Дело № 2-279/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск «23» марта 2011 г.
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Акимцова О.Ю.,
при секретаре Иеронимос А.Г.,
с участием:
истец: Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор, - в судебное заседание не явился, согласно заявления;
ответчик: ООО «Восточное», - в судебное заседание не явилось, согласно заявления.
третье лицо: Министерство природных ресурсов Хабаровского края, - в судебное заседание не явился, согласно отзыва на исковое заявление,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Восточное» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Восточное» о понуждении к совершению определенных действий. Свои исковые требования прокурор мотивировал следующим.
Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Восточное» природоохранного законодательства, в ходе, которой в деятельности предприятия выявлены нарушения.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Проведенной проверкой установлено, что основными видами деятельности ООО «Восточное» является животноводство, содержание крупного рогатого скота.
Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него обязанности, проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Проверкой установлено, что ООО «Восточное» проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух (далее - ПДВ) не разработан, не проведена инвентаризация источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Более того, ООО «Восточное» осуществляет хозяйственную деятельность, в ходе которой оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, эксплуатация ООО «Восточное» источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешительной документации, оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, что противоречит требованиям природоохранного законодательства, закрепленным в ст.ст. 3, 34, п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.11, п.1 ст.22, п.1 ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и на здоровье жителей г. Хабаровска, нарушая, таким образом, гарантированное статьей 42 Конституции РФ, право граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебное заседание Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор не явился, своего представителя не направил, будучи надлежащим образом уведомлённый о месте и времени судебного заседания, к судебному заседанию представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Ответчик ООО «Восточное» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлённым о месте и времени судебного заседания, к судебному заседанию направил телефонограмму согласно которой просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, отзыв на исковое заявление не представил, по причине отсутствия юрисконсульта.
Третье лицо Министерство природных ресурсов Хабаровского края в судебное заседание не явилось, предоставило отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленного отзыва следует, что разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, выдаются министерством природных ресурсов края в соответствии с приказом министра природных ресурсов края от 19.01.2010 года № 1 «Об утверждении Административного регламента министерства природных ресурсов Хабаровского края по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному экологическому контролю». Согласно пункта 7 Административного регламента заявитель для получения разрешения представляет в министерство заявление с прилагаемыми документами. Выдача разрешения либо мотивированного отказа в выдаче разрешения производится в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми документами (пункт 8 Административного регламента). В состав документов, прилагаемых к заявлению, входят нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрабатываемые и утверждаемые в порядке. Установленном Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него». На 27.01.2011 года в министерство природных ресурсов края ООО «Восточное» с получением разрешения не обращалось.
Суд, с учётом вышеуказанных обстоятельств, находит возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются,- в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от основными принципами в области охраны атмосферного воздуха являются:
приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;
обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
В соответствии со ст. 11 «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Согласно ст. 12 «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов.
В целях осуществления своей деятельности ООО «Восточное» эксплуатирует нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на 2 этаже, полезной площадью 350 кв.и. под административное помещение, на основании договора аренды нежилого помещения, закрепленного на праве оперативного управления h10.12.2009.
На основании договора аренды №от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Восточное» распоряжается арендуемым имуществом расположенным в <адрес>, а именно механической мастерской <адрес> гаражом <адрес> гаражом ДВО <адрес>», авто-гаражом <адрес> навесом агрегатов АВМ-04 <адрес>
В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Восточное» распоряжается арендуемым имуществом, расположенным в <адрес>, а именно коровником на 200 голов <адрес> телятником кирпичным, <адрес>, телятником 250 голов <адрес> молокозаводом, <адрес>, складомдля зерна, <адрес> стройцехом, <адрес>столовой,<адрес>, тремя картофелехранилищами, <адрес>
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Восточное» распоряжается арендуемым имуществом, а именно двумя складами и зерноскладом расположенными в <адрес>
В результате указанной деятельности предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду, посредством выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) и разработку предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Также, исходя из требований п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Аналогичные требования закреплены в ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», согласно которой выброс вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и транспортными (передвижными) средствами допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Проверкой установлено, что ООО «Восточное» проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух (далее - ПДВ) не разработан, не проведена инвентаризация источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Более того, ООО «Восточное» осуществляет хозяйственную деятельность, в ходе которой оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, эксплуатация ООО «Восточное» источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешительной документации, оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, что противоречит требованиям природоохранного законодательства, закрепленным в ст.ст. 3, 34, п.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.11, п.1 ст.22, п.1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и на здоровье жителей г. Хабаровска, нарушая, таким образом, гарантированное статьей 42 Конституции ЭФ, право граждан на благоприятную окружающую среду.
Статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края «О возложении функций в области охраны атмосферного воздуха» от 20.02.2008 № 59-пр в пункт 3.7 положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 19 марта 2007 г. N 53-пр, дополнен подпунктом 3.7.25, согласно которому министерство природных ресурсов Хабаровского края выдает разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, выдаются министерством природных ресурсов края в соответствии с приказом министра природных ресурсов края от 19.01.2010 года № 1 «Об утверждении Административного регламента министерства природных ресурсов Хабаровского края по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному экологическому контролю». Согласно пункта 7 Административного регламента заявитель для получения разрешения представляет в министерство заявление с прилагаемыми документами. Выдача разрешения либо мотивированного отказа в выдаче разрешения производится в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми документами (пункт 8 Административного регламента). В состав документов, прилагаемых к заявлению, входят нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрабатываемые и утверждаемые в порядке. Установленном Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него». Как установлено судом, на 27.01.2011 года в министерство природных ресурсов края ООО «Восточное» с получением разрешения не обращалось.
Согласно Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» ООО «Восточное» является объектом подлежащему региональному экологическому контролю.
В силу ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматриваются способы защиты гражданских прав, к которым в том числе относится присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иные способы предусмотренные законом.
Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры Российской Федерации возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в тело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращаясь в суд в защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, которые нарушаются деятельностью ООО Восточное» и его бездействием, выраженным в части отсутствия утвержденной инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствия утвержденного проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и экспертного заключения по нему, а также отсутствия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, стороны рассматриваемого спора - неопределенный круг лиц и ООО «Восточное».
Руководствуясь статьями 167, 194 - 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Восточное», о понуждении к совершению определенных действий, - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Восточное» провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласовать в установленном порядке; разработать и утвердить в установленном порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01 мая 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Хабаровский районный суд Хабаровского края.
Судья (подпись) О.Ю. Акимцов
Мотивированное решение изготовлено «23» марта 2011 г.
Копия верна: __________________________________ Судья О.Ю. Акимцов