Дело № 2-267/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск «25» февраля 2011 г.
Хабаровский районный суд Хабаровского края,
в составе единолично судьи Акимцова О.Ю.
при секретаре Иеронимос А.Г.
с участием:
представителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора: старшего помощника Поддубновой И.В., представившей доверенность № б/н от 25.02.2011 г.,
представитель ответчика: в судебное заседание не явился, согласно заявления,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района», об обязании совершить определённые действия, - получить лицензию на пользование недрами в целях добычи подземных вод в срок до 01.06.2011 года.
В обоснование требований ссылается на следующее. Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Муниципальным унитарным предприятием «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» (далее - МУП «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района») природоохранного законодательства, в ходе которой, в деятельности данного предприятия выявлены нарушения закона.
МУП «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» с 2007 года по настоящее время оказывает услуги по водоснабжению населению ХХХ, ХХХ Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Статьей 35 Закона о недрах установлено, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (абз.7 ст. 9 Закона о недрах).
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (ч. 3 ст. 11 Закона о недрах).
На основании п.1 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии.
Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливается Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного совета Российской Федерации от **** №.
Вместе с тем Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки установлено, что МУП «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» осуществляет добычу подземных вод с использованием шести водозаборных скважин, расположенных в ХХХ (скважины №, №, №), ХХХ (скважины №, №), ХХХ (скважина №) Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Согласно информации Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от **** № МУП «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» в нарушение указанного законодательства осуществляет добычу подземных вод из вышеуказанных скважин в отсутствие лицензии на пользование недрами в целях добычи подземных вод.
Просит суд обязать Муниципальным унитарным предприятием «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» в установленном порядке получить лицензию на пользование недрами в целях добычи подземных вод в срок до ****.
В судебном заседании представитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика МУП «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района», не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с невозможностью явки в судебное заседание, и о признании исковых требований в полном объёме, с приложением доверенности предусматривающей право на признание иска.
Суд, выслушав мнение представителя прокурора, не возражавшего о рассмотрении дела в отсутствии ответчика и его представителя, находит необходимым рассмотреть настоящее дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствии ответчика.
Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами (ч.2 ст. 1.2 Закона о недрах).
Абзацем 1 статьи 9 Закона о недрах установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
На основании п.1 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии.
Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливается Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного совета Российской Федерации от 15.07.1992г. №3314-1.
Согласно п. 3 ст. 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Кроме того ч.1. ст. 16 указанного закона организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.
Вместе с тем Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки установлено, что МУП «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» осуществляет добычу подземных вод с использованием шести водозаборных скважин, расположенных в ХХХ (скважины №, №, №), ХХХ (скважины №, №), ХХХ (скважина №) Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Пользование указанными подземными источниками подтверждается материалами дела, в том числе договором аренды муниципального имущества от **** №; протоколами лабораторных исследований качества подаваемой питьевой воды №, № №, №; справками о фактическом водопользовании и водопотребителями, обслуживаемыми МУП «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» за август - ноябрь 2010 года.
Согласно информации Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от **** № МУП «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» в нарушение указанного законодательства осуществляет добычу подземных вод из вышеуказанных скважин в отсутствие лицензии на пользование недрами в целях добычи подземных вод.
Согласно ч.1 ст. 1.2. Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, МУП «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района», в ходе осуществления деятельности по добыче подземных вод в отсутствие лицензии на пользование недрами нарушает права Российской Федерации как собственника недр.
Кроме этого, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности является охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.
Согласно требованиям ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами, обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.
Из статьи 12 указанного закона следует, что одним из основных условий предоставления лицензии в пользование являются условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.
На лицензирующие органы возложена обязанность проверять выполненные соискателем лицензии, лицензиатом условий предоставления лицензии.
Кроме этого, п. 2.4 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.09.2002 № 575 "Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности" лицензирование пользования недрами для добычи подземных вод действующими водозаборами проводится в процессе их эксплуатации. При подготовке и рассмотрении материалов при предоставлении лицензий для добычи подземных вод проверяется соответствие фактических условий пользования недрами требованиям рациональной эксплуатации недр. В случае их несоответствия условиями пользования недрами должны быть предусмотрены необходимые мероприятия, направленные на осуществление рациональной эксплуатации недр: создание или расширение наблюдательной сети мониторинга состояния недр; проведение, при необходимости, оценки или переоценки эксплуатационных запасов подземных вод и уточнение проекта.
В данном случае при отсутствии лицензии такой контроль не ведется, в связи с чем невозможно утверждать, что МУП «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» соблюдает установленные требования по охране недр и окружающей среды, рационально использует природные ресурсы, не создает угрозу загрязнения и истощения недр, тем самым не нарушает права Российской Федерации как собственника недр, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
При этом частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации, требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации юридическим лицом обязанностей, возложенных на него федеральными законами, в интересах Российской Федерации как собственника недр, а также защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
Аналогичное положение закреплено статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления по спорам, возникающих из экологических правоотношений.
При таких обстоятельствах, с учётом признания исковых требований ответчиком, и принятии такого признания судом, а так же в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц и во исполнение действующего законодательства, суд считает необходимым исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить, возложив на Муниципальному унитарному предприятию «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» в срок до ****.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» об обязании совершить определенные действия, - удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая сбытовая компания Хабаровского муниципального района» в установленном порядке получить лицензию на пользование недрами в целях добычи подземных вод в срок до ****.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме, через Хабаровский районный суд.
Судья (подпись) О.Ю. Акимцов
Мотивированное решение изготовлено «25» февраля 2011 г.
Копия верна: __________________________________ Судья О.Ю. Акимцов