о понуждении к совершению определенных действий, взыскании морального вреда



Дело № 2-60/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 19 мая 2011 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Хальчицкого А.С.,

при секретаре Дунаевой А.Г.,

с участием:

- истца Новичихина А.В.,

- представителя истца Новичихина А.В. Слепченко А.Ю.,

- представителя ответчика войсковой части 70822 Панасенко В.В.,

- представителя ответчика Правительства Хабаровского края Апёнышева М.Е.

- представителя ответчика Администрации г. Хабаровска Шабатова Д.В.,

- представителя ответчика Министерства строительства Хабаровского края Бартошук Л.А.,

- представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Писарева Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новичихина А.В. к войсковой части 70822, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Правительству Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании права на получение в собственность жилого помещения - однокомнатной квартиры по избранному месту жительства в городе Хабаровске, возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение - однокомнатную квартиру по избранному постоянному месту жительства в г. Хабаровске, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям.

УСТАНОВИЛ:

Новичихин А.В. обратился в суд с иском к войсковой части 70822 о признании ответа командира войсковой части 70822 в части лишения Новичихина А.В. права на информацию о нахождении в списке очередников на отселение неправомерным, возложении обязанности на командира войсковой части 70822 предоставить список очередников на отселение из военного городка согласно последнему решению жилищной комиссии войсковой части 70822, признании неправомерными действий командира войсковой части 70822 в части отказа в предоставлении однокомнатной квартиры, возложении обязанности в ближайшие сроки предоставить полагающуюся по закону однокомнатную квартиру, взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Свои исковые требования Новичихин А.В. мотивировал следующим.

В 2002 году подполковник Новичихин А.В. уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в запас со всеми льготами военнослужащего, что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа на увольнение.

При этом Новичихин А.В. был уволен без предоставления ему и его семье жилой площади вне военного городка.

В 2004 году Новичихин А.В. вынужден был подать заявление командиру войсковой части 70822 о постановке его в общую очередь на отселение из военного городка войсковой части 70822 в однокомнатную, благоустроенную квартиру.

27 марта 2008 года Новичихин А.В. получил извещение от командира войсковой части 70822, которое прикладывает к иску, о подготовке и предоставлении в жилищную комиссию войсковой части 70822 необходимых документов для решения вопроса по существу - о выделении Новичихину А.В. однокомнатной квартиры. Все вышеуказанные документы Новичихин А.В. подготовил и представил в жилищную комиссию войсковой части 70822.

В декабре 2009 года председатель жилищной комиссии войсковой части 70822 Соседов С.О. устно предложил Новичихину А.В. получить двухкомнатную квартиру на Новичихина А.В. и его бывшую жену, с которой брак расторгнут. Новичихин А.В. и Новичихина Т.В. в браке не состояли, вели раздельное хозяйство, решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 06 мая 2005 года договор найма жилого помещения - <адрес> в <адрес> изменен.

За Новичихиным А.В. закреплена комната жилой площадью 19,5 кв.м., за Новичихиной Т.В. и Новичихиной Э.А. закреплена комната жилой площадью 16,8 кв.м. в вышеуказанной квартире.

Решение суда вступило в законную силу.

Учитывая изменение договора найма, раздельную оплату за жилье Новичихиным А.В. и Новичихиной Т.В. с Новичихиной Э.А., Новичихин А.В. отказался получать двухкомнатную квартиру. Тогда <данные изъяты>. сказал Новичихину А.В., что он останется жить в старой коммунальной квартире в закрытом военном городке. В сентябре 2010 года Новичихину А.В. было заявлено в устной форме секретарем жилищной комиссии войсковой части 70822 <данные изъяты> что в отношении Новичихина А.В. пришло решение об отказе в предоставлении ему согласно очереди однокомнатной квартиры. Наряду с этим в порядке очередности другим гражданам закрытого военного городка в этот период было предоставлено около 50 квартир для осмотра и принятия окончательного решения.

Новичихин А.В. неоднократно устно и письменно обращался к командиру и председателю жилищной комиссии войсковой части 70822, но ответа на свои обращения не получил.

Из ответов командира войсковой части 70822 возможно установить только, что он лишает Новичихина А.В. права на информацию об очереди в списке на отселение из военного городка.

В официальных ответах командира войсковой части 70822 не сказано об отказе в предоставлении положенной однокомнатной квартиры и причинах этого отказа, не указаны сроки возврата сданных ранее документов на предоставление жилья, не указаны сроки решения жилищного вопроса.

Взыскание компенсации морального вреда обосновывал тем, что из-за нарушения его прав как военнослужащего запаса, ущемления его конституционных прав снизился гражданский статус Новичихина А.В., распался брак.

В ходе рассмотрения дела в суде истец Новичихин А.В. неоднократно уточнял основание своих исковых требований, их предмет (л/д 89).

Так в судебном заседании 19 мая 2011 года Новичихин А.В. окончательно сформировал свои исковые требования, указав следующее.

В соответствии с абзацем 8 пункта 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в ред. от 21.04.2011г.) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Подпункт «а», пункта 6 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утвержденных Постановлением Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» от 6 сентября 1998 г. № 1054 (в ред. 14.11.2007г.) устанавливает, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе, граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках (п.п. «г», п. 7 вышеуказанных правил), проживание в общежитиях и на служебной жилой площади (п.п. «ж» п. 7 вышеуказанных правил).

При указанных выше нормах материального права, Новичихин А.В. считает, что в настоящий момент он является гражданином нуждающимся в получении жилого помещения, поскольку был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и проживает в настоящий момент в одной комнате коммунальной квартиры на территории закрытого военного городка, его положение соответствует всем требованиям вышеуказанных правил.

Согласно преамбуле и ст. 1 Закона Хабаровского края «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» от 13.10.2005г. № 304 (в ред. 25.04.2011г.) специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края, а также его полномочия определяются Губернатором края.

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 06 мая 2006 г. № 69-пр "Об утверждении положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" (в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 03.02.2007 № 16-пр, от 04.02.2008 № 45-пр, от 17.06.2008 № 146-пр, от 03.10.2008 № 234-пр, от 06.08.2009 № 240-пр) Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края осуществляет управление и распоряжение государственным жилищным фондом края.

То обстоятельство, что представитель войсковой части 70822 полностью отрицает действия со стороны Новичихина А.В., направленные на получение жилья, а так же подачу им документов и заявления с целью постановки его в очередь на получение жилья, не может умалять его права на получение жилья, поскольку из представленных суду материалов дела, а так же аудиозаписей сделанных на приеме у специалиста жилищной комиссии следует, что Новичихиным А.В. такие действия предпринимались. Новичихина А.В. долгое время вводили в заблуждение должностные лица войсковой части 70822 относительно требований к порядку и очереди на отселение из закрытого военного городка, что неоднократно приводило в тупик и невозможности разрешения жилищного вопроса Новичихина А.В., вместе с тем и к нарушению его права на жилище, закрепленного в положении ст. 40 Конституции РФ.

Учитывая изложенное, Новичихин А.В. требует признать за ним право на получение в собственность жилого помещения - однокомнатной квартиры по избранному месту жительства в городе Хабаровске, возложить обязанность предоставить в собственность жилое помещение - однокомнатную квартиру по избранному постоянному месту жительства в г. Хабаровске, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям.

Уточнение исковых требований принято судом к производству, все ответчики уведомлены об уточнении исковых требований.

В ходе рассмотрения дела в суде в качестве ответчиков с согласия истица и его представителя были привлечены Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Правительство Хабаровского края, Администрация г. Хабаровска, Министерство строительства Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

В судебном заседании истец Новичихин А.В. на своих исковых требованиях с учетом уточнения настаивал, просил также взыскать в его пользу судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в сумме 15 000 рублей. Представитель истца Новичихина А.В. Слепченко А.Ю. в судебном заседании исковые требования Новичихина А.В. поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика войсковой части 70822 Панасенко В.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил следующее. Все представленные Новичихиным А.В. доказательства не подтверждают факт обращения его в войсковую часть 70822 с заявлением и приложением всех необходимых документов, свидетельствующих о желании Новичихина А.В. быть обеспеченным жильем по линии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, о получении государственного жилищного сертификата.

Когда Новичихин А.В. обращался в жилищную комиссию войсковой части 70822, он предоставлял только документы, подтверждающие факт необеспечения его жильем в целях статистического учета, поскольку Федеральная служба безопасности России планировала в бюджете необходимые денежные средства. Новичихину А.В. неоднократно предлагалось представить соответствующие документы и обратиться с соответствующим заявлением, однако от Новичихина А.В. никаких действий не последовало.

Таким образом, у войсковой части 70822, Федеральной службы безопасности России отсутствуют основания для предоставления Новичихину А.В. жилья.

Вместе с тем Войсковая часть 70822 подтверждает факт увольнения Новичихина А.В. с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих»). Новичихин А.В. имеет выслугу лет 25 лет 05 месяцев 29 дней (календарную) на момент исключения из списков личного состава войсковой части.

Таким образом, Новичихин А.В. имеет право на его обеспечение жильем по избранному месту жительства.

05 апреля 2002 года Новичихин А.В. обратился с рапортом в войсковую часть 70822 о том, чтобы Новичихина А.В. поставили на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства в г. Хабаровске после увольнения с военной службы. Новичихин А.В. представил необходимые документы. Документы были пересланы в военный комиссариат. Отказа Новичихину А.В. в постановке его на учет не последовало, как не последовало и ответа. В связи с указанным обстоятельством Новичихин А.В. подлежал постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем по избранному месту жительства в Администрации г. Хабаровска еще до 1 марта 2005 года. Таким образом, в настоящее время с учетом статьи 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» Новичихин А.В. подлежит обеспечению жилым помещением органами исполнительной власти Хабаровского края.

Ответчик Федеральная служба безопасности Российской Федерации извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представителя в судебное заседание не направила, о причинах ненаправления представителя не сообщила, свою позицию по делу не высказала, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в силу положений ч. 3 статьи 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Правительства Хабаровского края Апёнышев М.Е. в судебном заседании исковые требования Новичихина А.В. не признал по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» п.п. 2.1 п.2 ст. 15 обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Статьей 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению данной категории граждан.

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации. Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Правительством края подготовлен проект закона Хабаровского края «О внесении изменений в Закон Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» в части обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года.

В ст. 1 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» закреплено, что специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края, а также его полномочия определяются Губернатором края.

Постановлением Губернатора края от 25.04.2006 № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» министерство жилищно-коммунального хозяйства определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено соответствующими полномочиями.

Таким образом, Правительство Хабаровского края, в рамках заявленных требований, по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком.

Также полагает, что обеспечиваться жилым помещением Новичихин А.В. должен за счет средств федерального бюджета.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Писарева Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатнона основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения,предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях,и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы.

Во исполнение Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Правительством края подготовлен проект закона Хабаровского края «О внесении изменений в Закон Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» в части обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 01 января 2005года.

В настоящее время приняты изменения в Закон Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», данные изменения готовятся к официальному опубликованию и вступят в законную силу через 10 дней с момента опубликования.

Министерством строительства Хабаровского края по состоянию на 09.02.2011 года проведена сверка численности граждан уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления Хабаровского края до 1 января 2005 года. В Министерство переданы 270 копий учетных дел граждан из числа военнослужащих. Согласно спискам граждан из числа военнослужащих по Хабаровскому краю, предоставленным министерством строительства Хабаровского края - Новичихин А.В., как уволенный с военной службы, вставшим на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления Хабаровского края до 01 января 2005 года, не значится.

Следовательно, обязанность по обеспечению заявителя жилым помещением, возложена на Министерство обороны Российской Федерации, иные федеральные органы, в которых предусмотрена военная служба.

Полагает, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, просит учесть, что фактически Новичихин А.В. не подтвердил свое основание увольнения, так как в материалах дела на листе 33 имеется удостоверение, подтверждающее, что Новичихин А.В. был уволен по ч. 3 статьи 48 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». Данное основание увольнения не дает право на льготы при обеспечении жильем.

Удостоверение на право пользования льготами от ДД.ММ.ГГГГ №, имеющееся в деле на листе № 9, не скреплено печатью, в связи с чем недействительно.

Как следует из самого заявления, Новичихин А.В. обращается в суд не с иском, а с заявлением об оспаривании действий. В настоящем случае имеется де спор о праве. Таким образом, заявление Новичихина А.В. подлежит оставлению без рассмотрения. Спор о праве имеется не с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Представитель ответчика Министерства строительства Хабаровского края Бартошук Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала по следующим основаниям.

Министерство строительства Хабаровского края является уполномоченным органом Хабаровского края только в рамках выполнения обязательств, возложенных на субъекты Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», по которому никакие жилые помещения не предоставляются, а выдаются государственные жилищные сертификаты.

Пунктом 2 Постановления установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.

Пунктом 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, обязанность по выдаче сертификатов по подпункту «б» пункта 5 Правил закреплена за федеральными органами исполнительной власти, которым Министерство строительства Хабаровского края не является в силу закона.

Кроме того, просит также учесть, что фактически Новичихин А.В. не подтвердил свое основание увольнения, так как в материалах дела на листе 33 имеется удостоверение, подтверждающее, что Новичихин А.В. был уволен по ч. 3 статьи 48 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». Данное основание увольнения не дает право на льготы при обеспечении жильем.

Удостоверение на право пользования льготами от ДД.ММ.ГГГГ №, имеющееся в деле на листе № 9, не скреплено печатью, в связи с чем недействительно.

Как следует из самого заявления, Новичихин А.В. обращается в суд не с иском, а с заявлением об оспаривании действий. В настоящем случае имеется де спор о праве. Таким образом, заявление Новичихина А.В. подлежит оставлению без рассмотрения. Спор о праве имеется не с Министерством строительства Хабаровского края. По мнению Министерства строительства Хабаровского края Новичихин А.В. к указанному министерству вообще не имеет никаких исковых требований.

Представитель администрации г. Хабаровска Шабатов Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал по тем основаниям, что обеспечение Новичихина А.В. как военнослужащего жильем не является вопросом местного значения. Документы, подтверждающие необходимость постановки Новичихина А.В. на очередь в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства в г. Хабаровске, в администрацию г. Хабаровска не передавались. Новичихин А.В. никогда не ставился на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации г. Хабаровска.

Выслушав пояснения истца Новичихина А.В. и его представителя Слепченко А.Ю., представителя ответчика войсковой части 70822 Панасенко В.В., представителя ответчика Правительства Хабаровского края Апёнышева М.Е., представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Писаревой Т.В., представителя ответчика Министерства строительства Хабаровского края Бартошук Л.А., представителя ответчика Администрации г. Хабаровска Шабатова Д.В., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Новичихин А.В. приказом командира войсковой части 71330 №-ЛС от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы был уволен с военной службы из войсковой части 70822 по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих»). Выслуга лет Новичихина А.В. составила по состоянию на 01 февраля 2002 года в календарном исчислении 25 лет 03 месяца 24 дня.

Приказом командира войсковой части 70822 от ДД.ММ.ГГГГ № Новичихин А.В. исключен из списков личного состава войсковой части 70822 с 06 апреля 2002 года в связи с его увольнением с военной службы в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих»). Выслуга лет Новичихина А.В. составила по состоянию на момент исключения из списков личного состава войсковой части в календарном исчислении 25 лет 05 месяцев 29 дней.

Новичихину А.В. выдано ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью 71330 № удостоверение, подтверждающее его право пользования льготами и основание увольнения подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих».

Также в материалах дела имеется военный билет Новичихина А.В., подтверждающий его выслугу лет.

Отсутствие печати войсковой части на удостоверении Новичихина А.В. на право пользования льготами, не лишает Новичихина А.В. такого права, так как само по себе право на льготы возникает исходя из самого факта прохождения военной службы и основания увольнения, которые подтверждены совокупностью доказательств по делу.

Кроме того, основание увольнения подтверждается ответчиком войсковой частью 70822, материалами проверки военной прокуратуры Хабаровского гарнизона.

За день до исключения из списков личного состава войсковой части 70822 (ДД.ММ.ГГГГ) Новичихин А.В. подал в войсковую часть 70822 рапорт (входящий номер 445) в котором указал, что в связи с увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы) просит ходатайства перед главой администрации г. Хабаровска (по избранному после увольнения постоянному месту жительства) поставить Новичихина А.В. и членов его семьи на очередь в органе местного самоуправления на получение жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года.

К рапорту Новичихина А.В. были приложены необходимые документы.

Факт обращения Новичихина А.В. с рапортом к командиру войсковой части 70822 также подтверждается материалами прокурорской проверки, проведенной военным прокурором Хабаровского гарнизона.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей на момент исключения Новичихина А.В. из списков личного состава войсковой части 70822, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) жилищный договор. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения жилищного договора определяются Правительством Российской Федерации.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также средства, выделяемые для этих целей Правительством Российской Федерации и органами военного управления, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих и членов их семей.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих».

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.

Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.

На момент исключения из списков личного состава войсковой части 70822 Новичихин А.В. имел выслугу лет, и основание увольнения с военной службы, дающие ему право встать на очередь в качестве нуждающихся в предоставлении жилья в органах местного самоуправления по избранному месту жительства.

При этом по состоянию на 05 апреля 2002 года Новичихин А.В. проживал в <адрес>.

Новичихин А.В. проживает в указанном жилом помещении и в настоящее время.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 06 мая 2005 года договор найма жилого помещения - <адрес> в <адрес> изменен.

За Новичихиным А.В. закреплена комната жилой площадью 19,5 кв.м., за Новичихиной Т.В. и Новичихиной Э.А. закреплена комната жилой площадью 16,8 кв.м. в вышеуказанной квартире.

Решение суда вступило в законную силу.

Брак между Новичихиным А.В. и Новичихиной Т.В. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 752-р «О перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности» военный городок <адрес> войсковой части 70822 является закрытым военным городком №.

Как видно из материалов дела Новичихин А.В. и члены его семьи не имел в собственности какого-либо жилья по состоянию на 05 апреля 2002 года.

В соответствии с положениями Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 168 от 19 марта 2002 года, действовавшего на момент исключения Новичихина А.В. из списков личного состава войсковой части 70822, право на получение сертификата имеют следующие категории граждан Российской Федерации, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:

а) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения с военной службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на военной службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;

Основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом Постановления Правительства РФ Российской Федерации № 168 от 19 марта 2002 года являлись:

а) отсутствие жилого помещения для постоянного проживания;

б) проживание в общежитии или на служебной жилой площади при отсутствии другой жилой площади для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади для постоянного проживания.

В силу пунктов 6, 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 06 сентября 1998 года, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.

Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;

и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Таким образом, Новичихин А.В. имел право на предоставление ему жилья по избранному месту жительства в г. Хабаровске после увольнения с военной службы в запас, реализуя указанное право Новичихин А.В. обратился с соответствующим рапортом к командиру войсковой части.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2007 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан»:

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 года № 275-О и от 30 сентября 2004 года № 428-О).

Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, устанавливалось, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 15), при этом те из них, кто имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования (пункт 14 статьи 15).

Из приведенных законоположений следует, что до 1 января 2005 года законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формой - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. При этом в соответствии с пунктом 14 той же статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Тем самым с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета.

Законодатель в силу имеющейся у него дискреции вправе менять ранее установленные им источники и формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы. Такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции Российской Федерации, если ими обеспечивается сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты этих граждан, а также реализуется принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Следовательно, законодатель был вправе освободить органы местного самоуправления с 1 января 2005 года от обязанности предоставлять в трехмесячный срок жилье из муниципального фонда по договору социального найма гражданам, уволенным с военной службы, и - исходя из того, что государство не может произвольно отказываться от выполнения своих публично-правовых обязательств, - возложить обязанность по их обеспечению жильем за счет федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В то же время при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, законодателю надлежало иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Вводя новое правовое регулирование, законодатель должен был исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т.е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 года № 13-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 3 июня 2004 года № 11-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 27 июня 2005 года № 231-О и от 1 декабря 2005 года № 428-О).

Таким образом, положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), вводящие для граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильем по сравнению с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Следует отметить, что состав семьи лица, уволенного с военной службы, при реализации его права на обеспечение жильем, определяется жилищным законодательством.

С учетом изложенного, в связи с изменением состава семьи Новичихина А.В. он имел и имеет право (после изменения договора найма) на обеспечение его жилым помещением непосредственно на него одного. Изменение состава семьи после постановки на очередь в качестве нуждающегося, не меняет очередь Новичихина А.В. среди нуждающихся в предоставлении жилья, поскольку фактором нуждаемости Новичихина А.В. являлось проживание в закрытом военном городке. В закрытом военном городке Новичихин А.В. проживает и в настоящее время.

Как видно из материалов дела, рапорт Новичихина А.В. на обеспечение его жильем был получен войсковой частью. В материалах дела имеется письмо военного комиссариата, подтверждающее дальнейшее движение рапорта Новичихина А.В.

Вместе с тем, окончательное решение по рапорту Новичихина А.В. не принималось, в предоставлении жилья ему не отказывалось, его документы не возвращались. Новичихин А.В. имел право на обеспечение его жильем в связи с увольнением с военной службы, встать на учет в органах местного самоуправления, которое он реализовал до 1 марта 2005 года.

В соответствии с положениями части 2.1. статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» в действующей в настоящее время редакции обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно (то есть непосредственной передачи жилого помещения в собственность);

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 вышеуказанного Федерального закона.

При предоставлении в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1. статьи 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 вышеуказанного Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", жилыми помещениями:

1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с вышеуказанным федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что отсутствие разработанного порядка предоставления жилых помещений в собственность граждан, не является препятствием в реализации права на обеспечение жильем, гарантированного Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

На указанное обстоятельство неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, в частности в определении от 06 июля 2010 года по делу № 25-В10-4.

В своем отзыве на исковое заявление Министерство строительства Хабаровского края указывает, что является уполномоченным органом Хабаровского края в рамках выполнения обязательств, возложенных на субъекты Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы.

Вместе с тем, в силу положений раздела «Цель и задачи подпрограммы» подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, реализация подпрограммы осуществляется в 2011 - 2015 годах.

Гражданами - участниками подпрограммы являются:

граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).

Статья 28.3. Закона Хабаровского края № 304 от 13 октября 2005 года «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» в редакции Закона Хабаровского края от 27 апреля 2011 года № 85 устанавливает, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по их письменному заявлению в уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края путем предоставления в собственность бесплатно жилого помещения, размер которого определяется в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Жилые помещения, находящиеся в краевой государственной собственности, предоставляются военнослужащим, нуждающимся в жилых помещениях, в собственность бесплатно на основании распорядительного акта уполномоченного Правительством края органа исполнительной власти края по управлению и распоряжению краевой государственной собственностью.

Жилое помещение, предоставляемое в собственность, оформляется в общую собственность всех членов семьи граждан, указанных в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".

Порядок предоставления жилого помещения в собственность в части, не урегулированной статьей 28.3. Закона Хабаровского края № 304 от 13 октября 2005 года «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», определяется Правительством края.

Определяя Министерство строительства Хабаровского края как уполномоченный орган, обязанный предоставить Новичихину А.В. жилое помещение в собственность, суд исходит из следующего.

Решение о предоставлении Новичихину А.В. построенного, существующего жилого помещения в собственность из государственного жилищного фонда Хабаровского края в настоящий момент не принято.

Министерство строительства Хабаровского края является специально уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края в рамках выполнения обязательств, возложенных на субъекты Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «жилище» на 2011-2015 годы, что не отрицает в своем отзыве на исковое заявление.

Более того, в соответствии с положением о министерстве строительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края № 126-пр от 10 апреля 2009 года, именно Министерство строительства Хабаровского края является уполномоченным органом Хабаровского края в области строительной и жилищной политики, рзрабатывает и обеспечивает реализацию мероприятий Правительства края по увеличению объемов жилищного строительства, снижению его себестоимости и обеспечению доступности приобретения жилья для населения.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края компетентно предоставлять жилые помещения гражданам в социальный наем, Новичихин А.В. просит предоставить жилое помещение в собственность, реализуя свое право на выбор.

Истцом не представлено надлежащих, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих постановку на учет и реализацию своего права на отселение из закрытого военного городка после 1 марта 2005 года по линии органов, в которых предусмотрена военная служба.

В настоящее время Новичихин А.В. не имеет жилья в собственности. Также в материалах дела имеются доказательства, что Новичихин А.В. не получал субсидий и ссуд на строительство жилья.

В силу положений статей 88, 94, 98, 100 ГПК РФ надлежит взыскать с Министерства строительства <адрес> в пользу Новичихина А.В. судебные расходы по делу в разумных пределах в виде оплаты услуг представителя в сумме 8 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Новичихина А.В. к Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение в собственность жилого помещения - однокомнатной квартиры по избранному месту жительства в городе Хабаровске, возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение - однокомнатную квартиру по избранному постоянному месту жительства в г. Хабаровске, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям удовлетворить.

Признать за Новичихиным А.В. право на получение в собственность бесплатно жилого помещения, предоставляемого по норме жилой площади, предусмотренной статьей 15.1 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» на состав семьи из одного человека, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по избранному месту жительства в городе Хабаровске в порядке очередности с учетом даты подачи рапорта об обеспечении жильем 05 апреля 2002 года.

Возложить обязанность на Министерство строительства Хабаровского края предоставить за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, Новичихину А.В. в собственность бесплатно жилое помещение по норме жилой площади, предусмотренной статьей 15.1 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» на состав семьи из одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по избранному месту жительства в городе Хабаровске в порядке очередности с учетом даты подачи рапорта об обеспечении жильем 05 апреля 2002 года.

Взыскать с Министерства строительства Хабаровского края в пользу Новичихина А.В. судебные расходы по делу в виде оплаты услуг представителя в сумме 8 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Новичихина А.В. к войсковой части 70822, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Правительству Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Хальчицкий

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2011 года