о возложении обязанности оборудовать дезинфекционный барьер



Дело № 2- 289/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 17 марта 2011г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края,

в составе единолично судьи Кожевниковой Н.Ф.,

при секретаре Дейковой А. В.,

с участием: старшего помощника природоохранного прокурора Мормоль К.А., представителя ответчика Шемякина О.А., представителей третьего лица: Рудова Д.А., Ложкиной Л.В., Такмаковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровские молочные фермы» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровские молочные фермы» о возложении обязанности оборудовать дезинфекционный барьер для дезинфекции транспортных средств, отвечающий требованиям «Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе», утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27.12.78г. (далее Правила)

В обоснование требований указывает, что основными видами деятельности ООО «Хабаровские молочные фермы» является разведение крупного рогатого скота; разведение мясного и молочного крупного рогатого скота, разведение племенного крупного рогатого скота. Молочная продукция, получаемая от животноводческой деятельности, реализуется в торговую сеть г. Хабаровска и других населенных пунктов. В целях осуществления своей деятельности ООО «Хабаровские молочные фермы» эксплуатируется животноводческий комплекс, расположенный в с.<адрес>, где содержится крупный рогатый скот. При проведении проверки соблюдения законодательства о ветеринарии Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой были выявлены нарушения. Установлено, что предприятие работает в режиме закрытого типа, въезд на территорию охраняется, однако отсутствует дезинфекционный барьер, что является нарушением п. 10.2.2 ныне действующих «Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе», утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27.12.78г. Выявленные нарушения создают реальную угрозу распространения различных заразных и массовых незаразных, в том числе инфекционных заболеваний, опасных для жизни и здоровья людей, ставят под угрозу жизнь и здоровье, имущественные интересы неопределенного круга лиц. Просят возложить обязанность на ООО «Хабаровские молочные фермы» оборудовать дезинфекционный барьер для дезинфекции транспортных средств в <адрес>.

В судебном заседании старший помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Мормоль К.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Хабаровские молочные фермы» Шемякин О.А. иск не признал. Пояснил, что нормы «Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе», утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27.12.78г., на которые ссылается прокурор, регулируют только правоотношения при строительстве молочного комплекса, а в случае осуществления деятельности уже имеющегося молочного комплекса, указанные нормы не возлагают обязанность достраивать дезинфекционный барьер для дезинфекции транспортных средств. Также указал, что ООО «Хабаровские молочные фермы» не является комплексом по производству молока на промышленной основе, поскольку не подпадает под понятие и признаки такого комплекса, данное в Правилах. У них отсутствует 90% дойных коров, т.к. из 1100 коров - 400 составляет молодняк. Ни объекты, ни коровы, которые переданы предприятию Министерством сельского хозяйства Хабаровского края, не являются комплексом и предприятием по производству молока на промышленной основе. Поскольку они переданы предприятию во временное пользование, ответчиком должно выступать Министерство сельского хозяйства Хабаровского края - собственник имущества.

Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края Ложкина Л.В. пояснила, что на основании заключенного с ответчиком договора о передаче в безвозмездное пользование имущества сельскохозяйственного назначения № 72 от 16.12.2010г. в пользование ООО «Хабаровские молочные фермы» был передан имущественный комплекс, т.е. все здания, коровники, механизированные уборщики, погрузчики, магистральные сети, комбайны, автомобили и прочее, а также коровы. Заявление о том, что эта ферма не является предприятием по производству молока на промышленной основе, нелепо. До передачи имущества ответчику, это был сельскохозяйственный комплекс по производству молока и дезинфекционный барьер в нем был оборудован, но в настоящее время он пришел в непригодное состояние. При этом по условиям заключенного договора ответчик должен осуществлять текущий и капитальный ремонт, обеспечивать сохранность имущества. Без оборудования дезинфекционного барьера невозможно использование этого комплекса.

Представитель третьего лица КГУ «Хабаровская районная станция по борьбе с болезнями животных» Рудов Д.А. суду пояснил, что в связи с тем, что ветеринарно-санитарные правила содержат в себе требования не только по строительству, но и в отношении действующих предприятий по производству молока. Ответчик осуществляет деятельность по производству молока и частичную переработку. Указанный процесс является механизированным. По предоставленным отчетам, общее поголовье коров составляет 1085 голов, из них 714 - основное стадо и 371 -молодняк и ремонтный молодняк. Ремонтный молодняк относится также к дойному стаду. Таким образом, по существующим показателям ООО «Хабаровские молочные фермы» подпадают под признаки комплекса по производству молока и в нем должен быть оборудован дезинфекционный барьер.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Хабаровского края Такмакова Е.Н. пояснила, что в настоящее время рассматривается вопрос о передаче ООО «Хабаровские молочные фермы» в аренду земельного участка, на котором располагается имущество. Из чего полагает, что ответчик планирует длительные отношения с Минсельхозом по использованию переданного им имущества. Доводы представителя ответчика о возложении обязанности по возведению дизбарьера на Министерство сельского хозяйства считает не обоснованными, в связи с тем, что указанные прокуратурой нормы и правила предполагают осуществление деятельности при наличии дизбарьера именно в отношении предприятия, а не собственника, которому принадлежит имущество. В связи с чем, ими поддерживаются заявленные прокурором требования

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и услуг.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для переработки продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

В судебном заседании установлено, что между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края и ООО «Хабаровские молочные фермы» 16.12.2010г. заключен договор №72 о передаче в безвозмездное пользование имущества сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес> для использования по назначению (л.д. 35-41). По условиям заключенного договора пользователь ООО «Хабаровские молочные фермы» приняло на себя обязательства за свой счет обеспечивать надлежащее состояние и сохранность имущества; своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт имущества; соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, требования Госэпидемнадзора, а также отраслевых норм и правил, действующих в сфере деятельности Пользователя в отношении имущества ( п. 2.4.4, 2.4.5, 2.4.8 Договора).

Общество с ограниченной ответственностью «Хабаровские молочные фермы», расположенное в <адрес>, осуществляет деятельность по разведению крупного рогатого скота; разведению мясного и молочного крупного рогатого скота, производству молочных продуктов, переработке молока и т.п., что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ и не оспаривалось ответчиком (л.д. 12-16). В целях осуществления своей деятельности ООО «Хабаровские молочные фермы» эксплуатируется животноводческий комплекс, расположенный по вышеуказанному адресу, где содержится крупный рогатый скот.

По сообщению КГУ «Хабаровская районная станция по борьбе с болезнями животных» № 461 от 22.12.2010г. следует, что в животноводческом комплексе ООО «Хабаровские молочные фермы» отсутствует дезинфекционный барьер (л.д. 6-10). Указанные обстоятельства об отсутствии барьера подтверждены и стороной ответчика в ходе рассмотрения дела.

Обязательное наличие дезинфекционного барьера для дезинфекции транспортных средств в животноводческих комплексах установлено действующими в настоящее время Ветеринарно-санитарными правилами для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе, утвержденными Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР и заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 27 декабря 1978 г.

Пунктом 1.1. указанных Правил предусмотрено, что они регламентируют ветеринарно-санитарные требования при выборе земельного участка для строительства предприятий по производству молока на промышленной основе, ветеринарно-санитарные и гигиенические требования к строительству и эксплуатации зданийи сооружений комплексов, содержанию и доению животных, организации контроля качества молока, проведению мойки и дезинфекции помещений, молочной посуды и оборудования, а также по соблюдению работниками правил личной гигиены.

Правила имеют целью обеспечение надлежащего ветеринарно-санитарного порядка на комплексах и производство молока высокого санитарного качества.

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что указанные Правила не подлежат применению в спорной ситуации, поскольку ответчик не осуществляет строительство животноводческого комплекса, являются необоснованными.

В соответствии с п. 10.2 Правил предусмотрено, что на комплексах с количеством поголовья 400 коров и более размещается санитарный пропускник, состоящий из санитарного блока и дезинфекционного блока.

Дезинфекционный блок предназначается для дезинфекции транспортных средств, он размещается в сблокированном с санблоком отапливаемом помещении или строится отдельное здание с бетонированной дезинфекционной ванной для дезинфекции колес автотранспорта и дезустановкой. Длина ванны по зеркалу должна быть не менее 9 м, а по дну - не менее 6 м, ширина зеркала - 3-4 м, глубина слоя дезраствора - не менее 0,25 м. На выезде (въезде) из дезванны внутри здания проектируются пандусы с уклоном не более 14 гр.С. В неотапливаемых помещениях дезблока предусматривают подогрев дезинфекционного раствора в холодное время.

Необходимость соблюдения указанных требований, в части оборудования дезинфекционного блока, направлено на исключение возможности заражения инфекционными заболеваниями содержащегося в коровнике продуктивного молочного стада, мясного скота, а также возможности распространения возникших локально на комплексе заболеваний на скот, содержащийся в других хозяйствах и у частных лиц, и как следствие на недопущение заболевания населения, использующего в пищу мясную и молочную продукцию.

Доводы представителя ответчика о том, что переданное ООО «Хабаровские молочные фермы» имущество и крупнорогатый скот не являются комплексом по производству молока на промышленной основе определение которого дано в п. 1.2 Правил, суд находит также несостоятельными.

В наименовании нормативного документа, где указывается на распространение ветеринарно-санитарных правил на предприятия, в скобках комплексы, по производству молока на промышленной основе, а также содержания пункта 1.1 Правил из которого следует, что Правилами регламентируются ветеринарно-санитарные и гигиенические требования помимо строительства и эксплуатации зданий и сооружений комплексов, требования к содержанию и доению животных, организации контроля качества молока, проведению мойки и дезинфекции помещений, молочной посуды и оборудования, а также по соблюдению работниками правил личной гигиены без обязательной привязки к комплексам.

Пунктом 1.2 Правил определено, что комплексы по производству молока на промышленной основе - это сельскохозяйственные предприятия с круглогодовым производством продукции, высокой механизацией производственных процессов, автоматическим управлением системами механизмов, а также с наличием в структуре стада 90% дойных коров.

Однако из смысла указанной нормы не следует, что для отнесения сельскохозяйственного предприятия по производству молока к категории комплекса по производству молока на промышленной основе необходима совокупность всех указанных в пункте 1.2 Правил признаков.

Кроме того, в названных правилах не имеется указания на исчерпывающий перечень признаков комплекса по производству молока на промышленной основе, который не подлежит расширительному толкованию.

ООО «Хабаровские молочные фермы» является сельскохозяйственным предприятием с круглогодовым производством продукции, следовательно, подпадает под понятие комплекса по производству молока на промышленной основе.

В силу ст. 12 ГК РФ одними из способов защиты гражданских прав
является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Суд приходит к выводу, что невыполнение ООО «Хабаровские молочные фермы» требований законодательства по оборудованию дезинфекционного барьера для дезинфекции транспортных средств, нарушает права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 41-42 Конституции РФ, создает угрозу распространения различных заболеваний, опасных для жизни и здоровья людей; неблагоприятного воздействия на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поскольку ответчик, осуществляя деятельность по производству и переработке молока, обязан создать и обеспечить соблюдение ветеринарно-санитарных требований в комплексе.

При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц и во исполнение действующего законодательства, суд считает необходимым исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить, возложив на ООО «Хабаровские молочные фермы» обязанности по оборудованию дезинфекционного барьера для дезинфекции транспортных средств, отвечающего требованиям Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровские молочные фермы» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Хабаровские молочные фермы» оборудовать дезинфекционный барьер в <адрес> для дезинфекции транспортных средств, отвечающий требованиям «Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе», утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27. 12. 78.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Хабаровские молочные фермы» государственную пошлину в доход Хабаровского муниципального района в размере 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней после принятия решения в окончательной форме, через Хабаровский районный суд.

Судья Н.Ф. Кожевникова

Мотивированное решение принято 22. 03. 2011г.