Дело № 2-373/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 28 апреля 2011 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Хальчицкого А.С.,
при секретаре Дунаевой А.Г.,
с участием:
- представителя истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора - старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Мормоль К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровские молочные фермы» о возложении обязанности оборудовать убойно-санитарный пункт для убоя скота,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровские молочные фермы» о возложении обязанности оборудовать убойно-санитарный пункт для убоя скота.
Свои исковые требования мотивировал следующим.
В результате проведенной проверки установлено, что основными видами деятельности ООО «Хабаровские молочные фермы» является разведение крупного рогатого скота. Молочная продукция, получаемая от животноводческой деятельности, реализуется в торговую сеть г.Хабаровска и других населенных пунктов.
В целях осуществления своей деятельности ООО «Хабаровские молочные фермы» эксплуатируется животноводческий комплекс, расположенный в <адрес>, где содержится крупный рогатый скот в количестве 1126 голов, в том числе: коров - 800 голов, молодняка различных возрастов - 326 голов.
Животноводческая деятельность включает в себя необходимость производства убоя скота в целях вынужденного убоя больного и травмированного скота. Кроме того, животноводческая деятельность сопровождается случаями падежа скота, мертворождения при отеле, абортирования плода. Продукты убоя и падежа скота образуют биологические отходы.
При непосредственной проверке правил содержания крупного рогатого скота в ООО «Хабаровские молочные фермы» установлено, что убой животных, в том числе вынужденный (больных и выбракованных животных) производится непосредственно в коровнике, в антисанитарных условиях в нарушение п. 10.5 ныне действующих «Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе», утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27.12.78 года, согласно которым убой скота производится на убойно-санитарном пункте, состоящем из убойного отделения, в котором предусматривается помещение для убоя, камера охлаждения и временного хранения туш, помещение для посола и временного хранения кожсырья, а также утилизационное отделение, состоящее из вскрывочной и утилизационной.
Соблюдение указанных требований направлено на исключение возможности заражения инфекционными заболеваниями содержащегося в коровнике продуктивного молочного стада, а также возможности обсеменения различными возбудителями получаемой в результате убоя мясной продукции, и как следствие на недопущение заболевания населения, использующего в пищу мясную и молочную продукцию.
Молочная продукция ООО «Хабаровские молочные фермы» реализуется различным хозяйствующим субъектам.
Выявленные нарушения создают реальную угрозу распространения различных заразных и массовых незаразных, в том числе инфекционных заболеваний, опасных для жизни и здоровья людей, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Согласно статье 11 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений
осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и услуг.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства -производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для переработки продуктов животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Обстоятельства несоблюдения ООО «Хабаровские молочные фермы требований ветеринарно-санитарных правил подтверждаются заключениями специалиста - главного государственного ветеринарного инспектора <адрес>, материалами прокурорской проверки.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Следовательно, право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.
Более того, право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду - это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов - ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
При этом частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации, требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации ООО «Хабаровские молочные фермы» обязанностей возложенных на них законодательством Российской Федерации и на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья и медицинскую помощь. Бездействие ООО «Хабаровские молочные фермы» нарушает права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Данное обстоятельство обуславливает возможность прокурора в порядке ч.1 ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов данных лиц.
На основании ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В судебном заседании старший помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Мормоль К.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Срок для выполнения ответчиком своей обязанности прокурор просил определить на усмотрение суда.
Ответчик общество с ограниченной ответственностью «Хабаровские молочные фермы» извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представителя в судебное заседание не направил, о причинах не направления представителя не сообщил. Представитель ответчика представил отзыв на исковое заявление, в котором не согласен с требованиями прокурора. В отзыве указал, что как основание для предъявления требований о понуждении истец заявляет «Ветеринарно-санитарные правила для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе», утвержденные начальником главного управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27.12.1978г. №115-6-а.
Пункт 1.1 устанавливает, что настоящими Правилами регламентируется выбор земельного участка, строительство и эксплуатация комплексов по производству молока.
При этом Правила определяют, что является комплексом - сельскохозяйственные предприятия с круглогодовым производством продукции, высокой механизацией производственных процессов, автоматическим управлением системам механизмов, а также наличие в структуре стада 90% дойных коров. Указанные признаки определяют комплекс как единый технологический неразрывный процесс. При этом, с учетом пункта 1.3 Правил, комплекс должен быть построен по нормам технологического проектирования, что еще раз закрепляет существенный признак технологичности производства при определении имущества как комплекса.
Вместе с тем, согласно представленного договора № о передаче в безвозмездное пользование имущества сельскохозяйственного назначения, данное имущество передано ООО «Хабаровские молочные фермы» как отдельные объекты и не представляет собой единого комплекса в силу отсутствия технологичности процесса.
Имущество, находящееся в пользовании ООО «Хабаровские молочные фермы» не является комплексом по производству молока и Правила не распространяются на Общество.
Строится убойно-санитарный пункт на комплексах на 800 и более коров. При поголовье коров менее 800 убой скота осуществляется на общехозяйственном убойно-санитарном пункте или убойной площадке.
Территория для размещения комплекса выбирается в соответствии с действующими проектами районной планировки, которая возложена на муниципальные образования, в частности Администрацию Хабаровского района, а сама земля является краевой собственностью и в соответствии с Земельным кодексом РФ предоставление земельного участка под строительство осуществляется Министерством имущественных отношений Хабаровского края. Рассмотрение вопроса о строительстве недвижимого имущества без заключений Администрации Хабаровского района и Министерства имущественных отношений Хабаровского края невозможно, поскольку затрагивает права и интересы третьих лиц.
Третье лицо КГУ «Хабаровская районная станция по борьбе с болезнями животных» извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представителя в судебное заседание не направило, о причинах не направления представителя не сообщило.
Выслушав пояснения представителя истца старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Мормоль К.А., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в безвозмездном пользовании ООО «Хабаровские молочные фермы» находится имущество для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается договором № о передаче в безвозмездное пользование имущества сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-34).
Основным видом деятельности ООО «Хабаровские молочные фермы» является разведение крупного рогатого скота. Молочная продукция, получаемая от животноводческой деятельности, реализуется в торговую сеть <адрес> и других населенных пунктов.
Животноводческая деятельность включает в себя необходимость производства убоя скота в целях вынужденного убоя больного и травмированного скота. Кроме того, животноводческая деятельность сопровождается случаями падежа скота, мертворождения при отеле, абортирования плода. Продукты убоя и падежа скота образуют биологические отходы.
Убой животных в ООО «Хабаровские молочные фермы» производится непосредственно в коровнике, в антисанитарных условиях
Факт отсутствия убойной площадки подтверждается информационной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ КГУ «Хабаровская районная станция по борьбе с болезнями животных» (л.д.7).
В соответствии со ст.18 Закона РФ от 14.05.1993г. № 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с п.10.5 действующих Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР и заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 27 декабря 1978 г., убойно-санитарный пункт состоит из убойного отделения, в котором предусматриваются помещения для убоя, камера охлаждения и временного хранения туш, помещение для посола и временного хранения кожсырья, а также утилизационное отделение, состоящее из вскрывочной и утилизационной.
При расположении комплекса в зоне обслуживания завода по производству мясо-костной муки убойно-санитарный пункт предусматривается без утилизационного отделения.
Строится убойно-санитарный пункт на комплексах на 800 коров и более.
Вынужденный убой животных на комплесах с поголовьем менее 800 коров осуществляется на общехозяйственном убойно-санитарном пункте или убойной площадке.
На комплексах с содержанием до 800 коров при отсутствии в непосредственной близости от них заводов по производству мясо-костной муки для утилизации трупов предусматривается за пределами ограждения комплексов трупосжигательная печь или утилизацию трупов проводят на общехозяйственном убойно-санитарном пункте.
Животноводческий комплекс, расположенный в <адрес>, представляет собой имущественный комплекс где содержится крупный рогатый скот в количестве 1126, в том числе: коров - 800 голов, молодняка различных возрастов - 326 голов.
Таким образом, ООО «Хабаровские молочные фермы» обязано оборудовать убойно-санитарный пункт, поскольку является комплексом по производству молока, поголовье стада превышает 800 коров.
Ответчиком суду не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении санитарного законодательства.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы- нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1 Федерального закона Российской Федерации «О санитрно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (статья 2 вышеуказанного закона).
Статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О ветеринарии» предусмотрено, что государственный ветеринарный надзор направлен на разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства, надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил.
Таким образом, действующие ветеринарно-санитарные правила обязательны для исполнения.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает разумным срок для оборудования убойно-санитарного пункта - 01 сентября 2011 года.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушениеприобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровские молочные фермы» о возложении обязанности оборудовать убойно-санитарный пункт для убоя скота удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Хабаровские молочные фермы» обязанность оборудовать убойно-санитарный пункт для убоя скота, отвечающий требованиям Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1978г. в срок до 01 сентября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С.Хальчицкий
Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2011 года