о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием



Дело № 2 - 31/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Хабаровск        27 июня 2011 г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края,

в составе единолично судьи Константиновой М.Г.

при секретаре Ляпиной И.А.

с участием представителя истца Крылова П.Д.

ответчика Байдакова М.А.

представителя ответчика Кравченко К.А.

третьего лица Галстяна А.Э.

третьего лица Зеленина С.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галстяна А.Э. к Байдакову М.А. о возмещении убытков, причиненных дорожно-транспортным происшествием,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о возмещении убытков, причиненных дорожно-транспортным происшествием, ссылаясь на то, что 16.06.2010г. в 17-30 водитель Зеленин С.Ю., управляя рейсовым автобусом марки ДЭУ, государственный регистрационный знак № ***** двигался по ул. Большая, со стороны ул. Лазо в сторону ул. Вяземская, и в районе дома 87 по ул. Большая, неверно выбрав дистанцию, допустил столкновение с автомобилем марки Тойота Лексус-570, государственный регистрационный знак № *****, который двигался в попутном направлении впереди автобуса. В результате ДТП автомобилю Тойота Лексус-570 причинены значительные механические повреждения задней части автомобиля.

Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя Зеленина С.Ю., установленной постановлением об административном правонарушении ч.1 ст. 12.15. КоАП РФ в отношении Зеленина С.Ю.

Владельцем и страхователем автобуса ДЭУ, государственный регистрационный знак № ***** является Байдаков М.А.. Водитель автобуса Зеленин С.Ю. осуществлял управление транспортным средством на основании выданного путевого листа и является работником по найму.

Автомобиль Тойота Лексус-570 государственный номер № ***** принадлежит Галстяну А.Э. на праве собственности, водитель Галстян А.Э. является его братом и управлял автомобилем Тойота Лексус-570 по доверенности.

По договору ОСАГО страховщик виновника ДТП страховая компания «Ингосстрах» выплатила страховое возмещение 120000 руб.

Всего стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила 618579,50 руб.

На основании статей 15, 1064, 1079, 1072 Гражданского кодекса РФ, просит взыскать с ответчика Байдакова М.А. в пользу истца Галстяна А.Э., с учетом уточнения исковых требований, в счет возмещения убытков причиненных дорожно-транспортным происшествием стоимость восстановительного ремонта автомобиля 498579 руб. 50 коп., величину утраты товарной стоимости автомобиля 205132 руб. 20 коп., затраты на проведение экспертиз 3000 руб. и 2550 руб., судебные расходы - суммы уплаченной государственной пошлины 9542,25 руб. и 3676,82 руб., всего на сумму 722480,77 руб.

В судебном заседании представитель истца Крылов П.Д. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Ответчик Байдаков М.А. и его представитель Кравченко К.А. иск признали частично. Ответчик в судебном заседании и в письменных возражениях признал факт дорожно-транспортного происшествия и свою обязанность, как собственника источника повышенной опасности, по возмещению ущерба, причиненного его работником Зелениным С.Ю. Ответчик не согласен с размером исковых требований, так как замена рамы автомобиля не обусловлена характером причиненных повреждений, и, следовательно, не требуется. Истцом не обоснована необходимость замены рамы поврежденного автомобиля. В г. Хабаровске имеются станции технического обслуживания автомобилей, которые имеют соответствующие документы, разрешающие осуществлять кузовной ремонт в части ремонта рамы автомобилей, в частности автосервис «Триада» ИП Подойницына. Рама поврежденного автомобиля состоит из большого количества элементов, каждый из которых имеет свой номер. Данное обстоятельство является доказательством того, что не требуется приобретать полностью раму в случае необходимости ремонта одного из её элементов. В частности, согласно общей схеме рамы автомобиля LexusLX-570 задняя траверса, получившая деформацию в результате дорожно-транспортного происшествия, имеет номер 51209С. Код указанного элемента по каталогу автозапчастей Тойота - 51209-60200. В организации, в которой была получена информация, стоимость задней траверсы в г. Хабаровске по состоянию на 03.11.2010 г. составляет 29551,50 руб. Это опровергает доводы истца о необходимости приобретения новой рамы автомобиля. Оценка утраты товарной стоимости автомобиля произведена преждевременно, так как до настоящего времени не проведен ремонт автомобиля.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Галстян А.Э. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Зеленин С.Ю. признал факт совершения дорожно-транспортного происшествия.

Эксперт АНО «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы Рыбалкин А.А., разъясняя свои заключения по настоящему делу, пояснил, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля зависит от стоимости на рынке Российской Федерации запасных частей в тот или иной период. Он исследовал рынок в одно время, предыдущее заключение давалось специалистами в 2009 году. То есть возможно, что в 2009 году какие-то запасные части стоили дороже, чем на период, когда он проводил исследования. В 2009 году был официально прекращен выпуск автомобилей Toyota в США и закрыт сборочный завод. Объявление об этом было сделано и по телевидению. С этого момента автомобиль Toyota именно американской сборки, к которым относится и автомобиль истца, не выпускается и не поставляется на рынок автомобилей. Он лично звонил официальным дилерам в Иркутск, в Новосибирск, в Санкт-Петербург, в Москву, информации о заводе-изготовителе представить не смогли. Должен быть специализированный стенд с контролем сварки рамы. Данных стендов нет ни в Хабаровске, ни в Приморье. По этому вопросу он также созванивался со специалистами из Новосибирска и Москвы. У них также данные работы не делаются. Так как автомобиль находится на гарантийном обслуживании, то сразу было предложено заменить раму, так как это гораздо дешевле. Раму нужно поставить на стенд, закрепить, разварить по 8-ми точкам, рассоединить все поперечные и все продольные лонжероны, выварить заднюю траверсу, подготовить все 8 пазов передних, задних и центральных траверс для дополнительной сварки, потом на установленном стенде с контролем геометрии все это сваривать. Должен быть именно специализированный стенд именно для работ с рамами. В Российской Федерации таких стендов нет. Два таких стенды есть в Санкт-Петербурге, но эти стенды работают с автомобилями финской сборки. На автомобили американской сборки они не рассчитаны. И имеется подобный стенд и в Новосибирске. Но все они подходят к автомобилям ToyotaLexus иного производства, нежели американского. Автомобили Lexus американского производства, японского производства, финского производства абсолютно разные между собой, а в частности у всех у них разная рама, имеет разную конфигурацию, разные ребра жесткости, разную диагональ. Стенд выпускают под конкретный завод изготовитель. На таком стенде можно починить автомобиль только этой партии, остальные же нет. Замена задней траверсы в условиях ремонтных предприятий г. Хабаровска возможна с разрешения завода-изготовителя, так как при проведении ремонтных работ автомобиль автоматически снимается с гарантии. Если работы выполнены на гарантийной станции технического обслуживания, то автомобиль с гарантии не снимается, если нет, то с гарантии он снимается.

Величина утраты товарной стоимости автомобиля не учитывалась при определении суммы восстановительного ремонта автомобиля. В отличие от восстановительного ремонта, утрата товарной стоимости - это изменение стоимости данного транспортного средства на рынке. Утрата товарной стоимости компенсирует убыток стоимости восстановительного ремонта с учетом понижения на физический износ. Он указывал утрату товарной стоимости на замену рамы, то есть рама фактически там не учитывалась. Если бы был произведен ремонт рамы, то утрата товарной стоимости выросла бы на порядок, что компенсировало бы ремонт данной рамы. В первом заключении указан ущерб, причиненный владельцу - а это фактическая стоимость восстановительного ремонта, за минусом физического износа деталей на момент его определения, то есть на основании нормативно-справочной литературы. А утрата товарной стоимости - это уменьшение рыночной стоимости данного автомобиля за счет величины механических повреждений после аварийных или иных физических воздействий.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что 16.06.2010г. в 17-30 водитель Зеленин С.Ю., управляя рейсовым автобусом марки ДЭУ, государственный регистрационный знак № ***** двигался по ул. Большая, со стороны ул. Лазо в сторону ул. Вяземская в г. Хабаровске, и в районе дома 87 по ул. Большая, неверно выбрав дистанцию, допустил столкновение с автомобилем марки Тойота Лексус-570, государственный регистрационный знак № *****, который двигался в попутном направлении впереди автобуса. Эти обстоятельства подтверждаются постановлением об административном правонарушении от 16.06.2010 г. в отношении Зеленина С.Ю. по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, справкой о ДТП, объяснениями водителей зеленина С.Ю. и Галстяна А.Э., схемой ДТП (л.д.57-61).

Как следует из паспорта транспортного средства автомобиля LexusLX 570 государственный регистрационный знак № *****, 2008 года выпуска, договора купли-продажи, автомобиль принадлежит на праве собственности Галстяну А.Э. (л.д.25,70). Водитель Галстян А.Э. управлял автомобилем по доверенности (л.д.26).

Как следует из материала ДТП (л.д.57-61), Зеленин М.Ю. управлял автомобилем ДЭУ БС 106 № *****, принадлежащим на праве собственности ответчику Байдакову М.А. Эти обстоятельства ответчик признал в судебном заседании.

Согласно акта осмотра транспортного средства от 23.06.2010 г., у автомобиля LexusLX 570 государственный регистрационный знак № ***** повреждена рама - деформирована задняя траверса (л.д.16-17).

Согласно справок ООО СТО HYNDAI, ООО «Автомир Хабаровск», замена задней траверсы автомобиля LexusLX 570 государственный регистрационный знак № ***** связана со снятием, установкой и нарушением целостности несущей рамы. Произведение данного вида работ возможно только в условиях завода-изготовителя (л.д.22-23).

Отчетом об оценке эксперта РЭОЦ «Вымпел» от 08.09.2010 г.установлено, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля LexusLX 570 государственный регистрационный знак № ***** составляет 751225,15 руб., в том числе стоимость рамы автомобиля составляет 560717,30 руб. (л.д.9-15).

За проведение диагностики геометрии кузова автомобиля LexusLX 570 государственный регистрационный знак № ***** Галстяном А.Э. уплачено 3000 руб., что подтверждается заказ-нарядом от 29.06.2010 г. (л.д.27)

По договору ОСАГО страховая компания «Ингосстрах» выплатила Галстяну А.Э. страховое возмещение 120000 руб. (л.д.24)

Справкой ООО «Автомир Хабаровск» подтверждается, что автомобиль LexusLX 570 государственный регистрационный знак № ***** находится на гарантийном и сервисном обслуживании с октября 2008 года (л.д.69).

Согласно заключения эксперта АНО «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы» от 31.03.2011 года № 1409/2-10, проведенного на основании определения суда о назначении судебной экспертизы, по вопросам, сформулированным лицами, участвующими в деле, с момента дорожно-транспортного происшествия 16.06.2010 г. автомобиль автомобиля LexusLX 570 государственный регистрационный знак № ***** получил 26 повреждений деталей и элементов конструкции кузова, в том числе траверса задняя рамы автомобиля имеет деформацию с загибом металла и повреждением сварочных стыков. Район повреждения задней траверсы рамы автомобиля полностью совпадает с районом повреждений других элементов кузова автомобиля и механизм их образования полностью совпадает по характеру повреждений. Повреждения задней траверсы были образованы единомоментно. При исследовании рынка услуг установлено, что провести работы по замене задней траверсы предприятиями занимающимися ремонтом и обслуживанием автомобилей Лексус практически невозможно. Экспертом для принятия данного решения исследован рынок и проведены устные беседы с мастерами приемщиками специализированных ремонтных мастерских по всей территории России, в частности в городах Владивостоке, Хабаровске, Иркутске, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве. На всех предприятиях отсутствует специализированный стенд для проведения сварочных работ на раме автомобиля, также отсутствует база геометрических параметров сборочного завода в США. При определении стоимости восстановительного ремонта и при принятии решения о восстановлении или замене элементов ТС необходимо руководствоваться ремонтной технологией производителя. При проведении ремонтных работ ТС находящегося на гарантийном обслуживании, экспертом должны быть учтены затраты на восстановление ТС до такого состояния, которое отвечает требования предприятия-изготовителя для восстановления им гарантийных обязательств. В результате проведенных исследований установлено, что комплексный ремонт рамы в условиях ремонта в предприятиях России с заменой задней траверсы невозможен и требуется замена рамы в сборе.

Под восстановительным ремонтом понимается комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые ТС имело до повреждения.

Стоимость подлежащей замене рамы автомобиля в сборе составляет 434620,08 руб. всего стоимость восстановительного ремонта ТС LexusLX 570 государственный регистрационный знак № ***** составляет 618579,50 руб. (л.д.107-120).

Согласно экспертного заключения от 31.03.2011 г. № 33-2011 АНО «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы», величина утраты товарной стоимости автомобиля LexusLX 570 государственный регистрационный знак № *****, получившего повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия имевшего место ДД.ММ.ГГГГ составляет 205132,20 руб. (л.д.189-195).

За определение величины утраты товарной стоимости автомобиля истец уплатил экспертному учреждению 2550 руб. (договор, акт, квитанция на л.д. 197-199).

При подаче иска и дополнений к нему истцом уплачена государственная пошлина 9542,25 руб. и 3676,82 руб. (л.д.4,188).

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 1064 п. 1 ГК РФ, вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии со ст. 1072 ГК РФ, гражданин, застраховавший свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ, граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.

Согласно ст. 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при причинении вреда имуществу одного потерпевшего предусмотрена максимальная сумма страховой выплаты 120000 руб.

Источником повышенной опасности, принадлежащим на праве собственности ответчику Байдакову М.А., причинен вред имуществу истца Галстяна А.Э. - автомобилю LexusLX 570 государственный регистрационный знак № *****. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля - 618579,50 руб. Страховой компанией потерпевшему Галстяну А.Э. выплачено максимальное страховое возмещение 120 000 руб. Разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба составила 498579,50 руб., указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.

Необходимость замены рамы автомобиля и невозможность её ремонта без замены достоверно установлена из заключения эксперта и пояснений эксперта в судебном заседании. В судебном заседании не получено доказательств возможности ремонта рамы автомобиля с соблюдением требований предприятия-изготовителя для восстановления им гарантийных обязательств в отношении автомобиля.

В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2005г. (по гражданским делам), утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. Утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

В судебном заседании эксперт пояснил, что утрата товарной стоимости автомобиля не учтена при определении стоимости восстановительного ремонта автомобиля, поэтому, в силу ст. 15 ГК РФ, величина утраты товарной стоимости автомобиля 205132,20 руб. подлежит взысканию с ответчика.

В силу требований ст. 88,94,98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию затраты на проведение экспертиз 3000 руб. и 2550 руб., а также государственная пошлина, которая, пропорционально удовлетворенных судом исковых требований, составляет 10292,61 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Галстяна А.Э. к Байдакову М.А. о возмещении убытков, причиненных дорожно-транспортным происшествием, удовлетворить частично.

Взыскать с Байдакова М.А. в пользу Галстяна А.Э. в счет возмещения убытков причиненных дорожно-транспортным происшествием, стоимость восстановительного ремонта автомобиля 498579 руб. 50 коп., величину утраты товарной стоимости автомобиля 205132 руб. 20 коп., затраты на проведение экспертиз 3000 руб. и 2550 руб., судебные расходы 10292 руб. 61 коп., всего 719554 руб. 31 коп.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края.

Мотивированное решение суда составлено 01.07.2011 г.

     Судья                                    М.Г. Константинова