Дело № 2-138/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 25 марта 2011 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Хальчицкого А.С.,
при секретаре Дунаевой А.Г.
с участием:
- представителя ответчика открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» Мишиной М.В.,
- представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное общество «Управляющая компания» Могилюка Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дормодехиной Н.В. к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное общество «Управляющая компания», краевому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» о возложении обязанности прекратить выставление счетов за потребление электрической энергии в местах общего пользования в нарушение требований закона, возложении обязанности осуществить перерасчет платы за пользование электрической энергией, взыскании денежной компенсации морального вреда, взыскании убытков.
УСТАНОВИЛ:
Дормодехина Н.В. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» (ОАО «ДЭК»), обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное общество «Управляющая компания» (ООО «ММО «Управляющая компания») о возложении обязанности прекратить выставление счетов за потребление электрической энергии в местах общего пользования в нарушение требований закона, возложении обязанности осуществить перерасчет платы за пользование электрической энергией, взыскании денежной компенсации морального вреда.
Свои заявленные требования мотивировала следующим.
Монополист ОАО «ДЭК» в нарушение ст.57 Конституции РФ, равно как и в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, с декабря 2010 года в принудительном порядке требует от Дормодехиной Н.В. вносить незаконные, документально никоим образом не подтвержденные платежи за пользование электроэнергией в виде общедомовых нужд.
Квартирный прибор учёта электроэнергии не учитывает, никогда не учитывал, и по определению не может учитывать потреблённую только отдельно взятой квартирой долю потребления электрической энергии на общедомовые нужды. И нет закона РФ, иных правовых актов или каких-либо соглашений, по которым граждане обязывались бы вносить абсурдные и противозаконно начисленные энергомонополистом денежные поборы за потребление электрической энергии на общедомовые нужды (ОДН). Дормодехиной Н.В. же ОАО «ДЭК» в квитанции за электроэнергию за январь 2010 г. выставил недоплату ОДН за 4 квартал 2009 г., но в письме из Управления Роспотребнадзора указано, что незаконные выставления сумм к оплате в виде задолженности задним числом за период времени не предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года). А за 1 квартал 2010 года противозаконно начислен платёж за ОДН в размере 1197 кВт-ч, или 2250 руб. 36 коп. (копии квитанций Дормодехина Н.В. приложила к иску).
В связи с этим в адрес ООО «ММО «Управляющая компания» было направлено заявление за № от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой проведения проверки несанкционированного подключения к внутридомовым электрическим сетям. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки жилого многоквартирного дома в <адрес> № о том, что выявлены незаконные подключения к внутридомовым электрическим сетям и что эти подключения отключены. В письме от ДД.ММ.ГГГГ жилищной инспекции Правительства Хабаровского края на основании акта также указано, что некоторые приборы квартирного учета электроэнергии не опломбированы, имеются несанкционированные подключения к внутридомовым электрическим сетям и что начислением за ОДН, перерасчетом за электроэнергию занимается ОАО «ДЭК».
ДД.ММ.ГГГГ за № в ОАО «ДЭК» было предоставлено коллективное заявление, в котором Дормодехина Н.В. и жильцы дома просят произвести перерасчет платы за общедомовое потребление электроэнергии в связи с тем, что приборы учета индивидуального потребления электроэнергии (квартирные счетчики) большинству жильцов установлены 2 февраля 2010 года, а опломбированы 19 февраля 2010 года.
В ответ ОАО «ДЭК» направило письмо в адрес Дормодехиной Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором приложен акт от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии в эксплуатацию общедомового прибора учета.
На основании данного акта производится начисление за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды. А также указано, что при проверке выявлено несанкционированное подключение гаражей жильцов и предположительно объекта строительства коттеджного типа. Принадлежность электрифицированных гаражей ввиду отсутствия представителей собственников во время проверки определить не удалось. На момент проверки нагрузка на несанкционированно подключенных кабелях отсутствовала, но для исключения возможности бездоговорного потребления электроэнергии они были демонтированы электриком ООО «ММО «Управляющая компания». По вопросам износа внутридомовых сетей и несанкционированных подключений необходимо обращаться в ООО «ММО «Управляющая компания», которая на основании договора управления домом обязана обеспечивать содержание и ремонт внутридомовых электрических сетей и не допускать несанкционированное подключение к ним.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с названными Правилами исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, исполнителем коммунальной услуги ОАО «ДЭК» может быть лишь в отношении тех граждан, которые проживают в домах, где выбрано непосредственное управление домом, то есть в том случае, когда граждане на своих собраниях решают сами, с кем заключать договор на оказание коммунальных услуг. В случае же, если домом управляет управляющая компания либо, например, ТСЖ, то исполнителем услуги могут быть только они, но никак не ОАО «ДЭК».
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", пунктами 89 и 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на основании договора энергоснабжения для целей оказания гражданам, проживающим в многоквартирном доме, коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг.
При этом в соответствии с п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений может быть предусмотрено только договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг.
Заключенное ОАО «ДЭК» соглашение о взаимодействии с управляющей компанией, которым ОАО «ДЭК» переданы полномочия на снятие показаний с приборов учета электрической энергии, выставление квитанций, сбор денежных средств с населения за потребленную электроэнергию не может расцениваться как договор энергоснабжения, поскольку не содержит в себе составляющих, установленных Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в качестве обязательных при заключении таких договоров (в частности, п.п. 71, 113).
Кроме того, согласно п. «е» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 года, обязанность снимать показания общедомовых приборов учета возложена на управляющие организации. ОАО «ДЭК» такое полномочие может иметь, если в доме выбран непосредственный способ управления путем принятия решений на собраниях собственников жилья. В других же случаях только управляющая организация может снимать показания общедомовых приборов учета. Кроме того, работники управляющей организации обязаны эти показания заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, по требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
Согласно пп. «б» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электричество».
Понятие «освещение помещений общего пользования» трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования, а также обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, сложившаяся ситуация позволяет взимать дважды оплату за освещение помещений общего пользования многоквартирного дома: первый раз при оплате гражданами за содержание общего имущества многоквартирного дома; второй раз - при взыскании задолженности ОАО «ДЭК» непосредственно с граждан по выставляемым счетам-извещениям.
В данном случае усматривается нарушение прав граждан, проживающих в многоквартирных домах, со стороны управляющих компаний, которые допустили возникновение задолженности за потребленную электроэнергию перед энергоснабжающей организацией.
Однако данная задолженность незаконно возлагается на граждан в результате недобросовестных действий должностных лиц управляющих компаний.
Но это не свидетельствует о потреблении этих потерь неопределенным кругом лиц, а возложение на получателей коммунальных услуг бремени расходов, связанных с потерями электроэнергии, не указывает на то, что они образовались во внутридомовых сетях и связаны с содержанием общего имущества дома. Ненадлежащая организация работы управляющей организации по учету электроэнергии, по приобретению ее потребителями в данном случае не может служить основанием для возложения на получателей услуги дополнительной обязанности по ее оплате. Это следует из того, что не может количество предоставляемой потребителю электроэнергии соответствовать количеству ее потерь.
При нежелании управляющей компании заключать договор на возмещение затрат на потребление электрической энергии на внутридомовые нужды энергоснабжающая организация должна этот вопрос решать в суде без обременения граждан дополнительными расходами.
С учетом изложенного просила суд обязать ответчиков прекратить выставление счетов за потребление электрической энергии в местах общего пользования в нарушение требований закона, обязать ответчиков произвести перерасчет платы за потребление электрической энергии, исключив из квитанций суммы (3647 рублей 19 копеек) незаконно начисленной платы за потребление электрической энергии на общедомовые нужды за период с 4 квартала 2009 г. по 3 квартал 2010 г., взыскать с ответчиков денежную компенсацию морального вреда по 10000 рублей.
В ходе судебного разбирательства Дормодехина Н.В. дополнила и уточнила свои исковые требования.
Просила взыскать солидарно с ОАО «ДЭК» и ООО «ММО «Управляющая компания» убытки в виде неполученной Дормодехиной Н.В. субсидии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13760,74 рублей и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 20900,01 рублей, всего 34660,75 рублей (38012 при первичном уточнении). Убытки возникли в связи с тем, что Дормодехиной Н.В. неправомерно была выставлена задолженность по оплате за электрическую энергию, в связи с указанной задолженностью Дормодехина Н.В. недополучила субсидию.
Просила дополнительно возложить на открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность осуществить перерасчет ФИО8, проживающей в <адрес>, платы за потребленную электрическую энергию на внутриквартирные нужды в сумме 661,29 рублей за период февраль 2010 года.
В феврале 2010 года в расчет за электрическую энергию были взяты показания по квартирному прибору учета с нуля. Вместе с тем 02 февраля 2010 года был установлен прибор учета внутриквартирного потребления электрической энергии, который был опломбирован 19 февраля 2010 года и принят в эксплуатацию в качестве расчетного с показаниями 445,6 кВт/час. Ранее расчет за потребленную электрическую энергию Дормодехиной Н.В. велся по среднему из расчета потреблений 146 кВт/час в месяц. За 18 дней до момента опломбирования и принятия в эксплуатацию прибора учета потребленной электрической энергии в качестве расчетного Дормодехина Н.В. должна была оплатить 176,44 рублей за 93,85 кВт/час (146 кВт/час/28 (дней в феврале 2010 года)* 18 (дней до момента опломбирования)* 1,88 рублей (тариф за один кВт/час). С момента опломбирования прибора учета Дормодехина Н.В. должна была оплатить 344,79 рублей = 183,4 кВт/час (потребление электрической энергии по прибору учета)* 1,88 рублей. Итого Дормодехина Н.В. должна была оплатить за февраль 2010 года 521 рубль 23 копейки. ОАО «ДЭК» выставляет к оплате задолженность Дормодехиной Н.В. за февраль 2010 года 1182, 52 рубля. Соответственно размер перерасчета составляет 1182,52-521,23 = 661,29 рублей.
С момента приостановления выплаты субсидии ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность Дормодехиной Н.В. по оплате коммунальных услуг составила 50921,27 рублей. Возможности оплатить задолженность не было в связи с тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дормодехина Н.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, получала только ежемесячное пособие на ребенка в размере 480 рублей как одинокая мать от КГУ «Центр социальной поддержки населения». На работу выйти не имела возможности из-за болезни ребенка. В связи с указанными обстоятельствами увеличила денежную компенсацию морального вреда с каждого из ответчиков до 60 000 рублей.
Уточнение исковых требований Дормодехиной Н.В. принято судом к проивзодству.
В ходе рассмотрения дела в качестве ответчика с согласия Дормодехиной Н.В. было привлечено краевое государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» (КГУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району»).
В судебное заседание истец Дормодехина Н.В. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» Мишина М.В. в судебном заседании исковые требования не признала по следующим основаниям.
Следующими нормативно-правовыми актами предусмотрена обязанность граждан оплачивать общедомовое потребление электрической энергии: Жилищный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (п. 7, п. 21), Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. А именно, в силу ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственник квартиры несет бремя содержания помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Статьей 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме отнесены: нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (в частности, лестничные площадки, лифты, коридоры, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование); крыши и ограждающие конструкции; оборудование, находящееся в доме, - механическое, электрическое, санитарно-техническое, расположенное как за пределами, так и внутри помещений. Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме.
Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определяет принципы эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, нацелен на стимулирование энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Из письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007г. № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» следует, что освещение мест общего пользования многоквартирного дома включает в себя освещение лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования, автоматических запирающих устройств, насосов, технологические потери внутридомовых электрических сетей и другого имущества в многоквартирном доме.
Также Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Согласно п. 5 указанных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. В этих же Правилах (подпункт «б» пункта 11) указывается, что содержание общего имущества включает в себя освещение помещений общего пользования. Таким образом, расход электроэнергии на места общего пользования, учитываемая коллективным (общедомовым) прибором учета - неотъемлемая часть платежа за электроэнергию.
В соответствии с п. 5 ч.3 ст. 67, ст. 153, 154 и ч.1 ст. 155 ЖК РФ собственник жилого помещения (арендатор, наниматель, член жилищного кооператива), и все совершеннолетние члены семьи обязаны своевременно вносить плату и плату за коммунальные услуги. (По ст. 154 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан платить за коммунальные услуги, в том числе за места общего пользования). Частью 2 ст. 61 ЖК РФ установлено, что наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в доме. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. По ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Ст. 157 ЖК РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. На основании ч. 1 ст. 540, ст. 544 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжению выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Раздел V Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, определяя права и обязанности потребителей, в пп. «В» п. 52 в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, устанавливает такую обязанность потребителя, как использование коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, внесенных в государственный реестр средств измерений. Таким образом, использование коллективных (общедомовых) приборов учета для определения потребляемых коммунальных услуг в виде электрической энергии предусмотрено федеральным законодательством.
Размер платы за электроэнергию при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, а именно: в случае отсутствия индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за электроэнергию определяется по указанной формуле (пп. 1 п. 2 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам). При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за электроэнергию определяется по формуле в соответствии с пп.1 п. 3 приложения №2 к вышеназванным Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Нарушения норм Федерального закона Российской Федерации № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009г. не имелось
Согласно ч.1. статьи 13 указанного выше Федерального закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, установлен общедомомвой прибор учета, который принят комиссией в составе представителей: ООО «ММО «Управляющая компания», филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт», МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», что полностью соответствует требованию п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.
Расчет платы за предоставление коммунальной услуги «электроснабжение», с учетом доли потребления электроэнергии на общедомовые нужды производится по показаниям общедомового прибора учета и распределяется в соответствии с формулами Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. По его результатам производились корректирующее доначисление или уменьшение начислений по каждому абоненту в зависимости от фактического объема его электропотребления за истекшие три месяца. Результат (недоплата или переплата) фиксировалась в первой квитанции пакета на следующий квартал. Поэтому к оплате предъявляется именно то количество электроэнергии, которое абонент фактически потребил. Снятие показаний общедомового прибора учета производится ежемесячно с участием представителей сетевой организации, управляющей компании, гарантирующего поставщика и фиксируется в акте учета электрической энергии.
На основании п 1.1 Соглашения от 20 февраля 2009 года ООО «ММО «Управляющая компания» передает ОАО «ДЭК» функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам - потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги - электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом.
В соответствии с положениями данного соглашения филиал ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счета-квитанции) на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При этом гарантирующий поставщик не несет ответственности за содержание внутридомовых электрических сетей, на основании положения п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, одной из обязанностей управляющих компаний является обязанность по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
При заключении договора энергоснабжения или Соглашения о взаимодействии, гарантирующий поставщик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющей компании, в том числе истребовать документы, подтверждающие согласие собственников многоквартирного дома на получение коммунальной услуги «энергоснабжение» по показаниям коллективного прибора учета, а также сведений, подтверждающих, что указанный прибор учета является общей собственностью собственников многоквартирного дома, поскольку обязанность по содержанию общего имущества, а также внесения платы на собственников возложена императивно ЖК РФ и ГК РФ.
Представитель ООО «ММО «Управляющая компания» Могилюк Е.В. в судебном заседании исковые требования не признал по следующим основаниям.
С учетом заключенного соглашения о взаимодействии от 20 февраля 2009 года между ООО «ММО «Управляющая компания» и ОАО «ДЭК» ОАО «ДЭК» выполняет для Дормодехиной Н.В. функции исполнителя коммунальной услуги электроснабжения в части платы за коммунальную услугу, а не только функции ресурсоснабжающей организации, что не противоречит положениям ЖК РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года. Так соглашение предусматривает, что управляющая компания передает ОАО «ДЭК» функции на предоставление коммунальной услуги энергоснабжение (п. 1.1. соглашения). ООО «ММО «Управляющая компания» никогда не получало плату за потребленную электрическую энергию, не выставляло квитанции, никаких убытков Дормодехиной Н.В. не причиняло, так как вопрос не стоит о качестве подаваемой электрической энергии, перерывах в ее подаче. Оплата за потребление электрической энергии на общедомовые нужды является коммунальной услугой в составе коммунальной услуги электроснабжение.
Ответчик КГУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представителя в судебное заседание не направил, о причинах ненаправления представителя не сообщил. Представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал следующее.
В соответствии с действующим законодательством РФ в полномочия органов социальной защиты населения не входит предоставление гражданам коммунальных услуг. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", на которое ссылается истец, регулирует отношения между гражданами (потребителями услуг) и поставщиками коммунальных услуг.
В соответствии с Уставом Краевого государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району" основной целью КГУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» является предоставление мер социальной поддержки и оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающим на территории Хабаровского муниципального района в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
Таким образом, требования о возложении обязанности прекращения осуществления начислений за потребление электрической энергии на общедомовые нужды и проведении перерасчета к КГУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» являются противозаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Во исполнение действующего законодательства, 26 января 2010 года Дормодехиной Наталье Владимировне КГУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3801 рубля 26 копеек на 6 месяцев с 01 февраля 2010 года по 31 июля 2010 года.
На основании заключенного между КГУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» и филиалом «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» соглашения об информационном обмене б/н от 11.01.2010 г., ответчиком - филиалом «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» в адрес КГУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» в марте 2010 г. был предоставлен реестр получателей субсидий с указанием начисленных сумм за коммунальные услуги (электроэнергию) и задолженностей, образовавшихся у получателей субсидий по коммунальным услугам (электроэнергии) за два месяца, в который входил истец, как лицо, имеющее задолженность по оплате за потребленную электроэнергию.
В связи с чем, во исполнение подпункта «а» п. 56 раздела 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, распоряжением КГУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» о приостановлении (прекращении) перечислении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № истцу была приостановлена выплата субсидии с марта 2010 года по июль 2010 года за неуплату получателем субсидии коммунальных услуг в течение 2 месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в адрес истца было направлено письмо о приостановлении выплаты субсидии за март 2010 года, с просьбой предоставления в срок до 15.04.2010 г. справки об отсутствии задолженности перед ОАО «ДЭК», в случае не предоставления справки о прекращении выплаты субсидии.
Справка об отсутствии задолженности перед ОАО «ДЭК» истцом представлена в КГУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» не была, в связи с чем, была прекращена выплата истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В своих исковых требованиях, истец просит взыскать с ответчиков 38012 рублей 60 копеек, исходя из расчета 10 месяцев (не полученной субсидии с марта 2010 года по декабрь 2010 года) умноженных на 3801 руб. 26 коп. (субсидии назначенной на момент обращения в КГУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району»).
Однако, в соответствии с п. 28 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при изменении региональных стандартов, размеров действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп, а также условий и порядка предоставления субсидий уполномоченными органами (Центрами) производится перерасчет размеров субсидий с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий каких-либо документов.
В связи с чем, назначенные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не являются зафиксированными суммами.
В случае отсутствия со стороны КГУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району»правовых оснований для прекращения выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу, расчет субсидии составил бы:
- март 2010 г. - 3801 руб. 26 коп.;
- апрель 2010 г. - 3801 руб. 26 коп.;
- май 2010 г. - 2568 руб. 18 коп. (изменился размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2010 год (Постановление Правительства Хабаровского края от 16.04.2010 № 100-пр, перерасчет субсидии, в связи с окончанием отопительного сезона с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> сельском поселении, изменилась величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в Хабаровском крае (Постановление Губернатора Хабаровского края от 30.04.2010 № 72);
- июнь 2010 г. - 1795 руб. 02 коп.;
- июль 2010 г. - 1795 руб. 02 коп.
Общая сумма субсидии за указанный период 13760 руб. 74 коп.
При этом, в соответствии с п. 27 раздела 4 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Так же, согласно абз. 2 п. 41 раздела 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субсидия предоставляет сроком на 6 месяцев, в связи с чем, из расчета представленного истцом должен быть исключен период с 01 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года.
Таким образом, требования истица о взыскании с КГУ "Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району" субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период времени с 01 марта 2010 года по 31 декабря 2010 года являются незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Требования истца о возмещении морального вреда в сумме 10000 рублей являются незаконными.
В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется в зависимости от характера причиненных
потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей потерпевшего.
Между тем, истец не ссылается на конкретную норму права, в соответствии с которой ее требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению. Также истец не приводит доказательств причинения КГУ "Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району" ему моральных страданий, причино-следственной связи между действиями работников Центра и его моральными страданиями.
Таким образом, истцом доказательств причинения ей моральных страданий не представлено.
Выслушав пояснения представителя ответчика ОАО «ДЭК» Мишиной М.В., пояснения представителя ответчика ООО «ММО «Управляющая компания» Могилюка Е.В., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Дормодехина Н.В. на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Управлением обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов Хабаровского муниципального района», является нанимателем жилого помещения <адрес>. Дормодехина Н.В. фактически проживает в указанном жилом помещении.
В указанное жилое помещение подается по присоединенным сетям электрическая энергия.
Статья 539 ГК РФ предусматривает, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ (статья 540 ГК РФ).
В указанном жилом доме выбран способ управления - управляющей компанией. Управляющая компания ООО «ММО «Управляющая компания», что подтверждается договором управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, на основании статьи 157 ЖК РФ:
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, Дормодехина Н.В. является потребителем коммунальной услуги электроснабжения.
Пункт 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, предусматривает, что потребитель коммунальной услуги имеет право:
а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу;
б) получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя);
в) получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;
г) получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты;
д) быть в соответствии с указанными выше Правилами или договором полностью или частично освобожденным от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного жительства или за период непредоставления коммунальных услуг;
е) требовать уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором;
ж) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
С учетом заключенного соглашения о взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ММО «Управляющая компания» и ОАО «ДЭК» ОАО «ДЭК» выполняет для Дормодехиной Н.В. функции исполнителя коммунальной услуги электроснабжения в части платы за коммунальную услугу, а не только функции ресурсоснабжающей организации, что не противоречит положениям ЖК РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года. Так соглашение предусматривает, что управляющая компания передает ОАО «ДЭК» функции на предоставление коммунальной услуги энергоснабжение (п. 1.1. соглашения).
Пункт 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации № 530 от 31 августа 2006 года, предусматривает, что договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
В силу положений п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, исполнитель обязан осуществлять сверку платежей с гражданами, осуществлять перерасчет платы за потребленные услуги.
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении исковых требований ОАО «ДЭК» к Дормодехиной Н.В. о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с декабря 2009 года по март 2010 года. Решение вступило в законную силу.
В соответствии с ч. 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В случае обнаружения несанкционированного подключения к системе трубопроводов, электрических сетей, оборудования, устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние и безопасность которых отвечает исполнитель (присоединенная сеть), исполнитель вправе произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия, и выполнять дальнейшие расчеты с потребителем в соответствии с пунктами 19,21 и 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам до дня устранения нарушений включительно (п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года).
Как следует из письма государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № в жилом доме Дормодехиной Н.В. также выявлены несанкционированные подключения (в октябре 2010 года).
С учетом изложенного на открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания», как на ресурсоснабжающую организацию, которой переданы функции исполнителя коммунальных услуг в части платы за коммунальную услугу электроснабжение, подлежит возложению обязанность осуществить перерасчет ФИО8, проживающей в <адрес> <адрес>, платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в сумме 3 647,19 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В феврале 2010 года в расчет за электрическую энергию, подлежащую оплате Дормодехиной Н.В., были взяты показания по квартирному прибору учета потребленной электрической энергии с нуля. Вместе с тем 02 февраля 2010 года был установлен прибор учета внутриквартирного потребления электрической энергии, который был опломбирован 19 февраля 2010 года и принят в эксплуатацию в качестве расчетного с показаниями 445,6 кВт/час. Ранее расчет за потребленную электрическую энергию Дормодехиной Н.В. велся по среднему из расчета потреблений 146 кВт/час в месяц. За 18 дней до момента опломбирования и принятия в эксплуатацию прибора учета потребленной электрической энергии в качестве расчетного Дормодехина Н.В. должна была оплатить 176,44 рублей за 93,85 кВт/час (146 кВт/час/28 (дней в феврале 2010 года)* 18 (дней до момента опломбирования)* 1,88 рублей (тариф за один кВт/час). С момента опломбирования прибора учета Дормодехина Н.В. должна была оплатить 344,79 рублей = 183,4 кВт/час (потребление электрической энергии по прибору учета)* 1,88 рублей. Итого Дормодехина Н.В. должна была оплатить за февраль 2010 года 521 рубль 23 копейки. ОАО «ДЭК» выставляет к оплате задолженность Дормодехиной Н.В. за февраль 2010 года 1182, 52 рубля. Соответственно размер перерасчета составляет 1182,52-521,23 = 661,29 рублей.
На открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» подлежит возложению обязанность осуществить перерасчет ФИО8, проживающей в <адрес> платы за потребленную электрическую энергию на внутриквартирные нужды в сумме 661,29 рублей за период февраль 2010 года.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Во исполнение действующего законодательства, 26 января 2010 года ФИО8 КГУ «Центр социальной поддержки населения в Хабаровском районе» была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3801 рубля 26 копеек на 6 месяцев с 01 февраля 2010 года по 31 июля 2010 года.
На основании заключенного между КГУ «Центр социальной поддержки населения в Хабаровском районе» и филиалом «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» соглашения об информационном обмене б/н от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком - филиалом «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» в адрес КГУ «Центр социальной поддержки населения в Хабаровском районе» в марте 2010 г. был предоставлен реестр получателей субсидий с указанием начисленных сумм за коммунальные услуги (электроэнергию) и задолженностей, образовавшихся у получателей субсидий по коммунальным услугам (электроэнергии) за два месяца, в который входил истец, как лицо, имеющее задолженность по оплате за потребленную электроэнергию.
В связи с чем, во исполнение подпункта «а» п. 56 раздела 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, распоряжением КГУ «Центр социальной поддержки населения в Хабаровском районе» о приостановлении (прекращении) перечислении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № истцу была приостановлена выплата субсидии с марта 2010 года по июль 2010 года за неуплату получателем субсидии коммунальных услуг в течение 2 месяцев.
С учетом имеющейся задолженности истцу не была предоставлена субсидия и с августа 2010 года по январь 2011 года.
За период с марта 2010 года по январь 2011 года размер субсидии для Дормодехиной Н.В. составил бы 34660,75 рублей, что подтверждается имеющимися в материалах дела справками КГУ «Центр социальной поддержки населения в Хабаровском районе». При этом размер субсидии рассчитан исходя из выставленных Дормодехиной Н.В. квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг.
Право Дормодехиной Н.В. на субсидию подтверждается материалами дела, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Недополученная субсидия Дормодехиной Н.В. является для нее убытками. Указанный убыток причинен Дормодехиной Н.В. неправомерными действиями ОАО «ДЭК». Убытки находятся в прямой причинно-следственной связи с действиями ОАО «ДЭК», так как при отсутствии неправомерного указания на задолженность Дормодехиной Н.В. субсидия ей бы была предоставлена. Не оспариваемую сумму платы за электрическую энергию Дормодехина Н.В. вносила. Именно указание со стороны ОАО «ДЭК» на наличие задолженности, явилось причиной для приостановления выплаты субсидии Доромдехиной Н.В. Иной задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги на момент приостановления выплаты субсидии Дормодехина Н.В. не имела. В настоящее время возможность получения субсидии от органа социальной поддержки за рассматриваемый период для Дормодехиной Н.В. утрачена.
На правоотношения между Дормодехиной Н.В. и ОАО «ДЭК» распространяются положения действующего законодательства о защите прав потребителей, в том числе положения Федерального закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», так как законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли - продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.
Дормодехина Н.В. потребляла электрическую энергию для своих личных нужд.
Статьей 15 Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено следующее: моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии со статьей 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая требования разумности и справедливости, а также учитывая, что потребитель переживал нравственные страдания в связи с нарушением своих прав, суд полагает необходимым определить размер компенсации морального вреда Дормодехиной Н.В., причиненного ненадлежащим оказанием услуг исполнителем коммунальной услуги ОАО «ДЭК», в сумме 1 500 рублей.
Судом не установлено наличие обязанности ООО «ММО «Управляющая компания», КГУ «Центр социальной поддержки населения в Хабаровском районе» осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу электроснабжение, возместить причиненные Дормодехиной Н.В. убытки, компенсировать моральный вред.
Вместе с тем оснований для удовлетворения исковых требований Дормодехиной Н.В. о возложении обязанности на ответчиков вовсе прекратить выставление счетов за потребление электрической энергии в местах общего пользования в нарушение требований закона, судом не установлено.
В силу ст. 30 ЖК РФ собственник квартиры несет бремя содержания помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Статьей 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме отнесены: нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (в частности, лестничные площадки, лифты, коридоры, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование); крыши и ограждающие конструкции; оборудование, находящееся в доме, - механическое, электрическое, санитарно-техническое, расположенное как за пределами, так и внутри помещений. Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме.
Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определяет принципы эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, нацелен на стимулирование энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Из письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007г. № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» следует, что освещение мест общего пользования многоквартирного дома включает в себя освещение лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования, автоматических запирающих устройств, насосов, технологические потери внутридомовых электрических сетей и другого имущества в многоквартирном доме.
Также Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Согласно п. 5 указанных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. В этих же Правилах (подпункт «б» пункта 11) указывается, что содержание общего имущества включает в себя освещение помещений общего пользования. Таким образом, расход электроэнергии на места общего пользования, учитываемая коллективным (общедомовым) прибором учета - неотъемлемая часть платежа за электроэнергию.
В соответствии с п. 5 ч.3 ст. 67, ст. 153, 154 и ч.1 ст. 155 ЖК РФ собственник жилого помещения (арендатор, наниматель, член жилищного кооператива), и все совершеннолетние члены семьи обязаны своевременно вносить плату и плату за коммунальные услуги. (По ст. 154 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан платить за коммунальные услуги, в том числе за места общего пользования). Частью 2 ст. 61 ЖК РФ установлено, что наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в доме. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дормодехиной Н.В. к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности прекратить выставление счетов за потребление электрической энергии в местах общего пользования в нарушение требований закона, возложении обязанности осуществить перерасчет платы за пользование электрической энергией, взыскании денежной компенсации морального вреда, взыскании убытков удовлетворить частично.
Возложить на открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность осуществить перерасчет ФИО8, проживающей в <адрес>, платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в сумме 3 647,19 рублей за период с 01 октября 2009 года по 30 сентября 2010 года.
Возложить на открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность осуществить перерасчет ФИО8, проживающей в <адрес> платы, за потребленную электрическую энергию на внутриквартирные нужды в сумме 661,29 рублей за период февраль 2010 года.
Взыскать с открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу Дормодехиной Н.В. убытки в сумме 34660,75 рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу Дормодехиной Н.В. денежную компенсацию морального вреда в сумме 1 500 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Дормодехиной Н.В. к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания», а также в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное общество «Управляющая компания», краевому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С.Хальчицкий
Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2011 года