Дело № 2-546/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Хабаровск 20 июня 2011 г. Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе: единолично судьи Хальчицкого А.С., при секретаре Дунаевой А.Г., с участием: - истца Кубышкина А.Б., - представителей ответчика государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Саливон К.А., Денеко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кубышкина А.Б. к государственному учреждению «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным и подлежащим отмене решения жилищной комиссии государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 23 ноября 2010 года об отказе в постановке Кубышкина А.Б. в очередь на получение жилого помещения, признании за Кубышкиным А.Б. права на включение в очередь на получение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Кубышкин А.Б. обратился в суд с заявлением к государственному учреждению «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным и подлежащим отмене решения жилищной комиссии государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 23 ноября 2010 года об отказе в постановке Кубышкина А.Б. в очередь на получение жилого помещения, признании за Кубышкиным А.Б. права на включение в очередь на получение жилого помещения. Свои заявленные требования Кубышкин А.Б. мотивировал следующим. Приказом №-К от 15 февраля 2010 года по государственному учреждению «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ДВРПСО МЧС России) Кубышкин А.Б. принят на работу на должность спасателя. 15 февраля 2010 года Кубышкин А.Б. заключил трудовой договор с ДВРПСО МЧС России. 20 сентября 2010 года Кубышкин А.Б. направил в жилищную комиссию Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России заявление о постановке его в очередь на получение служебного жилого помещения. 23 ноября 2010 года решением жилищной комиссии Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России Кубышкину А.Б. отказано в постановке в очередь на получение служебного жилья. Мотивы отказа изложены в протоколе жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России от 23 ноября 2010 года. Кубышкину А.Б. отказано в постановке в очередь в связи с совершением им, по мнению членов жилищной комиссии, действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий с целью включения в очередь на получение служебного жилья. Действиями по ухудшению жилищных условий жилищная комиссия посчитала оформление 26 августа 2010 года отчуждения Кубышкиным А.Б. по договору дарения в пользу <данные изъяты> принадлежащей ему 1/3 доли в собственности на жилой дом (12.2 кв.м.), находящийся в <адрес>. С вышеуказанным решением жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России Кубышкин А.Б. не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. На день подачи заявления в жилищную комиссию - 20 сентября 2010 года и на день оформления договора дарения 1/3 доли в праве собственности на жилой дом <данные изъяты> (26 августа 2010 года) в жилом доме в <адрес> на площади 36,8 кв.м. были зарегистрированы и проживали 8 человек - лица разного пола. Из них трое малолетних детей 13, 12 лет, а также грудной ребенок. То есть на проживающих в доме людей приходилось по 4 кв. м. жилой площади на человека. Передав 1/3 долю в праве общей собственности на дом Кубышкин А.Б. остался зарегистрированным в том же жилом доме - в <адрес> С изменением собственника 1/3 доли с Кубышкина А.Б. на <данные изъяты> реальное положение Кубышкина А.Б. относительно нуждаемости в жилье не улучшилось. Оно осталось прежним - 4 кв.м. общей жилой площади. Передача <данные изъяты> 1/3 доли в праве общей собственности на дом была вызвана не намеренным ухудшением жилищных условий с целью постановки в очередь на получение служебного жилья, а причинами личного характера. Исходя из положений ч. 1 ст. 246 ГПК РФ следует, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 ГПК РФ и другими федеральными законами. Следовательно, к делам, возникающим из публичных правоотношений, правила искового производства применяются, если не установлено иное. Данное положение распространяется и на правила оформления заявления и его подачи. Так, из положений ч. 5 ст. 251 ГПК РФ следует, что заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 данного Кодекса, которая устанавливает форму и содержание искового заявления, а также содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. Поэтому если, несмотря на неправильно избранную форму обращения в суд, соблюдены все иные требования, установленные гражданским процессуальным законодательством для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, то судья должен принять данное заявление к своему производству и рассмотреть дело по существу в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ (указанное подтверждается обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года (БВС РФ № 11. 2007)). Действительно и обратное правило. Кубышкиным А.Б. соблюдены все требования для обращения в суд по правилам искового производства. В силу статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе в порядке рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. ДВРПСО МЧС России является государственным учреждением в соответствии с учредительными документами, не являясь органом государственной власти. В связи с указанными обстоятельствами судом вынесено мотивированное определение о рассмотрении дела в порядке искового производства. В судебном заседании истец Кубышкин А.Б. на своих исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил следующее. В настоящий момент у него родился ребенок - Кубышкин С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Таким образом, его нуждаемость в жилом помещении не уменьшилась, а наоборот увеличилась. Прав на жилье по месту нахождения ДВРПСО МЧС России в <адрес> Кубышкин А.Б. не имеет. В соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке. Условия предоставления жилых помещений спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований организаций определяются трудовым договором (контрактом). Каких-либо особых условий обеспечения жильем Кубышкина А.Б. трудовым договором не предусмотрено. Представители ответчика государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Саливон К. А., Денеко С. В. в судебном заседании исковые требования не признали по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) категории работников (служащих), которым должно предоставляться служебное жилье, определяются нормативными актами органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующий жилой фонд. Однако ЖК РФ и другие нормативные правовые акты не предусматривают обязанности всех государственных и муниципальных организаций обеспечить служебным жилым помещением всех нуждающихся работников. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность работодателя ДВРПСО МЧС России обеспечивать спасателей служебным жильем. Такая обязанность не закреплена ни в трудовом договоре с Кубышкиным А.Б. ни в коллективном трудовом договоре. Таким образом, предоставление служебного жилья - это право, а не обязанность работодателя. Однако в ДВРПСО МЧС России создана и действует жилищная комиссия, которая в соответствии с пп. 3.1. и 3.3. положения «О жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России» осуществляет рассмотрение, прием заявлений сотрудников отряда о предоставлении служебного жилья, а также ведет их учет и очередность. ДВРПСО МЧС России при принятии решения о предоставлении служебных жилых помещений руководствуется требованиями ЖК РФ. ДВРПСО МЧС России предоставляет служебные жилые помещения по мере возможности, в случае наличия таких квартир, лицам, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, то есть лицам вообще не обеспеченным жилыми помещениями. В соответствии с ч. 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. ДВРПСО МЧС России находится на территории Хабаровского муниципального района в <адрес>. Но все спасателя отряда проживают за пределами <адрес>. У ДВРПСО МЧС России нет возможности предоставлять служебные жилые помещения нуждающимся спасателям в <адрес>. Служебные жилые помещения при их наличии у ДВРПСО МЧС России предоставляются спасателям в <адрес>. Кубышкин А.Б. является спасателем ДВРПСО МЧС России и назначен на должность приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ. 20 сентября 2010 года Кубышкин А.Б. подал в жилищную комиссию ДВРПСО МЧС России заявление и все необходимые документы для включения его в очередь на получение служебного жилья. Кубышкин А.Б. зарегистрирован по месту жительства и проживает в <адрес> собственниками которого являются <данные изъяты> (1/3 доли), <данные изъяты> (1/3 доли), <данные изъяты>. (1/3 доли). 05 августа 2010 года Кубышкин А.Б. заключил договор дарения с <данные изъяты> согласно которому Кубышкин А.Б. безвозмездно передал принадлежащую ему на праве общей долевой собственности 1/3 доли жилого дома в <адрес> <данные изъяты> То есть Кубышкин А.Б. намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив свою долю жилого дома <данные изъяты> Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На основании данной нормы права жилищная комиссия ДВРПСО МЧС России отказала Кубышкину А.Б. в постановке на очередь для получения служебного жилого помещения. Кубышкин А.Б. с решением жилищной комиссии был ознакомлен и согласен, о чем свидетельствует его личная подпись в протоколе заседания жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России № 5 от 23 ноября 2010 года. Нарушения жилищных прав Кубышкина А.Б. не имеется. ДВРПСО МЧС России обеспечивает жилыми помещениями спасателей не тех, которые могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилья в связи с их недостаточной обеспеченностью жилыми помещениями, а тех спасателей, которые вообще жилья не имеют. Выслушав пояснения истца Кубышкина А.Б., представителей ответчика государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Саливон К. А., Денеко С. В., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке. Условия предоставления жилых помещений спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований организаций определяются трудовым договором (контрактом). В соответствии со статьей 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 ЖК РФ). Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (статья 104 ЖК РФ). Как видно из вышеуказанных положений действующего законодательства основанием для предоставления служебного жилого помещения является установление необходимости проживания в жилом помещении по месту работы в связи с трудовыми отношениями. Служебное жилое помещение в обязательном порядке предоставляется тем категориям граждан, которые определены в соответствии с действующим законодательством. Служебное жилое помещение может быть предоставлено при наличии у гражданина в собственности жилого помещения не в том населенном пункте, в котором предоставляется служебное жилое помещение. Суд предлагал ответчику ДВРПСО МЧС России представить доказательства, подтверждающие наличие в распоряжении ДВРПСО МЧС России служебного жилья, то есть включения жилья в число служебного в порядке, предусмотренном правилами отнесения жилья к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42. Таких доказательств предоставлено не было. Судом установлено, что приказом № от 15 февраля 2010 года по государственному учреждению «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Кубышкин А.Б. принят на работу на должность спасателя. 15 февраля 2010 года Кубышкин А.Б. заключил трудовой договор с ДВРПСО МЧС России. 20 сентября 2010 года Кубышкин А.Б. направил в жилищную комиссию Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России заявление о постановке его на очередь на получение служебного жилого помещения. 23 ноября 2010 года решением жилищной комиссии Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России Кубышкину А.Б. отказано в постановке в очередь на получение служебного жилья. Мотивы отказа изложены в протоколе жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России от 23 ноября 2010 года. Кубышкину А.Б. отказано в постановке в очередь в связи с совершением им, по мнению членов жилищной комиссии, действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий с целью включения в очередь на получение служебного жилья. Действиями по ухудшению жилищных условий жилищная комиссия посчитала оформление 26 августа 2010 года отчуждения Кубышкиным А.Б. по договору дарения в пользу <данные изъяты> принадлежащей ему 1/3 доли в собственности на жилой дом <данные изъяты> кв.м.), находящийся в <адрес>. В ДВРПСО МЧС России создана и действует жилищная комиссия, которая в соответствии с пп. 3.1. и 3.3. положения «О жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России» осуществляет рассмотрение, прием заявлений сотрудников отряда о предоставлении жилья, а также ведет их учет и очередность. Как следует из содержания вышеуказанных пунктов положения «О жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России», а также п. 2.1. положения задачей деятельности жилищной комиссии является также рассмотрение заявлений сотрудников отряда о предоставлении жилья и улучшении жилищных условий. Особые условия обеспечения Кубышкина А.Б. жильем трудовым договором с ним не предусмотрены. В соответствии с положениями коллективного договора ДВРПСО МЧС России (п. 7.5) жилищное обеспечение в ДВРПСО МЧС России предусматривает: - очередность на получение жилой площади работникам и распределение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий осуществляется работодателем совместно с профкомом; - профком может вносить предложения об улучшении жилищных условий работников ГУ «ДВРПСО МЧС России»; - администрация ведет делопроизводство, необходимое для учета и распределения жилых помещений, рабочим органом при решении жилищных вопросов является жилищная комиссия ГУ «ДВРПСО МЧС России», состоящая из представителей администрации и профсоюза, созданная на паритетной основе; - предоставление жилых помещений производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 года и другими нормативными актами действующего законодательства. Как видно из положений действующего законодательства для предоставления служебного жилья не требуется постановка в очередь нуждающихся в предоставлении жилья. Требуется лишь установление факта отнесения лица к категории граждан, обеспечиваемых служебным жильем, и факта отсутствия жилого помещения в населенном пункте по месту работы. Ведение же учета очередников для обеспечения жильем и оценка нуждаемости в предоставлении жилья предусмотрены при предоставлении жилья в социальный наем. Поскольку в ДВРПСО МЧС России создана и функционирует жилищная комиссия, спасатели не отнесены к категории лиц, которым в обязательном порядке предоставляется служебное жилье, в своей деятельности при оценке нуждаемости в предоставлении жилья спасателям жилищная комиссия ДВРПСО МЧС России обязана была руководствоваться положениями действующего законодательства о предоставлении жилья в социальный наем. В МЧС России принята и исполняется ведомственная программа «Обеспечение жильем военнослужащих войск гражданской обороны, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей и федеральных государственных гражданских служащих МЧС России на 2008-2010 годы» (МЧС2008/ВП-01), утвержденная министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Целью указанной программы является обеспечение жильем спасателей МЧС России, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Жилье предоставляется для постоянного проживания. Предусмотрены денежные средства для обеспечения спасателей жильем. При этом не указано, что спасатели обеспечиваются служебным жильем. В соответствии с ч. 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы (статья 50 ЖК РФ). Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (статья 51 ЖК РФ): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Судом установлено, что Кубышкин А.Б. зарегистрирован в настоящий момент по месту жительства в жилом помещении в <адрес> В указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства и являются правообладателями (собственниками, членами семьи собственников): Кубышкин А.Б., Кубышкин С.А., Кубышкин Н.А., <данные изъяты>., <данные изъяты> <данные изъяты>., <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Общая площадь жилого помещения в <адрес> - 36,8 кв.м. Обеспеченность жилыми помещениями составляет 36,8/9 = 4,08 кв.м. на человека. В соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 19 июля 2005 года № 109 «О муниципальном жилищном фонде городского округа «Город Хабаровск» учетная норма площади жилого помещения в г. Хабаровске установлена в размере 12 квадратных метров и менее общей площади жилого помещения на 1 человека, для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В Хабаровском муниципальном районе действующим нормативным правовым актом органов местного самоуправления уровня муниципального района учетная норма жилья не установлена. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Учитывая, что распоряжение Кубышкиным А.Б. долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение в <адрес> путем ее дарения не повлияло на наличие или отсутствие основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий (само по себе не сделало норму обеспеченности Кубышкина А.Б. жилым помещением ниже учетной), то неправомерно рассматривать распоряжение Кубышкиным А.Б. долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение как совершение намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий. При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 23 ноября 2010 года об отказе в постановке Кубышкина Андрея Борисовича в очередь на получение жилого помещения подлежит признанию незаконным и подлежащим отмене. За Кубышкиным А.Б. подлежит признанию право на включение в очередь на получение жилого помещения в государственном учреждении «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» с 23 ноября 2010 года, так как Кубышкин А.Б. обеспечен жилым помещением ниже учетной нормы предоставления жилья. Сведений о наличии у Кубышкина А.Б. прав на жилое помещение помимо прав на жилое помещение в <адрес>, в материалы дела не предоставлено. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Кубышкина А.Б. к государственному учреждению «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным и подлежащим отмене решения жилищной комиссии государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 23 ноября 2010 года об отказе в постановке Кубышкина А.Б. в очередь на получение жилого помещения, признании за Кубышкиным А.Б. права на включение в очередь на получение жилого помещения удовлетворить. Признать незаконным и подлежащим отмене решения жилищной комиссии государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 23 ноября 2010 года об отказе в постановке Кубышкина А.Б. в очередь на получение жилого помещения. Признать за Кубышкиным А.Б. право на включение в очередь на получение жилого помещения в государственном учреждении «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» с 23 ноября 2010 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.С. Хальчицкий Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2011 года.