об обязании ликвидировать несанкционированное место свалки отходов



Дело № 2-418/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск «29» марта 2011 г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Акимцова О.Ю.,

при секретаре Иеронимос А.Г.,

с участием:

представителя истец: старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, - Поддубновой И.В., представившей доверенность б/н от 29.03.2011 г.;

представителя ответчика: Злата Е.Н, - глава сельского поселения с. Елабуга Хабаровского муниципального района;

представителя третьего лица: Администрации Хабаровского муниципального района, - Шестова В.Г., представившего доверенность от 11.01.2011 г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Елабужского сельского поселения Хабаровского муниципального района, о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Елабужского сельского поселения Хабаровского муниципального района, о понуждении к совершению определенных действий. Свои исковые требования прокурор мотивировал следующим.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с отделом охраны окружающей среды Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Хабаровского района проведена проверка исполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации на территории Елабужского сельского поселения Хабаровского муниципального района места складирования отходов.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза мусора относится к вопросам местного значения поселений. К полномочиям органов местного самоуправления поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит и ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, а порядок сбора отходов определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Рациональная система сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов с территории Елабужского сельского поселения не организована. В ходе проведенной проверки в 700 метрах от населенного пункта выявлено место складирования отходов на площади 1,5 га.

Какие-либо разрешительные документы на данное место размещения отходов отсутствуют. Следовательно, указанное место складирования отходов является несанкционированным и подлежит ликвидации.

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать администрацию Елабужского сельского поселения Хабаровского района ликвидировать несанкционированное место складирования отходов в 700 метрах от населенного пункта с. Елабуга.

В судебном заседании старший помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора на исковых требованиях настаивал по основаниям изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, вместе с тем не представил истребованные судом сведения о принадлежности земельного участка в месте расположения несанкционированной свалки.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по тем основаниям, что на территории Елабужского сельского поселения разработано и утверждено решением Совета депутатов Елабужского сельского поселения от 24.07.2008 года № 220 Положение об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В Положении определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении деятельности которых образуются отходы, обязаны:

- либо обустроить собственное место (площадку) для сбора отходов и заключить договор на вывоз отходов со специализированной организацией;

- либо заключить договор со специализированной организацией на сбор и вывоз отходов;

- либо при наличии лицензии на сбор и транспортировку отходов, самостоятельно вывозить отходы на санкционированные места размещения по договорам с эксплуатирующей объект размещения организацией.

Так, у многих предприятий поселения сбор и вывоз организован в соответствии с принятым порядком.

Размещенные примерно в 700 метрах от с. Елабуга отходы расположены на землях, находящихся в федеральной собственности, таким образом, по действующему законодательству, администрация Елабужского сельского поселения не вправе совершать какие-либо действия с отходами, собственниками которых она не является, и обратить в свою собственность их не может. При этом, администрация ввиду своей заинтересованного в благоприятной экологической обстановке на территории поселения установила информационный щит с запретом сброса мусора.

Также в соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить определенные мероприятия. В том числе по защите земель от захламления отходами производства и потребления и ликвидации последствий этого захламления земель.

Администрация Елабужского сельского поселения считает, что по вопросу ликвидации несанкционированного места размещения отходов и приведению земельного участка в надлежащее состояние, Хабаровскому межрайонному природоохранному прокурору необходимо обратиться к собственнику земельного участка.

Представил на обозрение суда кадастровый план территории Елабужского СП (л.д. 32), согласно которого месторасположение несанкционированной свалки, находится за переделами границ земель Елабужского СП Хабаровского МР.

Представитель третьего лица Администрации Хабаровского муниципального района в судебном заседании с доводами истца не согласился по основаниям изложенным представителем ответчика, просил отказать в удовлетворении требований.

Выслушав пояснения представителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, а так же пояснения представителя администрации Елабужского сельского поселения, представителя третьего лица Администрации Хабаровского муниципального района, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К полномочиям органов местного самоуправления поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит и ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, а порядок сбора отходов определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Статья 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует, чтобы способы хранения и захоронения отходов производства и потребления были безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ. И при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

Главой Елабужского сельского поселения 24.07.2008 года утверждено Положение № 220 «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Елабужского сельского поселения», согласно которого сбор и вывоз мусора производится на территории Елабужского сельского поселения (л.д. 28-31).

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить определенные мероприятия, в том числе и по защите земель от захламления отходами производства, потребления и ликвидации последствий этого захламления земель.

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось сторонами, что место складирования отходов на площади 1,5 га., находится в 700 метрах от населенного пункта с. Елабуга, то есть, отходы расположены на землях, находящихся в федеральной собственности, и по действующему законодательству, администрация Елабужского сельского поселения не вправе совершать какие-либо действия с отходами, собственником которых она не является.

Кроме того, как следует из представленного ответчиком кадастрового плана территории Елабужского СП (л.д. 32), месторасположение несанкционированной свалки, находится за переделами границ земель Елабужского СП Хабаровского МР.

Как видно из материалов дела, а именно из фотоматериалов представленных истцом, несанкционированная свалка представляет собой незначительное количество (размер 3м. Х 3 м.) отходов хозяйственной деятельности ООО «Восход», о чём свидетельствуют товарные ценники указанного общества, а так же установлено лицо в результате действий которого образована несанкционированная свалка, и транспортное средство доставившее отходы хозяйственной деятельности г.н.з А 699 НК (л.д. 10-18) которые по мнению суда и являлись бы надлежащими ответчиками по делу.

Частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации, требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации юридическим лицом обязанностей, возложенных на него федеральными законами, в интересах Российской Федерации, а также защиту прав неопределенного круга лиц.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

Аналогичное положение закреплено статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Елабужского сельского поселения Хабаровского муниципального района, об обязании ликвидировать несанкционированное место складирования отходов в 700 метрах от населённого пункта с. Елабуга, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Хабаровский районный суд Хабаровского края.

Судья (подпись) О.Ю. Акимцов

Мотивированное решение изготовлено «29» марта 2011 г.

Копия верна: __________________________________ Судья О.Ю. Акимцов