Дело № 2-625/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года г. Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Хальчицкого А.С.
при секретаре Дунаевой А.Г.
с участием:
- представителя истца Гусевой С.М. Кузьмина П.М.,
- представителя ответчика администрации Хабаровского муниципального района Шестова В.Г.,
- представителя ответчика администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Коженковой А.А.,
- представителей ответчика краевого государственного учреждения «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» Баранник С.Ю., Цыброва А.А.,
- представителя третьего лица Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям Хана Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусевой С.М. к администрации Хабаровского муниципального района, администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, краевому государственному учреждению «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» о возложении обязанности демонтировать трубу водопровода, незаконно проложенную через земельный участок, возложении обязанности привести земельный участок в первоначальный вид (ликвидировать послеусадочные явления с последующим нанесением плодородного слоя почвы),
УСТАНОВИЛ:
Гусева С.М. обратилась в суд с иском к администрации Хабаровского муниципального района, администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, краевому государственному учреждению «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» (КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края») о возложении обязанности демонтировать трубу водопровода, незаконно проложенную через земельный участок, возложении обязанности привести земельный участок в первоначальный вид (ликвидировать послеусадочные явления с последующим нанесением плодородного слоя почвы).
Свои исковые требования мотивировала следующим.
Гусевой С.М. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от 05 марта 2011 года, принадлежит с 1998 года земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер № (предыдущий номер №), расположенный в районе села <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, пашня, общая площадь 22 068 кв.м.
Администрацией Хабаровского муниципального района, Администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» в 2007 году через земельный участок незаконно проложена труба водопровода, протяженностью 293 метра, в рамках строительства объекта «Водозабор и водопроводные сети села <адрес>» на основании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ главы Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Выяснилось, что труба водопровода проложена не вдоль дороги и земельных участков (в том числе, земельного участка истца) и согласно проекту границ земельного участка, утвержденного данным распоряжением, а со значительным отклонением от проекта, вглубь по участку истца, что препятствует осуществлению планов истца по освоению и использованию земельного участка.
Кроме того, в результате незаконной прокладки трубы на участке образовалась траншея - глубиной 50-60 см., шириной 3 метра и протяженностью 293 метра. Площадь нарушенных земель составила примерно 880 кв.м.
Факт нарушения права собственности истца подтверждается, в том числе, актом проверки от 01 июля 2009 года, проведенной Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям.
Для устранения вышеуказанных нарушений своих прав истец направлял ответчикам письма от 01 июля 2008 года, 25 февраля 2010 года с требованиями прекратить указанное нарушение права - демонтировать трубу, проходящую через земельный участок истца, привести земельный участок в первоначальный вид (ликвидировать послеусадочные явления с последующим нанесением плодородного слоя почвы), а также компенсировать истцу вред, вызванный данными строительными работами.
Однако на момент обращения в суд ответчиками не только не было принято никаких мер по устранению препятствий к осуществлению истцом своих прав, ни и все обращения оставлены без ответа.
Истец Гусева С.М. извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В судебное заседание не явилась, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Кузьмина П.М., указала, что на своих исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель истца Гусевой С.М. Кузьмин П.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил следующее.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п. 45-47), применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
При строительстве водопровода имеются грубые нарушения градостроительного законодательства, а именно отсутствует какая-либо проектная документация, разрешение на строительство.
Границы земельного участка Гусевой С.М. на местности определены в соответствии с действующим законодательством, учтены в государственном кадастре недвижимости. Факт прокладки трубопровода именно через земельный участок Гусевой С.М. подтверждается также заключением ООО «Далькомзем» от 25 апреля 2011 года.
Представители ответчика КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» Баранник С.Ю., Цыбров А.А. в судебном заседании исковые требования не признали по следующим основаниям.
В 2007, 2008 годах между КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края», Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Администрацией Хабаровского муниципального района и Отделом формирования и исполнения муниципального заказа Хабаровского района были заключены Соглашения по проведению работ на объекте "Водозабор и водопроводные сети <адрес>", в соответствии с которыми КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» выполняло функции Заказчика-застройщика на объекте. Непосредственное выполнение работ по прокладке трубопровода осуществляло ООО «Сигматек». Финансирование данных работ осуществлялось из бюджета Хабаровского муниципального района с софинансированием из бюджета Хабаровского края.
Данные работы включали прокладку трубопровода, в том числе, согласно акту выбора земельного участка для строительства объекта "Водозабор и водопроводные сети <адрес>" на землях Хабаровского муниципального района, по территории земельного участка истца, что, согласно заявлению истца, препятствует осуществлению планов по освоению и использованию участка.
В силу статьи 304 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение (Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Площадь земельного участка Гусевой С.М. согласно свидетельству о государственной регистрации прав от 12.04.1999г. была равна 26 000 кв.м., на основании данной площади в акте проверки Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, ЕАО и Сахалинской области, были установлены глубина, ширина и протяженность траншеи, образовавшейся в связи с усадочными явлениями. На основании данных этого предписания истец обосновывает свои требования о длине трубы подлежащей изъятию, протяженности и ширины участка, подлежащего приведению в первоначальный вид. При этом в свидетельстве от 05.03.2011г., действующем в настоящее время, указана площадь земельного участка в 22 068 кв. м. На основании представленных истцом документов не представляется возможным определить, какая часть земельного участка больше не принадлежит истцу, не входит ли в данную площадь частично или полностью трасса трубопровода.
Нахождение на земельном участке трубопровода не нарушает прав истца по освоению и использованию участка:
- трубопровод заложен на глубине трех метров под землей, что подтверждается исполнительной схемой сети водопровода на объекте;
- на территории Хабаровского муниципального района преимущественно выращиваются соя, капуста, морковь (Справки о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых на земельных участках). Корневые системы моркови, капусты не превышают 20 см., сои - 1,5-2 метров.
Таким образом, прохождение трубопровода не препятствует посадке, росту и развитию, уходу, уборке указанных сельскохозяйственных культур.
Абзац 2 п. 46 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации устанавливает, что несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Соответственно отсутствие разрешения на строительство и проектно-сметной документации может явиться основанием для демонтажа трубы по негаторному требованию (ст. 304 ГК, прокладка трубы не препятствует в осуществлении истцом правомочий по пользованию этим имуществом) только в случае доказанности того, что объектом строительства нарушается право собственности или законное владение истца.
Факт нарушения права собственности или законного владения истца, выраженного в невозможности вести личное подсобное хозяйство на данном земельном участке в связи с наличием на нем трубопровода, не доказан. Соответственно на требование о демонтаже трубопровода распространяются положения ГК РФ о сроке исковой давности. Трубопровод, как заявил истец в своём заявлении, проложен по её участку в 2007г. соответственно период времени прошедший с момента прокладки трубопровода и того, когда истец должен был узнать об этом составляет более 3,5 лет. Соответственно, срок исковой давности по данному требованию истек.
При этом ответчик считает, что поскольку нахождение трубопровода на земельном участке истца само по себе не препятствует в осуществлении истцом правомочий по пользованию этим имуществом, соответственно положение ст. 304 Гражданского кодекса РФ к данному требованию не применимо и на требование о демонтаже трубопровода распространяются положения ГК РФ о сроке исковой давности.
В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных в том числе с:
размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 235 ГК РФ право собственности прекращается или ограничивается только по основаниям, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом.
Пункт 1. ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относит резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пункт 7 статьи 22 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.
Пункт 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Могут устанавливаться публичные сервитуты для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Статья 55 п. 3 Земельного кодекса Российской Федерации содержит правило, согласно которому порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (статья 279 ГК РФ).
КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» осуществляло функции заказчика на данном объекте на основании заключенных в 2007 и 2008 годах соглашений по проведению работ на объекте "Водозабор и водопроводные сети <адрес>". Срок действия данных соглашений истек 31.12.2007 г. и 31.12.2008 г. соответственно. Свои функции (п. 2.2. Соглашения на 2007 г. и 2.4. Соглашения на 2008г.) КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» выполняло в полном объеме. В настоящее время полномочий на проведение каких-либо работ на объекте КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» не имеет. Данный объект строился для нужд Хабаровского муниципального района за счет средств данного района и субсидий, предусмотренных в краевом бюджете на соответствующий год на данный объект.
При этом, в соответствии с п. 2.4.6. Соглашения от 13.02.2008 г. КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» осуществляет строительство объекта в соответствии с заключенными договорами подряда, поставки в пределах средств, перечисляемых плательщиком.
Во исполнение вышеуказанных соглашений КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» был заключен договор подряда с <данные изъяты> в обязанности которого входило приведение земельного участка в первоначальный вид (ликвидация послеусадочных явлений, нанесение плодородного слоя почвы) согласно договору № от 28.03.2006г. В адрес подрядчика 25.08.2009г. КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» была направлена претензия о необходимости выполнить работы по рекультивации земель, а в случае невозможности выполнения работ, вернуть излишне перечисленные денежные средства в размере 568 761,50 рублей.
Однако в связи с введением процедуры банкротства <данные изъяты> не были ни выполнены работы, ни возвращены денежные средства (Определением Арбитражного суда Хабаровского края от <данные изъяты> принято решение о прекращении конкурсного производства). В связи с отсутствием финансирования по объекту (не предусмотрено в бюджетах как района, так и края) не заключения Соглашений на последующие периоды, КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» не имеет возможности по ликвидации послеусадочных явлений, нанесению плодородного слоя почвы.
Стоимость объекта незавершенного строительства «Водозабор и водопроводные сети <адрес>» на настоящий момент по данным бухгалтерской отчетности КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» на настоящий момент составляет 42 387 472, 61 рублей, в настоящее время причина прокладки данного трубопровода не устранена и на уровне района и края проводятся работ по организации возможности продолжения строительства, с изменением водонапорной башни. Факт ведения работ по организации возможности продолжения строительства подтверждается исходящими письмами министра коммунального хозяйства Хабаровского края ЖКХ Литвинчука А.А.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав, в том числе собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
При этом, полномочия по распоряжению землями сельских поселений, в том числе и обязательства по оформлению документов на земли собственников в соответствии с Земельным кодексом РФ (ст. 11) относятся к действиям, осуществляемым администрацией Хабаровского района. Администрацией, несмотря на неоднократные к ней обращения со стороны КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края», необходимых документов по землям собственников в адрес учреждения до настоящего времени не представлено (переписка прилагается). Также КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» направлялись письма в адрес министерства ЖКХ Хабаровского края с просьбой о содействии в решение вопроса оформления документов на земельные участки по которым планируется прокладка трубопровода. На обращения учреждения ответов не последовало.
01.10.2008 в соответствии с протоколом совещания в администрации Хабаровского района главе Тополевского сельского поселения дано поручение о решении вопроса с землями собственников и представлении ответа в учреждение (протокол прилагается). До настоящего времени информации об исполнении протокола в адрес учреждения не поступало.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Земельного кодекса РФ, убытки, причиненные
нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в
полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном
гражданским законодательством.
03.06.2008г. КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» был заключен договор подряда №/Пр на выполнение работ по определению убытков сельскохозяйственного производства с ФГУП «Госземкадастрсъемка». Итогом которого явилось заключение о том, что ориентировочная стоимость убытков сельскохозяйственного производства по объекту ориентировочно составляет 2 951 518 рублей.
Однако отсутствие материалов согласований с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, находящихся в муниципальной собственности законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства объекта "Водозабор и водопроводные сети <адрес> в том числе истца, не позволяет заказчику закончить работы по возмещению убытков землевладельцам и землепользователям, о чем неоднократно сообщалось в район с просьбой ускорить вопросы по согласованию со всеми заинтересованными лицами, проинформировать владельцев о возможном изъятии либо принять решение об изъятии земельных участков, а так же представить акты согласования границ земельных участков подписанные всеми заинтересованными сторонами.
При этом, необходимо отметить, что в отношении земельного участка истца оценка не осуществлялась ввиду отказа от сотрудничества (письмо «Об убытках сельскохозяйственного производства» № от 21.07.2008г. от ФГУП «Госземкадастрсъемка»).
Таким образом, ввиду невозможности исполнения учреждением полномочий администрации по оформлению земель, принятию всех мер по добросовестному, в соответствии с законом и соглашениями выполнением функций Заказчика-застройщика, а так же с учетом того, что служба заказчика является бюджетным учреждением, ас 2011 г. на казенным учреждением (финансируется за счет средств краевого бюджета и не имеет собственных средств), вина учреждения в нарушении права собственника земельного участка (истца) отсутствует.
Представитель ответчика Администрации Хабаровского муниципального района Шестов В.Г. в судебном заседании исковые требования Гусевой С.М. не признал по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что ответчиками через ее участок незаконно проложена труба водопровода. При этом полагает, что основанием предоставления земельного участка для строительства водопровода явилось распоряжение главы Хабаровского муниципального района от 04.10.2007 №-р «О предварительном согласовании земельного участка для строительства объекта «Водозабор и водопроводные сети села <адрес>» на землях Хабаровского муниципального района».
С указанными доводами истца нельзя согласиться по следующим основаниям.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен статьей 30 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Земельного кодекс РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
Таким образом, утверждение акта о выборе земельного участка это лишь первый этап предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Распоряжением от 04.10.2007 №-р КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» было предписано оформить право пользования земельным участком в установленном законодательством порядке, а также получить разрешение на строительство.
Между тем, дальнейших действий по оформлению прав на спорный земельный участок со стороны КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ <адрес>» не последовало, земельный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет, и как следствие не было принято решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, администрация Хабаровского муниципального района не представляла спорный земельный участок для строительства объекта «Водозабор и водопроводные сети села <адрес>» и для прокладки спорной трубы в частности. В связи с чем доводы истца в этой части не являются обоснованными.
В соответствии с соглашениями от 2007 и 2008 года о выполнении мероприятий по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту коммунальных объектов Хабаровского района, заключенными между КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края», Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, администрацией Хабаровского муниципального района и Отделом формирования и исполнения муниципального заказа Хабаровского района функции заказчика-застройщика на объекте осуществляло КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края». Именно указанное учреждение в рамках данных соглашений должно было осуществлять строительство объекта «Водозабор и водопроводные сети села <адрес>», в том числе оформить земельный участок под строительство данного объекта, обеспечить подготовку и утверждение проектной документации, проводить расчеты с подрядными организациями (участниками мероприятий).
Администрация Хабаровского муниципального района осуществляла лишь функцию инвестора, не вмешиваясь в деятельность КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края».
До настоящего времени указанные соглашения со стороны КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» не исполнены, строительство объекта «Водозабор и водопроводные сети села <адрес>» не завершено, объект не введен в эксплуатацию.
Доводы КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» о том, что администрацией Хабаровского муниципального района не предоставлены необходимые документы по землям собственников, а также материалы согласований с собственниками земельных участков, нормативно не обоснованы, поскольку соответствующие обязанности ни вышеназванными соглашениями, ни действующим земельным законодательством не предусмотрены.
При этом действия по оформлению земельного участка администрация Хабаровского муниципального района осуществляла не в связи с заключенными соглашениями, а как орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Представитель ответчика администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского муниципального района Коженкова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что администрация поселения не выделала денег на строительство водопровода, не занималась выкупом земельных участков. При таких обстоятельствах администрация не может отвечать по заявленному иску.
Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям Хан Г.С. пояснил, что Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям подтверждают сведения, изложенные в акте проверки
Выслушав пояснения представителя истца Гусевой С.М. Кузьмина П.М., представителей ответчика краевого государственного учреждения «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» Баранник С.Ю., Цыбров А.А., представителя ответчика администрации Хабаровского муниципального района Шестова В.Г., представителя ответчика администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Коженковой А.А., представителя третьего лица Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям Хана Г.С., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению за счет всех ответчиков по следующим основаниям.
Судом установлено, что Гусевой С.М. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер № (предыдущий номер №), расположенный в районе села <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, пашня, общая площадь 22 068 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от 05 марта 2011 года.
Границы земельного участка на местности определены в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается межевым планом. Границы земельного участка учтены в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьи 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают правила, согласно которым землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Через земельный участок Гусевой С.М. проложена труба водопровода в целях бесперебойного обеспечения питьевой водой (обеспечения условий жизнедеятельности) жителей <адрес> муниципального района.
Факт прокладки трубы водопровода через земельный участок Гусевой С.М. подтверждается заключением ООО «Далькомзем» от 25 апреля 2011 года. В указанном заключении отражены поворотные точки границ земельного участка Гусевой С.М. в соответствии с межевым планом, а также прохождение на местности водопровода подземного через участок Гусевой С.М. Границы земельного участка Гусевой С.М., указанные в заключении ООО «Далькомзем», соответствуют границам участка, учтенным в государственном кадастре недвижимости. Следует отметить, что фактическая площадь земельного участка Гусевой С.М. 22068 кв.м. Площадь земельного участка по свидетельству о праве собственности 26000 кв.м.
Исходя из положений п. 1 ч. 5 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований. будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Таким образом, при межевании границ земельного участка Гусевой С.М. его площадь могла быть уточнена с 26000 кв.м. до 22068 кв.м.
В соответствии с актом проверки от 01 июля 2009 года Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной области установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный в районе <адрес>, собственником которого является Гусева С.М., распоряжением главы Хабаровского муниципального района от 04 октября 2007 года передан в пользование КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» для строительства объекта «водозабор и водопроводные сети с <адрес>» На участке на глубине 3 метра проложена труба водопровода протяженностью 293 метра. Строительно-монтажные работы проводились без оформление разрешения на производство работ, связанных с нарушением почвенного покрова. За осеннее весенний период уложенный в траншею грунт просел на глубину 50-60 см по ширине три метра и протяженностью 293 метра. Площадь нарушения земель составляет примерно 880 кв.м.
Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной области является компетентным государственным органом на проведение на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроля за соблюдением:
выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности (п. 8.3.8. типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 13 июня 2006 года №.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
Статья 13 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Часть 7 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Следует отметить, что нарушение плодородного слоя почв, наличие послеусадочных явлений, не свидетельствует о лишении собственника полномочия владения земельным участком.
В соответствии со статьей 208 ГК РФ на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ) исковая давность не распространяется.
Судом установлено, что плодородный слой почвы был нарушен и послеусадочные явления на земельном участке Гусевой С.М. имеются в результате прокладки по ее земельному участку водопровода, а не в результате каких либо действий самого собственника Гусевой С.М.
Таким образом, исковые требования Гусевой С.М. о возложении обязанности на администрацию Хабаровского муниципального района, администрацию Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, краевое государственное учреждение «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» за их счет привести земельный участок Гусевой С.М., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 27:17:329201:0276 (предыдущий номер 27:17:02:14:21:06), расположенный в районе <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 22 068 кв.м. в первоначальный вид, а именно ликвидировать послеусадочные явления с последующим нанесением плодородного слоя почвы, подлежат удовлетворению. Суд полагает обоснованным установить для ответчиков разумный срок для восстановления нарушенных прав истца - до 01 сентября 2011 года
В силу статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
Причем перечень оснований для установления публичного сервитута не является исчерпывающим.
Сервитут может быть срочным или постоянным.
Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Таким образом, в отношении находящихся в собственности граждан земельных участков, часть которых используется в государственных или муниципальных целях, их выкуп не всегда обязателен. Возможно установление сервитута.
С учетом того, что земельный участок предоставлен Гусевой С.М. для ведения личного подсобного хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения, Гусевой С.М. не представлено доказательств намечаемого или планируемого строительства на земельном участке, перемены назначения земельного участка, категории земель, а также доказательств того факта, что сама по себе прокладка водопровода под землей на глубине через земельный участок Гусевой С.М. препятствует использованию земельного участка в сельскохозяйственных целях, суд полагает необоснованными исковые требования о полном демонтаже трубы водопровода.
Суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению за счет всех ответчиков.
В 2007, 2008 годах между КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края», Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Администрацией Хабаровского муниципального района и Отделом формирования и исполнения муниципального заказа Хабаровского района были заключены Соглашения по проведению работ на объекте "Водозабор и водопроводные сети <адрес>", в соответствии с которыми КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» выполняло функции Заказчика-застройщика на объекте. Непосредственное выполнение работ по прокладке трубопровода осуществляло <данные изъяты> Финансирование данных работ осуществлялось из бюджета Хабаровского муниципального района с софинансированием из бюджета Хабаровского края.
Статья 1 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта;объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов (статья 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с заключенным договором подряда между КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» и <данные изъяты> от 28 марта 2006 года (п. 3.1.1.) именно КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» имело обязанность осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика). Однако КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» не реализовало надлежащим образом указанное полномочие. Указанное полномочие заказчик-застройщик осуществлял от имени инвесторов, то есть публичных образований, решавших вопросы местного значения.
В силу положений статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения уровня сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со статьей 15 вышеуказанного федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Нарушение водоснабжения поселения питьевой водой влечет нарушение условий жизнедеятельности людей. В связи с чем, осуществление мероприятий по обеспечению населения бесперебойным водоснабжением питьевой водой является осуществлением также и вопросов местного значения уровня муниципальных районов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с соглашением от 09 февраля 2007 года о реализации мер по обеспечению бесперебойной работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования жизнеобеспечения населения, а также ликвидацию их последствий, соглашением №СЗ от 13 февраля 2008 года, заключенными между Министерством ЖКХ Хабаровского края, КГУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края», Администрацией Хабаровского муниципального района, отделом формирования и исполнения муниципального заказа Хабаровского района предметом соглашений являлись выполнение мероприятий по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту коммунальных объектов Хабаровского муниципального района в целях осуществления мероприятий по обеспечению бесперебойной работы объектов ЖКХ, предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, а также ликвидацию их последствий.
Таким образом, прокладка водопровода осуществлялась в целях решения вопросов местного значения Хабаровского муниципального района и Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района. Указанные публичные образования также обязаны восстановить нарушенные права собственника, которые были допущены при решении вопросов местного значения.
Следует отметить, что обязанности указанных выше лиц вытекают из различных положений закона, в связи с чем не являются солидарными. По этой причине суд возлагает обязанность по восстановлению нарушенных прав истца на всех привлеченных ответчиков.
Возможное наличие обязанностей (не являющихся солидарными) и иных публичных образований, иных субъектов по соблюдению прав истца не влечет отказ в удовлетворении исковых требований к ответчикам, с иском к которым обращается истец.
В силу положений статей 88, 98, 100 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы:
- расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей (в разумных пределах, с учетом фактической сложности дела, участия в рассмотрении дела судом),
- расходы на уплату государственной пошлины в сумме 200 рублей,
- расходы на нотариальное удостоверение доверенности в сумме 1500 рублей,
- расходы на копирование документов в сумме 50 рублей,
- расходы на подготовку заключения специалиста и топографическую съемку земельного участка в сумме 10 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусевой С.М. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района, администрацию Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, краевое государственное учреждение «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» за их счет привести земельный участок Гусевой С.М.№ 27:17:02:14:21:06), расположенный в районе <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 22 068 кв.м. в первоначальный вид, а именно ликвидировать послеусадочные явления с последующим нанесением плодородного слоя почвы в срок до 01 сентября 2011 года.
Взыскать с администрации Хабаровского муниципального района, администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, краевого государственного учреждения «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» в пользу Гусевой С.М. в равных долях судебные расходы по делу:
- расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей,
- расходы на уплату государственной пошлины в сумме 200 рублей,
- расходы на нотариальное удостоверение доверенности в сумме 1500 рублей,
- расходы на копирование документов в сумме 50 рублей,
- расходы на подготовку заключения специалиста и топографическую съемку земельного участка в сумме 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Гусевой С.М. к администрации Хабаровского муниципального района, администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, краевому государственному учреждению «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Хальчицкий
Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2011 года.