РЕШЕНИЕ 06 июля 2011г. г. Хабаровск Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе единолично судьи Кожевниковой Н.Ф., при секретаре Дейковой А.В., с участием: представителя истца Васильевой Н.В., представителя ответчика Солодянкина Г.Н., представителей третьих лиц Сироткина А.Ф., Леоновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского района, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Хабаровского муниципального района о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, автодороги 8 км. федеральной автодороги «Восток» - п. Горького, возложении обязанности по устранению нарушений, УСТАНОВИЛ: Прокурор Хабаровского района, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Хабаровский районный суд с заявлением к администрации Хабаровского муниципального района о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, автодороги 8 км. федеральной автодороги «Восток» - п. Горького, возложении обязанности по устранению нарушений. Требования мотивированы следующим. Проведенной проверкой исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что на межселенной территории Хабаровского района, имеется дорога протяженностью 2900 - 3000 м, ведущая от 8км автодороги федеральной автодороги «Восток» до п. Горького в г.Хабаровске, которая на большем протяжении - 2000 м. расположена по территории Хабаровского района. Собственник указанного участка дороги отсутствует; нормативное содержание ее не обеспечивается. Автодорога 8км федеральной автодороги «Восток» - п. Горького в настоящее время не имеет собственника, т.е.является бесхозяйным имуществом. Несмотря на то, что указанная автодорога располагается вне границ населенных пунктов в границах Хабаровского муниципального района администрацией Хабаровского муниципального района мер к постановке на учет бесхозяйного имущества в соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ не принято. Согласно указанной норме Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. На момент проверки такое заявление в Управление Росреестра по Хабаровскому краю администрацией Хабаровского муниципального района нe направлено. Указанное обстоятельство повлекло ненадлежащее содержание указанной автодороги, отсутствие договора на эксплуатацию и техническое обслуживание. В настоящее время автомобильная дорога не соответствует ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Просят признать незаконным бездействие администрации Хабаровского муниципального района по непринятию мер по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества автодороги 8км федеральной автодороги «Восток» - п.Горького; а также возложить на администрацию Хабаровского муниципального района обязанность в срок до 01.08.2011 обратиться с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества автодороги 8км федеральной автодороги «Восток» - п.Горького в Управление Росреестра по Хабаровскому краю и ЕАО. По ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация городского округа «Город Хабаровск», а также Министерство имущественных отношений Хабаровского края. В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского района Васильева Н.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Представитель органа, чьё бездействие обжалуется - администрации Хабаровского муниципального района по доверенности Солодянкин Г.Н. требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, где ими указывается следующее. Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона № Х57-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Таким образом, в муниципальной собственности Хабаровского муниципального района могут находиться дороги, не имеющие федерального, регионального или межмуниципального значения, не являющиеся местными и частными автомобильными дорогами. Указанный участок дороги находится на территории двух муниципальных образований - городского округа «Город Хабаровск» и Хабаровского муниципального района. Следовательно, спорный объект следует относить к дорогам межмуниципального значения. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем, спорный объект может находиться только в собственности Хабаровского края. Также полагают, что если указанный участок дороги не соответствует требованиям, утвержденных стандартов для объектов недвижимости «дорога», он не может считаться таковым. Актом ОГИБДД МОБ ОВД по Хабаровскому муниципальному району от 06.05.2011 зафиксировано, что спорный объект требованиям ГОСТ Р50597-93 не соответствует. Следовательно, спорная дорога не может рассматриваться в качестве объекта недвижимости «дорога». В соответствии с нормами ГК РФ объект недвижимости является целым и неделимым. Учитывая, что спорный объект проходит по территориям двух муниципальных образований - Хабаровского муниципального района и городского округа «Город Хабаровск», соединяется с федеральной автомагистралью «Восток», выделение из него части, проходящей только по территории Хабаровского муниципального района, является невозможным. В противном случае это будет противоречить понятию объекта недвижимости. Просят в удовлетворении требований отказать. Представитель третьего лица - Министерства имущественных отношений Хабаровского края Леонова Н.В. в судебном заседании пояснила, что из выписки краевого имущества следует, что спорная дорога в реестре краевого имущества никогда не состояла. Следовательно, данная дорога в собственности края никогда не была. Автомобильные дороги включаются в перечень автомобильных дорог межмуниципального значения в установленном порядке. Сначала дорогу необходимо поставить на учет как бесхозяйную, затем оформить в собственность. Уже после этого муниципальный орган должен подать заявление в Министерство промышленности, транспорта и связи, после чего указанное Министерство подает эти сведения им и перечень обновляют. Представитель третьего лица - администрации городского округа «Город Хабаровск» Сироткин А.Ф. пояснил, что из схемы Железнодорожного района г. Хабаровска следует, что часть спорной дороги является ул. Новая п. Горький, которая входит в границы города и обслуживается городом. Бесхозяйным является участок дороги от 8 км. федеральной автодороги «Восток» до границы п. Горького. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд признает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу положений пункта 8 ст. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ….» от 08. 11. 2007г. № 257, критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (п. 10). Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 мая 2007 г. N 100-пр «О перечне автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» утвержден Перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Хабаровского края и Перечень автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Хабаровского края, подлежащих передаче в собственность муниципальных образований края. Материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что на межселенной территории Хабаровского района, имеется дорога протяженностью 2900 - 3000 м, ведущая от 8км автодороги федеральной автодороги «Восток» до п. Горького в г. Хабаровске, которая на большем протяжении - 2000 м. расположена по территории Хабаровского района. Собственник указанного участка дороги отсутствует; нормативное содержание его не обеспечивается. Автодорога 8км федеральной автодороги «Восток» - п. Горького в настоящее время не имеет собственника, в реестре краевого государственного имущества не значится, что подтверждается сообщением Министерства имущественных отношений Хабаровского края, т.е. является бесхозяйным имуществом. В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 мая 2007 г. N 100-пр «О перечне автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» автодорога 8км федеральной автодороги «Восток» - п. Горького не вошла ни в один из перечней автомобильных дорог. Вместе с тем, пунктом 5.4 постановления от 17 мая 2007 г. N 100-пр главам муниципальных образований края рекомендовано выявить все находящиеся на территории муниципальных образований края бесхозяйные автомобильные дороги и принять меры, предусмотренные действующим законодательством, по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные автомобильные дороги для последующей постановки на баланс муниципальных образований края или передачи указанных автомобильных дорог в собственность Хабаровского края согласно классификации автомобильных дорог. По результатам обследования состояния дороги, проведенного специалистом дорожной инспекции ГИБДД ОВД по Хабаровскому муниципальному району 05.05.2011 установлено, что указанная выше автомобильная дорога не соответствует ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». На всем протяжении 2000 метров (проложенных по территории Хабаровского района) наблюдаются необратимые процессы разрушения дорожной одежды и обочин. На всем протяжении наблюдаются повреждения (выбоины) на проезжей части. Наличие повреждений, просадок на обочине, занижение обочин относительно проезжей части. На всем протяжении наблюдаются раскрытые необработанные трещины на покрытии. Наличие древесно - кустарниковой растительности на обочинах, откосах и в полосе отвода. Разрушение конструкции водопропускных сооружений. Наличие посторонних предметов на проезжей части. На всем протяжении автодороги отсутствуют технические средства регулирования дорожного движения (знаки, горизонтальная разметка, сигнальные столбики). Согласно п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения поселения. Согласно ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.93 № 221, предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Доводы ответчика о том, что указанная дорога должна быть отнесена к межмуниципальной и должна быть учтена, как собственность субъекта Хабаровского края, не являются основанием к отказу в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку на момент рассмотрения дела спорная дорога в установленном законом порядке не включена в перечень автомобильных дорог межмуниципального значения. Учитывая данные обстоятельства, у суда имеются законные основания для удовлетворения заявленных Прокурором Хабаровского района требований, поскольку в судебном заседании подтверждено бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, автодороги 8 км. федеральной автодороги «Восток» - п. Горького. Данное бездействие ущемляет интересы неопределенного круга лиц, поскольку дорога общего пользования используется широким кругом граждан. При данных обстоятельствах бездействие администрации Хабаровского муниципального района влечет невозможность ее безопасной эксплуатации, создает предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни и здоровью граждан, ущерба имуществу, нарушает права граждан на обеспечение безопасного дорожного движения. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования прокурора Хабаровского района, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Хабаровского муниципального района о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, автодороги 8 км. федеральной автодороги «Восток» - п. Горького, возложении обязанности по устранению нарушений, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Хабаровского муниципального района выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, автодороги 8 км. федеральной автодороги «Восток» - п. Горького. Возложить обязанность на администрацию администрации Хабаровского муниципального района в срок до 01. 08. 2011г. обратиться с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества автодороги 8 км. федеральной автодороги «Восток» - п. Горького в управление Росреестра по Хабаровскому краю и ЕАО. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Хабаровский районный суд. Судья Н.Ф. Кожевникова Мотивированное решение принято 11. 07. 2011г.