2-684/2011 о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с приобретением жилья по государственному жилищному сертификату



Дело № 2-684/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                                                                                                 27 июня 2011 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Хальчицкого А.С.,

при секретаре Дунаевой А.Г.

с участием:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах Российской Федерации, федерального государственного учреждения «Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации к Аджяну М.Т., Аджян Е.Н., Аджян Л.М., Щеголеву П.Ю. о признании утратившими право пользования жилым помещением.

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, федерального государственного учреждения «Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации к Аджяну М.Т., Аджян Е.Н., Аджян Л.М., Щеголеву П.Ю. о выселении из жилого помещения <адрес> без предоставления другого жилья.

Свои исковые требования прокурор мотивировал следующим.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, в целях реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 г.г., входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, имеют право на получение государственного жилищного сертификата. Участие в программе добровольное.

На время прохождения военной службы по контракту в войсковой части Аджян М.Т. был обеспечен служебным жилым помещением по месту прохождения службы, на состав семьи из трех человек, по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 г., Аджян М.Т. при увольнении с военной службы изъявил желание участвовать в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» федеральной целевой программы «Жилище». Все члены семьи Аджяна М.Т. в добровольном порядке дали согласие на участие в этой программе, были ознакомлены с условиями ее реализации и заключили письменное обязательство об освобождении занимаемой жилой площади по адресу: <адрес>, после реализации государственного жилищного сертификата и приобретения в собственность жилого помещения.

Согласно условиям подпрограммы, 25 марта 2010 г. Аджян М.Т. от Министерства обороны Российской Федерации получил государственный жилищный сертификат на сумму <данные изъяты> рублей для приобретения жилья на семью в составе 3 человека (жена - Аджян Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Аджян Л.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения).

Как установлено федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты», срок действия сертификата составляет 9 месяцев с момента его выдачи, указываемого в сертификате. Моментом выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов. Следовательно, срок действия выданного сертификата истек 25 декабря 2010 г.

Согласно свидетельству о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданному ГУ Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области № от ДД.ММ.ГГГГ, государственный жилищный сертификат был реализован 30 апреля 2010 г. путём приобретения квартиры в <адрес>.

Из изложенного следует, что государственное обязательство в отношении Аджяна М.Т. и членов его семьи выполнено в полном объеме.

Квартира по адресу: <адрес> является жилым ведомственным фондом МО РФ и находится на балансе Анастасьевской КЭЧ.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Аджян М.Т. уволен с военной службы приказом начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений, граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

В квартире по адресу: <адрес>, до настоящего времени проживают Аджян М.Т., Аджян Е.Н., Аджян Л.М., Щеголев П.Ю. Требования об освобождении занимаемого жилого помещения названные лица выполнять отказываются.

Несмотря на то, что данное жилое помещение предоставлено Аджяну М.Т. ФГУ «Анастасьевская КЭЧ района» Минобороны России в качестве служебного жилья, члены его семьи продолжают незаконно удерживать данное жилое помещение, нарушая, тем самым, права и охраняемые законом интересы необеспеченных жильем военнослужащих ВС РФ, а также имущественные интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находится упомянутое жилое помещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. ФГУ «Анастасьевская КЭЧ района» Минобороны России является воинским учреждением, которое входит в состав Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации. Имущество, состоящее на балансе (в оперативном управлении) ФГУ «Анастасьевская КЭЧ района» Минобороны России, является федеральной собственностью. Согласно разъяснениям Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, имущество Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является собственностью Российской федерации и находится лишь на правах хозяйственного ведения и оперативного управления в воинских частях и военных организациях. Таким образом, прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в интересах ФГУ «Анастасьевская КЭЧ района» Минобороны России, как воинского учреждения, о возмещении причиненного ответчиками имущественного ущерба.

Принимая во внимание изложенное, на основании ст. ст. 93, 103, ст.153, 155 ЖК РФ, ст. ст. 309, 310 ГК РФ, а также требований постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года, ст. 45 ч.1 ГПК РФ и ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», военный прокурор просил выселить Аджяна М.Т., Аджян Е.Н., Аджян Л.М., Щеголева П.Ю. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>-<адрес> без предоставлению другого жилого помещения.

В ходе судебного разбирательства истец военный прокурор Хабаровского гарнизона уточнили исковые требования. Просил признать Аджяна М.Т., Аджян Е.Н., Аджян Л.М., Щеголева П.Ю. утратившими право пользования жилым помещением в связи с фактическим непроживанием в указанном жилом помещении, приобретением другого жилого помещения по государственному жилищному сертификату и не сдачей спорного жилого помещения квартирным органам Министерства обороны Российской Федерации.

Уточнение исковых требований принято судом к производству.

О времени и месте судебного заседания истец военный прокурор Хабаровского гарнизона уведомлен надлежащим образом. Представителя в судебное заседание не направил, о причинах ненаправления представителя не сообщил.

В силу положений ч. 3 статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца по заявленным исковым требованиям.

Лицо, в чьих интересах военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд с иском, ФГУ «Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представителя в судебное заседание не направило, о причинах ненаправления представителя не сообщило.

Ответчики Аджян М.Т., Аджян Е.Ю., Аджян Л.М., Щеголев П.Ю. в судебное заседание не явились. Извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по последнему известному месту жительства - месту регистрации. Почтовые отправления возвратились в связи с непроживнием адресатов.

В соответствии со статьей 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.

Учитывая, что после уточнения исковых требований прокурором, дело относится к категории дел, по которым действующим законодательством не предусмотрено обязательное участие прокурора, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело без извещения о времени и месте судебного заседания прокурора Хабаровского района.

Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования к Аджяну М.Т., Аджян Е.Н., Аджян Л.М., Щеголеву П.Ю. утратившими право пользования жилым помещением подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что жилые помещения, расположенные в закрытом военном городке Вооруженных Сил Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации № 752-р от 01 июня 2000 года), закреплены на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение квартира, расположенная по адресу: <адрес>, было предоставлено Аджяну М.Т. на состав семьи: Аджян М.Т., Аджян Е.М. Аджян Л.М., Щеголев П.Ю. в служебный наем, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Аджяном М.Т. с ФГУ «Анастасьевская КЭЧ района Министерства обороны Российской Федерации». При этом жилое помещение было предоставлено Аджяну М.Т. именно в связи с прохождением военной службы. Аджян М.Т. относился к категории лиц, которым в соответствии с законом может быть предоставлено служебное жилье.

В жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> вселились и фактически проживали Аджян М.Т., Аджян Е.М., Аджян Л.М., Щеголев П.Ю.

Жилое помещение квартира, расположенная по адресу: <адрес>, включено в число служебных Постановлением Главы администрации Хабаровского района от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Таким образом, фактически между Аджяном М.Т. (нанимателем) и ФГУ «Анастасьевская КЭЧ района» Минобороны России (наймодателем) заключен договор найма служебного жилого помещения.

При этом, следует отметить, что поскольку правоотношения по найму спорного жилого помещения у Аджяна М.Т. возникли в 2009 году, к ним неприменимы положения статьи 94 ЖК РСФСР.

Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Аджян М.Т. уволен с военной службы приказом начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений, граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

Щеголев П.Ю. изначально вселялся в спорное жилое помещение не на самостоятельном праве, а на праве производном от права Аджяна М.Т., как член семьи Аджяна М.Т. Раздел служебного жилья не допускается.

Право члена семьи нанимателя служебного жилого помещения сугубо производно от прав нанимателя, самостоятельных прав они не приобретают и в силу положений ч. 5 статьи 100 и ч. 2, 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии с правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 года (п. 30), граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семей на праве общей собственности, под роспись уведомляются, что сертификат будет выдан им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность. Граждане - участники подпрограммы, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, под роспись уведомляются, что сертификат будет выдан им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство освободить и сдать занимаемое жилое помещение. Указанное Постановление действовало на момент приобретения и реализации Аджяном М.Т. государственного жилищного сертификата.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 07 июля 2007 года № ВКПИ04-64 отказано в признании недействующим п.1 Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 12 ноября 1999 года N 534, в части, касающейся права военнослужащего на выбор места жительства при оформлении государственного жилищного сертификата без учета мнения членов семьи.

При этом Верховный Суд Российской Федерации указал следующее. Поскольку оспариваемая Инструкция содержит нормы, исключающие возможность получения государственного жилищного сертификата без согласия членов семьи военнослужащего, она, вопреки утверждению заявителя, не нарушает их прав на жилище и выбор места жительства.

Что же касается п.1 Инструкции о том, что для включения в списки кандидатов на получение сертификатов военнослужащие подают в порядке подчиненности рапорт установленной формы (приложение N 2 к Инструкции), в котором указывают, что с условиями участия в президентской программе "Государственные жилищные сертификаты" ознакомлены и обязуются их выполнять, а также согласны на исключение из очереди на улучшение жилищных условий после реализации государственного жилищного сертификата, то он с учетом вышеизложенного не влечет нарушение прав членов семьи военнослужащего.

Положениями раздела 4 федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» предусмотрено, что участие в программе является добровольным.

Судом установлено, что Аджян М.Т. получил государственный жилищный сертификат серии УВ , выданный ДД.ММ.ГГГГ, с правом на субсидию в размере <данные изъяты> рублей на состав семьи из трех человек. Аджян М.Т. сертификат реализовал, приобрел жилое помещение в г. Хабаровске.

Аджян М.Т., Аджян Е.Н., Аджян Л.М. подписывали обязательство о сдаче жилья совместно с членами семьи. В соответствии с этими обязательствами ответчики в 2-месячный срок с даты приобретения ими жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата обязуются освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Указанные обязательства ответчиками не выполнены в установленный срок. Ответчики не сняты с регистрационного учета.

Факт продажи жилого помещения не меняет обязательств Аджяна М.Т. и членов его семьи вытекающих из участия в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты».

Наступление срока освобождения жилья при участии в программе государственные жилищные сертификаты влечет прекращение права пользования жилым помещением, предоставленным в связи с прохождением военной службы.

В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом.

В соответствии со статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, иными законами, гражданин обязан освободить жилое помещение. Если гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает жилое помещение он подлежит выселению по требованию собственника (иного уполномоченного лица).

В случае выезда нанимателя и членов его семьи из жилого помещения и не снятии с регистрационного учета, такие лица подлежат признанию утратившими право пользования жилым помещением.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:      

Исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах Российской Федерации, федерального государственного учреждения «Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации к Аджяну М.Т., Аджян Е.Н., Аджян Л.М., Щеголеву П.Ю. о признании утратившим право пользования жилым помещением <адрес> удовлетворить.

Признать Аджяна М.Т., Аджян Е.Н., Аджян Л.М., Щеголева П.Ю. утратившими прав пользования жилым помещением <адрес>

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в кассационном порядке через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                               А.С.Хальчицкий

Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2011 года