Дело № 2-755/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Хабаровск 20 июня 2011 г. Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе: единолично судьи Хальчицкого А.С., при секретаре Дунаевой А.Г., с участием: - истца Подшивалова А.Г., - представителей ответчика государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Саливон К.А., Денеко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Подшивалова А.Г. к государственному учреждению «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным и подлежащим отмене решения жилищной комиссии государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 23 ноября 2010 года об отказе в предоставлении Подшивалову А.Г. жилого помещения, признании за Подшиваловым А.Г. права на получение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Подшивалов А.Г. обратился в суд с заявлением к государственному учреждению «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным и подлежащим отмене решения жилищной комиссии государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 23 ноября 2010 года об отказе в предоставлении Подшивалову А.Г. жилого помещения, признании за Подшиваловым А.Г. права на получение жилого помещения. Свои заявленные требования мотивировал следующим. Приказом № от 20 августа 2002 года по государственному учреждению «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ДВРПСО МЧС России) Подшивалов А.Г. принят на работу на должность спасателя. 20 августа 2002 года Подшивалов А.Г. заключил трудовой договор с ДВРПСО МЧС России. 03 декабря 2007 года Подшивалов А.Г. направил в жилищную комиссию Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России заявление о постановке Подшивалова А.Г. в очередь на улучшение жилищных условий. 23 ноября 2010 года решением жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России отказано в предоставлении Подшивалову А.Г. служебного жилья. Мотивы отказа изложены в протоколе жилищной комиссии ДВРПСР МЧС России от 23 ноября 2010 года. Подшивалову А.Г. отказано в получении служебного жилья в связи с наличием у него жилого помещения в собственности. С данным решением жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России Подшивалов А.Г. не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно ч. 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Юридический адрес ДВРПСО МЧС России - <адрес>. Жилье, которое имеется в собственности Подшивалова А.Г., находится в <адрес>. Иного жилья в собственности Подшивалов А.Г. не имеет. Исходя из положений ч. 1 ст. 246 ГПК РФ следует, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 ГПК РФ и другими федеральными законами. Следовательно, к делам, возникающим из публичных правоотношений, правила искового производства применяются, если не установлено иное. Данное положение распространяется и на правила оформления заявления и его подачи. Так, из положений ч. 5 ст. 251 ГПК РФ следует, что заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 данного Кодекса, которая устанавливает форму и содержание искового заявления, а также содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. Поэтому если, несмотря на неправильно избранную форму обращения в суд, соблюдены все иные требования, установленные гражданским процессуальным законодательством для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, то судья должен принять данное заявление к своему производству и рассмотреть дело по существу в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ (указанное подтверждается обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года (БВС РФ № 11. 2007)). Действительно и обратное правило. Подшиваловым А.Г. соблюдены все требования для обращения в суд по правилам искового производства. В силу статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе в порядке рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. ДВРПСО МЧС России является государственным учреждением в соответствии с учредительными документами, не являясь органом государственной власти. В связи с указанными обстоятельствами судом вынесено мотивированное определение о рассмотрении дела в порядке искового производства. В судебном заедании истец Подшивалов А.Г. свои исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил следующее. В соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке. Условия предоставления жилых помещений спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований организаций определяются трудовым договором (контрактом). Каких-либо особых условий обеспечения жильем Подшивалова А.Г. трудовым договором не предусмотрено. Площадь жилого помещения, в котором проживает Подшивалов А.Г. 33,3 кв.м. Это однокомнатная квартира. Состав семьи Подшивалова А.Г.: Подшивалов А.Г., супруга и двое детей. Несмотря на наличие жилого помещения обеспеченность жильем ниже учетной нормы. Просит учесть, что ранее он был признан нуждающимся в предоставлении жилья решением жилищной комиссии ДВРПСО МЧС Росси. Обстоятельства с того времени не изменились. В МЧС России принята и исполняется ведомственная программа «Обеспечение жильем военнослужащих войск гражданской обороны, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей и федеральных государственных гражданских служащих МЧС России на 2008-2010 годы» (МЧС2008/ВП-01), утвержденная министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Целью указанной программы является обеспечение жильем спасателей МЧС России, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Жилье предоставляется для постоянного проживания. Предусмотрены денежные средства для обеспечения спасателей жильем. При этом не указано, что спасатели обеспечиваются служебным жильем. В соответствии с ответом Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30 мая 2011 года № 5846-10-2 для выполнения ведомственной программы «Обеспечение жильем военнослужащих войск гражданской обороны, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей и федеральных гражданский служащих МЧС России в 2008-2010 годах» Департаментом инвестиций и капитального строительства в региональный центр были доведены лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования на строительство 120 квартирного жилого дома в <адрес>. Финансирование было получено по следующим целевым статьям: 05011020401003310 - 45864,9 тыс. рублей - построено 17 квартир для служебного пользования военнослужащими, 05011020402003310 - 198130,542 тыс. рублей, построено 73 квартиры для постоянного проживания военнослужащих, 05011020501003310 - 49074,004 тыс. рублей, построено 20 квартир для служебного пользования сотрудниками федеральной противопожарной службы, 05011040804003310 - 22680,0 тыс. рублей - построено 10 служебных квартир для спасателей. Вместе с тем, в соответствии с Приказом Минфина России от 25 декабря 2008 года № 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации», действовавшим в период исполнения ведомственной программы, коды бюджетной классификации, по которым выделялись денежные средства, не свидетельствуют о том, что спасателям денежные средства выделялись на приобретение служебного жилья, в отличие от военнослужащих. Представители ответчика государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Саливон К. А., Денеко С. В. в судебном заседании исковые требования не признали по следующим основаниям. Подшивалов А.Г. является спасателем ДВРПСО МЧС России и назначен на должность приказом № 170 от 20 августа 2002 года. 22 января 2008 года Подшивалов А.Г. подал в жилищную комиссию ДВРПСО МЧС России заявление и все необходимые документы для включения его в очередь на получение служебного жилья. В своем исковом заявлении Подшивалов А.Г. указывает, что документы были поданы 03 декабря 2007 года, что не соответствует действительности, так как датой получения документов является дата, указанная на входящем штампе ДВРПСО МЧС России, то есть 22 января 2008 года. Подшивалов А.Г. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>. Квартира находится в общей долевой собственности Подшивалова А.Г. и Подшиваловой О.В. (по 1/2 доли). 23 ноября 2010 года на заседании жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России Подшивалову А.Г. было отказано в предоставлении служебного жилья, так как он имеет право собственности на объект недвижимости, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 26 октября 2010 года №. В соответствии с ч. 2 статьи 104 ЖК РФ категории работников (служащих), которым должно предоставляться служебное жилье, определяются нормативными актами органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующий жилой фонд. Однако ЖК РФ и другие нормативные правовые акты не предусматривают обязанности всех государственных и муниципальных организаций обеспечить служебным жилым помещением всех нуждающихся работников. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность работодателя ДВРПСО МЧС России обеспечивать спасателей служебным жильем. Такая обязанность не закреплена ни в трудовом договоре с Подшиваловым А.Г. ни в коллективном трудовом договоре. Таким образом, предоставление служебного жилья - это право, а не обязанность работодателя. Однако в ДВРПСО создана и действует жилищная комиссия, которая в соответствии с пп. 3.1. и 3.3. положения «О жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России» осуществляет рассмотрение, прием заявлений сотрудников отряда о предоставлении служебного жилья, а также ведет их учет и очередность. ДРПСО МЧС России при принятии решения о предоставлении служебных жилых помещений руководствуется требованиями ЖК РФ. ДВРПСО МЧС России предоставляет служебные жилые помещения по мере возможности, в случае наличия таких квартир, лицам, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, то есть лицам вообще не обеспеченным жилыми помещениями. В соответствии с ч. 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ДК РФ основаниям гражданам. Не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. ДВРПСО МЧС России находится на территории <адрес>. Но все спасателя отряда проживают за пределами <адрес>. У ДВРПСО МЧС России нет возможности предоставлять служебные жилые помещения нуждающимся спасателям в <адрес>. Служебные жилые помещения при их наличии у ДВРПСО МЧС России предоставляются спасателям в г. Хабаровске. Предоставление служебных квартир, расположенных в административном центре - г. Хабаровске, а не в <адрес> по месту работы спасателей, не противоречит положениям жилищного законодательства Российской Федерации. Подшивалов А.Г. в своем заявлении указывает, что он имеет в собственности жилое помещение, расположенное в г. Хабаровске, но не имеет жилья в <адрес>. Однако на балансе ДВРПСО МЧС России жилых помещений (квартир), зарегистрированных на территории <адрес> не числится, что подтверждается бухгалтерской справкой ответчика. То есть ДВРПСО МЧС России не может предоставить Подшивалову А.Г. квартиру в <адрес> по причине ее отсутствия. Руководство ДВРПСО МЧС России обеспечило своевременное прибытие своих сотрудников, в том числе, спасателей на работу, предоставив служебный автобус. Подшивалов А.Г. проживает в <адрес>. Данная улица расположена в непосредственной близости от места дислокации ДВРПСО МЧС России в <адрес> и время прибытия Подшивалова А.Г. до места работы составляет несколько минут. Нарушения жилищных прав Подшивалова А.Г. не имеется. ДВРПСО МЧС России обеспечивает жилыми помещениями спасателей не тех, которые могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилья в связи с их недостаточной обеспеченностью жилыми помещениями, а тех спасателей, которые вообще жилья не имеют. Выслушав пояснения истца Подшивалова А.Г., представителей ответчика государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Саливон К. А., Денеко С. В., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке. Условия предоставления жилых помещений спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований организаций определяются трудовым договором (контрактом). В соответствии со статьей 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 ЖК РФ). Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (статья 104 ЖК РФ). Как видно из вышеуказанных положений действующего законодательства основанием для предоставления служебного жилого помещения является установление необходимости проживания в жилом помещении по месту работы в связи с трудовыми отношениями. Служебное жилое помещение в обязательном порядке предоставляется тем категориям граждан, которые определены в соответствии с действующим законодательством. Служебное жилое помещение может быть предоставлено при наличии у гражданина в собственности жилого помещения не в том населенном пункте, в котором предоставляется служебное жилое помещение. Суд предлагал ответчику ДВРПСО МЧС России представить доказательства, подтверждающие наличие в распоряжении ДВРПСО МЧС России служебного жилья, то есть включения жилья в число служебного в порядке, предусмотренном правилами отнесения жилья к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №. Таких доказательств предоставлено не было. Судом установлено, что приказом № от 20 августа 2002 года по государственному учреждению «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ДВРПСО МЧС России) Подшивалов А.Г. принят на работу на должность спасателя. 20 августа 2002 года Подшивалов А.Г. заключил трудовой договор с ДВРПСО МЧС России. Подшивалов А.Г. направил в жилищную комиссию Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России заявление о постановке Подшивалова А.Г. в очередь на улучшение жилищных условий. Как следует из представленных документов, Подшивалов А.Г. был поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии от 19 марта 2008 года. При этом на момент постановки в очередь на улучшение жилищных условий Подшивалов А.Г. уже имел в собственности и проживал в квартире в <адрес>, что было учтено жилищной комиссией. 23 ноября 2010 года решением жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России отказано в предоставлении Подшивалову А.Г. служебного жилья. Мотивы отказа изложены в протоколе жилищной комиссии ДВРПСР МЧС России от 23 ноября 2010 года. Подшивалову А.Г. отказано в получении служебного жилья в связи с наличием у него жилого помещения в собственности в <адрес>. В ДВРПСО МЧС России создана и действует жилищная комиссия, которая в соответствии с пп. 3.1. и 3.3. положения «О жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России» осуществляет рассмотрение, прием заявлений сотрудников отряда о предоставлении жилья, а также ведет их учет и очередность. Как следует из содержания вышеуказанных пунктов положения «О жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России», а также п. 2.1. положения задачей деятельности жилищной комиссии является также рассмотрение заявлений сотрудников отряда о предоставлении жилья и улучшении жилищных условий. Особые условия обеспечения Подшивалова А.Г. жильем трудовым договором с ним не предусмотрены. В соответствии с положениями коллективного договора ДВРПСО МЧС России (п. 7.5) жилищное обеспечение в ДВРПСО МЧС России предусматривает: - очередность на получение жилой площади работникам и распределение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий осуществляется работодателем совместно с профкомом; - профком может вносить предложения об улучшении жилищных условий работников ГУ «ДВРПСО МЧС России»; - администрация ведет делопроизводство, необходимое для учета и распределения жилых помещений, рабочим органом при решении жилищных вопросов является жилищная комиссия ГУ «ДВРПСО МЧС России», состоящая из представителей администрации и профсоюза, созданная на паритетной основе; - предоставление жилых помещений производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 года и другими нормативными актами действующего законодательства. Как видно из положений действующего законодательства для предоставления служебного жилья не требуется постановка в очередь нуждающихся в предоставлении жилья. Требуется лишь установление факта отнесения лица к категории граждан, обеспечиваемых служебным жильем, и факта отсутствия жилого помещения в населенном пункте по месту работы. Ведение же учета очередников для обеспечения жильем и оценка нуждаемости в предоставлении жилья предусмотрены при предоставлении жилья в социальный наем. Поскольку в ДВРПСО МЧС России создана и функционирует жилищная комиссия, спасатели не отнесены к категории лиц, которым в обязательном порядке предоставляется служебное жилье, в своей деятельности при оценке нуждаемости в предоставлении жилья спасателям жилищная комиссия ДВРПСО МЧС России обязана была руководствоваться положениями действующего законодательства о предоставлении жилья в социальный наем. В МЧС России принята и исполняется ведомственная программа «Обеспечение жильем военнослужащих войск гражданской обороны, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей и федеральных государственных гражданских служащих МЧС России на 2008-2010 годы» (МЧС2008/ВП-01), утвержденная министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Целью указанной программы является обеспечение жильем спасателей МЧС России, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Жилье предоставляется для постоянного проживания. Предусмотрены денежные средства для обеспечения спасателей жильем. При этом не указано, что спасатели обеспечиваются служебным жильем. В соответствии с ч. 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы (статья 50 ЖК РФ). Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (статья 51 ЖК РФ): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Судом установлено, что на момент постановки в очередь на улучшение жилищных условий и в настоящий момент Подшивалов А.Г. проживал в квартире в <адрес> общей площадью 33, 3 кв.м., находящейся в общей долевой собственности Подшивалова А.Г. и его супруги. Состав семьи Подшивалова А.Г. в настоящий момент: Подшивалов А.Г., супруга Подшивалова О.В., дочь Подшивалова В.А., дочь Подшивалова З.А. Указанные лица зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении в квартире в <адрес>. Обеспеченность жилыми помещениями составляет 33,3/4 = 8,32 кв.м. на человека. Подшивалов А.Г. обеспечен жилым помещением ниже учетной нормы. В соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 19 июля 2005 года № 109 «О муниципальном жилищном фонде городского округа «Город Хабаровск» учетная норма площади жилого помещения в г. Хабаровске установлена в размере 12 квадратных метров и менее общей площади жилого помещения на 1 человека, для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В Хабаровском муниципальном районе действующим нормативным правовым актом органов местного самоуправления уровня муниципального района учетная норма жилья не установлена. При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 23 ноября 2010 года об отказе в предоставлении Подшивалову А.Г. жилого помещения подлежит признанию незаконным и подлежащим отмене. За Подшиваловым А.Г. подлежит признанию право на получение жилого помещения в государственном учреждении «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в порядке очередности с учетом даты постановки на очередь 19 марта 2008 года. Сведений о наличии у Подшивалова А.Г. и членов его семьи прав на жилое помещение помимо прав на жилое помещение в <адрес>, в материалы дела не предоставлено. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Подшивалова А.Г. к государственному учреждению «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным и подлежащим отмене решения жилищной комиссии государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 23 ноября 2010 года об отказе в предоставлении Подшивалову А.Г. жилого помещения, признании за Подшиваловым А.Г. права на получение жилого помещения удовлетворить. Признать незаконным и подлежащим отмене решения жилищной комиссии государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 23 ноября 2010 года об отказе в предоставлении Подшивалову А.Г. жилого помещения. Признать за Подшиваловым А.Г. право на получение жилого помещения в государственном учреждении «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в порядке очередности с учетом даты постановки на очередь 19 марта 2008 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.С. Хальчицкий Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2011 года.