приквартирных участка - четыре. На территории приусадебного участка <адрес> имеются два участка, принадлежащих Темиркаевой Е.А. Доступ на один участок, примыкающий к жилому дому, осуществляется с <адрес>, доступ к другому участку, отдельно расположенному, имеется со стороны улицы <данные изъяты>. Эти обстоятельства подтверждаются выкопировкой из плана с. <данные изъяты> (л.д.70,101), техническим паспортом жилого дома (л.д.102-107), техническим паспортом здания (л.д.108-118), фотографиями заслоненных забором ворот, ведущих на отдельно расположенный участок Темиркаевой Е.А. со стороны <данные изъяты>. Фотографии выполнены с наружной и внутренней стороны забора. Содержание фотографий истцом не оспаривалось.
Согласно акта проверки должностного лица ОГПН по Хабаровскому району от 27.04.2010 г., по обращению Темиркаевой Е.А., выявлено нарушение Макаровой И.И. Правил пожарной безопасности 01-03 п. 24 Федерального закона № 123 ст. 69 п. 10 табл. 11. Противопожарные расстояния между жилым домом и хозяйственной постройкой (летняя кухня), расположенном по <адрес> 1 м. 75 см. (менее 10 метров). Домовладельцу Макаровой И.И. выдано предписание - до 20.06.2010 г. выполнить противопожарные расстояния между жилым домом и летней кухней по <адрес>, не менее 10 м. (л.д.27-31).
ОГПН по Хабаровскому району 20.10.2010 года на обращение Темиркаевой Е.А. сообщил, что ОГПН по хабаровскому району проведена проверка по факту застройки участка по адресу <адрес> В ходе проверки установлено. что расстояние между хозяйственной постройкой (гараж) Макаровой И.И. и многоквартирным жилым домом, расположенным в <адрес>, менее 10 метров, что не соответствует противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями.
Управление надзорной деятельности Дальневосточного регионального центра МЧС России на обращение Макарова Б.Б., письмом от 22.12.2010 г. сообщило, что жилой дом, расположенный в <адрес>, является блокированным жилым домом, т.к. каждая из четырех частей отделена от другой противопожарными перегородками и имеет отдельных вход с приусадебного участка, при этом имеет общую систему центрального отопления. Согласно приложению «Б» СНиП 31-02-2001 «Жилые дома одноквартирные»: Жилой дом блокированный - это дом, состоящий из двух или более пристроенных друг к другу блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. В соответствии с п. 2 ст. 75 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также хозяйственными постройками в пределах одного приусадебного земельного участка не нормируются.
Согласно п. 3 ст. 75 Федерального закона, противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном приусадебном земельном участке, от жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону, в зависимости от степени огнестойкости жилых зданий и надворных построек. Аналогичные требования указаны в п. 10 ст. 69 Федерального закона: противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону (л.д. 71-72).
Согласно письма администрации села <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, администрация <данные изъяты> сообщает Макарову Б.Б., что генеральным планом застройки села хозяйственный проезд между участками земли ФИО , Макарова, ФИО с одной стороны и ФИО с другой стороны не предусмотрен, но учитывая его необходимость для выгона животных, завоза и вывоза сена и навоза - хозяйственный проезд сделали из учета фактически свободной земли между участками, который существует с 21.06.1991 г.
29.10.2010 г. комиссией осмотрен участок Темиркаевых, и установлено, что ширина хозяйственного проезда, о котором указано в письме от ДД.ММ.ГГГГ, заужена и составляет 2,8м, что не соответствует нормам СНиП, что препятствует проезду пожарных машин и машин к хозяйственной постройке по <адрес> (л.д.77-80).
В соответствии со Сводом правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденным приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 174, блокированный жилой дом - здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок (п. 3.6).
Судом установлено, что по адресу <адрес> находится блокированный четырехквартирный жилой дом. Дом имеет один приусадебный участок, состоящий из четырех приквартирных земельных участков.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», приусадебный земельный участок используется для возведения жилого дома, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
Как следует из буквального толкования указанной нормы закона, при одной усадьбе (жилом доме) предусмотрен один земельный участок.
Приусадебный участок <адрес> состоит из четырех приквартирных земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 75 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного садового, дачного или приусадебного земельного участка не нормируются.
То есть противопожарные расстояния между жилым домом *** и хозяйственными постройками квартиры *** не нормируются.
В соответствии с п. 3 указанной статьи, противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 10 ст. 69 Федерального закона, на которые ссылается должностное лицо ОГПН по Хабаровскому району, противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.
Таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону предусмотрены противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями, и строениями в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности.
В акте обследования летней кухни от 27.04.2010 г. не определена степень огнестойкости жилого дома и летней кухни и класс их пожарной опасности. В отношении гаража такие исследования также не проводились.
В соответствии с п. 24 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), на который ссылается акт ОГПН, временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния), или у противопожарных стен.
В судебном заседании не получено доказательств того, что спорное строение - летняя кухня является временным строением. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ, такие расстояния в пределах одного приусадебного участка не нормируются.
По этим основаниям, суд критически относится к выводам должностного лица ОГПН по Хабаровскому району о нарушении Макаровыми Правил пожарной безопасности.
Оснований для возложения на ответчиков обязанности переноса летней кухни и гаража в связи с нарушением ответчиками противопожарных норм не имеется.
Нет оснований для признания гаража и летней кухни самовольными постройками и их сноса.
В соответствии со ст. 222 ч. 1 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Право ответчиков на пользование приквартирным земельным участком не оспаривается, разрешений на строительство гаража и летней кухне на этом земельном участке не требуется.
Суд критически относится к выводам комиссии о том, что ширина проезда между участками Темиркаевых и Макаровых с одной стороны и ФИО с другой стороны заужена, что препятствует движению пожарных и других машин. В письме администрации села Некрасовка от 11.06.1993 года представитель органа местного самоуправления указывает, что генеральным планом застройки села хозяйственный проезд между участками земли не предусмотрен, хозяйственный проезд сделали из учета фактически свободной земли между участками, он существует с 21.06.1991 г. К проезду, созданному для удобства граждан из фактически свободной земли, не могут быть предъявлены требования, предъявляемые к объектам, изначально создаваемым как проезды.
Факт причинения ответчиками истцу морального вреда не установлен, оснований для взыскания с них компенсации морального вреда в пользу истца не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Темиркаевой Е.А. к Макаровой И.И., Макарову Б.Б. о понуждении к исполнению обязанности убрать и снести гараж и летнюю кухню, признании гаража и летней кухни самовольными постройками, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Хабаровский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 18.02.2011 г.
Судья: М.Г. Константинова