Дело № 2-878/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Хабаровск 25 мая 2011 года Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе: единолично судьи Хальчицкого А.С., при секретаре Дунаевой А.Г., с участием: - представителя истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора - старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Бондаревой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района о возложении обязанности принять меры к сбору и вывозу несанкционированной свалки бытовых отходов, УСТАНОВИЛ: Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района о возложении обязанности принять меры к сбору и вывозу несанкционированной свалки бытовых отходов. Свои исковые требования мотивировал следующим. В ходе проведенной проверки в период с 19 марта по 25 марта 2011 года о соблюдении законодательства об отходах производства и потребления, в деятельности администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района выявлены нарушения в части непринятия мер к своевременной организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Статьей 7 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Так пунктом 1 данной статьи к вопросам местного значения сельских поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Кроме этого, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на администрации поселений возложена ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». При этом в силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления, то есть бытовыми отходами, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края указанные требования закона не соблюдаются. Так, на участке местности, расположенном на обочине дороги, ведущей к садовому товариществу <данные изъяты> примерно в 50 метрах от дороги, ведущей от <адрес> в сторону <адрес>, на территории сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов. Территория указанной свалки ограждения не имеет, доступ к свалке свободный. Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Таким образом, непринятие мер администрацией сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края к сбору и вывозу бытовых отходов на указанной территории нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также санитарно-эпидемиологическую обстановку. В связи с указанным, непринятие мер администрацией сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края к сбору и вывозу обнаруженной несанкционированной свалки бытовых отходов необходимо признать незаконным и обязать устранить нарушения действующего законодательства. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Сторонами рассматриваемого спора являются неопределенный круг лиц и администрация сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Исходя из субъективного состава участников и существа возникшего правоотношения, данный спор относится к подведомственности суда общей юрисдикции. В судебном заседании представитель истца Хабаровского природоохранного прокурора старший помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Бондарева С.С. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Срок для выполнения ответчиком своей обязанности прокурор просил определить на усмотрение суда. Представитель ответчика администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района в судебное заседание не явился. Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представитель ответчика администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Кошкарова Л.М. в ходе подготовки дела к судебному разбирательству не возражала против удовлетворения требований истца. Пояснила, что администрацией сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района был обследован участок местности, расположенный на обочине дороги, ведущей к садоводческому товариществу <данные изъяты> примерно в 50 метрах от дороги, ведущей от <адрес> в сторону <адрес>. Обнаружена стихийно образованная несанкционированная свалка бытовых отходов на территории сельского поселения «Село Ильинка». Источник загрязнения местности выявить не представляется возможным. Администрация сельского поселения принимает меры к сбору и вывозу несанкционированной свалки бытовых отходов в ближайшее время. Просила рассмотреть дело в судебном заседании в день подготовки дела к судебному разбирательству. Выслушав пояснения представителя истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора - старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Бондаревой С.С., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что на участке местности, расположенном на обочине дороги, ведущей к садовому товариществу <данные изъяты> примерно в 50 метрах от дороги, ведущей от <адрес> в сторону <адрес>, на территории сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, находится несанкционированная свалка бытовых отходов. Территория указанной свалки ограждения не имеет, доступ к свалке свободный. В соответствии со ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Таким образом, непринятие мер администрацией сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края к сбору и вывозу бытовых отходов на указанной территории нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также санитарно-эпидемиологическую обстановку. Ответчиком суду не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении санитарного законодательства. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы- нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (статья 2 вышеуказанного закона). В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Суд полагает разумным срок для принятия мер к сбору и вывозу несанкционированной свалки бытовых отходов - 01 июля 2011 года. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушениеприобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района о возложении обязанности принять меры к сбору и вывозу несанкционированной свалки бытовых отходов удовлетворить. Возложить на администрацию сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района обязанность принять меры к сбору и вывозу несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся на обочине дороги, ведущей к садовому товариществу «Заря», примерно в 50 метрах от дороги, ведущей от <адрес> в сторону <адрес>, на территории сельского поселения «Село Ильинка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края в срок до 01 июля 2011 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.С.Хальчицкий Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2011 года