Дело № 2-233/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 01 февраля 2011 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Хальчицкого А.С.,
при секретаре Дунаевой А.Г.,
с участием:
- представителя истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора - старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Поддубновой И.В.,
- представителей ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» Золотарева А.П., Калицкой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» о возложении обязанности получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» о возложении обязанности получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Свои исковые требования мотивировал следующим.
В результате проведенной проверки установлено, что основной деятельностью ООО «ЖЭЦ Ракитненское» является оказание услуг по теплоснабжению населения <адрес> <адрес> <адрес>.
В соответствии с договором аренды недвижимого муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖЭЦ Ракитненское» переданы в аренду котельные, расположенные в <адрес> по адресу: <адрес>-1 в/ч 31043, <адрес>; <адрес>.
На момент проверки установлено, что ООО «ЖЭЦ Ракитненское» оказывает услуги населению по теплоснабжению путем сжигания угольного топлива в котельной, оказывая тем самым негативное воздействие на окружающую среду, посредством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 34 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 01.2002г. № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство и консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Согласно ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов.
В соответствии с п.1 ст.22, п.1 ст.30 Федерального закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Также, исходя из требований п.4 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Аналогичные требования закреплены в ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ, согласно требованиям которой выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и транспортными (передвижными) средствами допускается только на сновании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, проверкой, проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «ЖЭЦ Ракитненское» осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с оказанием услуг населению по теплоснабжению путем сжигания угольного топлива в котельной, в отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением вышеуказанных требований законодательства.
Отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается, в том числе, информацией Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды».
Следовательно, право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.
Более того, право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду - это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов - ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды".
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.
Невыполнение ООО «ЖЭЦ Ракитненское» требований указанного законодательства нарушает права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации, поскольку ООО «ЖЭЦ Ракитненское» осуществляя хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух в непосредственной близости от жилых построек, обязано соблюдать требования законодательства об охране атмосферного воздуха.
Таким образом, ООО «ЖЭЦ Ракитненское» обязано получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. При этом частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации, требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации юридическими лицами обязанностей, возложенных на них федеральными законами, и на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод «граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В судебном заседании старший помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Поддубнова И.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Срок для выполнения ответчиком своей обязанности прокурор просил определить на усмотрение суда, поскольку решение по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» об обязывании получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 01 февраля 2011 года вынесено 01 февраля 2011 года и первоначальный срок, до которого истец просил выполнения ответчиком возложенной на него обязанности не является разумным.
Представители ответчика общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» Золотарев А.П., Калицкая Е.Ю. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора. Пояснили, что проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух готовится и в феврале будет готов, на основании проекта дадут разрешение.
Выслушав пояснения представителя истца старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Поддубновой И.В., представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» Золотарева А.П., Калицкой Е.Ю., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в аренде у ООО «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» находятся: котельная, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 86,0 кв.м. и котельная, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 439,5кв.м., что подтверждается договором арены недвижимого муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-23).
ООО «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» оказывает услуги населению по теплоснабжению путем сжигания угольного топлива в котельной, оказывая тем самым негативное воздействие на окружающую среду, посредством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Факт наличия у ООО «ЖЭЦ «Ракитненское» источников загрязнения атмосферного воздуха подтвердил и допрошенный по делу свидетель Мендель Н.В.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ст.11 Федерального закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов:
технические нормативы выбросов;
предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды.
В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу ст.14 Федерального закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и транспортными (передвижными) средствами допускается только на сновании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Как видно из сообщения Министерства природных ресурсов Хабаровского края, составленному 23.11.2010г., ООО «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» эксплуатирует котельные, которые осуществляют выброс вредных (загрязняющих) веществ от сгоревшего топлива (уголь) в атмосферный воздух. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует.
В соответствии с п.1 ст.22, п.1 ст.30 Федерального закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Таким образом, ООО «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» обязано получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Ответчиком суду не представлены доказательства, свидетельствующие о получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает разумным срок получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 15 марта 2011 года.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушениеприобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» о возложении обязанности получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплутационный центр Ракитненское» обязанность получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 15 марта 2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С.Хальчицкий
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2011 года