2-807/2011 об обязании оборудовать убойно-санитарный пункт для убоя скота



Дело № 2-807/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                                                                                             20 июня 2011 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Хальчицкого А.С.,

при секретаре Дунаевой А.Г.,

с участием:

- представителя истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора - старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Моисеенко Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Восточное» о возложении обязанности оборудовать убойную площадку для убоя скота,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Восточное» о возложении обязанности оборудовать убойно-санитарный пункт для убоя скота.

Свои исковые требования мотивировал следующим.

В результате проведенной проверки установлено, что основными видами деятельности ООО «Восточное» является заготовка, переработка сельхозпродукции, мясомолочной, животноводческой, птицеводческой продукции. Молочная продукция, получаемая от животноводческой деятельности, реализуется в торговую сеть <адрес> и других населенных пунктов.

Животноводческая деятельность включает в себя необходимость производства убоя скота в целях вынужденного убоя больного и травмированного скота. Кроме того, животноводческая деятельность сопровождается случаями падежа скота, мертворождения при отеле, абортирования плода. Продукты убоя и падежа скота образуют биологические отходы.

При непосредственной проверке правил содержания крупного рогатого скота в ООО «Восточное» установлено, что убой животных, в том числе вынужденный (больных и выбракованных животных) производится непосредственно в коровнике, в антисанитарных условиях в нарушение п. 10.5 ныне действующих «Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе», утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27.12.78 года, согласно которым убой скота производится на убойно-санитарном пункте, состоящем из убойного отделения, в котором предусматривается помещение для убоя, камера охлаждения и временного хранения туш, помещение для посола и временного хранения кожсырья, а также утилизационное отделение, состоящее из вскрывочной и утилизационной.

Соблюдение указанных требований направлено на исключение возможности заражения инфекционными заболеваниями содержащегося в коровнике продуктивного молочного стада, а также возможности обсеменения различными возбудителями получаемой в результате убоя мясной продукции, и как следствие на недопущение заболевания населения, использующего в пищу мясную и молочную продукцию.

Молочная продукция ООО «Восточное» реализуется различным хозяйствующим субъектам.

     Выявленные нарушения создают реальную угрозу распространения различных заразных и массовых незаразных, в том числе инфекционных заболеваний, опасных для жизни и здоровья людей, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Согласно статье 11 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений
осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и услуг.

В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.

    Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для переработки продуктов животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Обстоятельства несоблюдения ООО «Восточное» требований ветеринарно-санитарных правил подтверждаются заключениями специалиста - главного государственного ветеринарного инспектора Хабаровского района, материалами прокурорской проверки.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Следовательно, право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.

Более того, право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду - это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов - ст. 1 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

При этом частью 1 ст. 1 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации, требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации ООО «Восточное» обязанностей возложенных на них законодательством Российской Федерации и на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья и медицинскую помощь. Бездействие ООО «Восточное» нарушает права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Данное обстоятельство обуславливает возможность прокурора в порядке ч.1 ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов данных лиц.

На основании ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Просит возложить обязанности на ООО «Восточное» оборудовать убойно-санитарный пункт для убоя скота.

В ходе судебного разбирательства представитель истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора старший помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Моисеенко Е.О. исковые требования уточнила, просит возложить обязанность на ООО «Восточное» оборудовать убойную площадку для убоя скота. Уточнение исковых требований принято судом к производству.

В судебном заседании представитель истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора старший помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Моисеенко Е.О. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Дала пояснения аналогичные доводам заявления. Срок для выполнения ответчиком своей обязанности прокурор просил определить на усмотрение суда.

Ответчик общество с ограниченной ответственностью «Восточное» извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представителя в судебное заседание не направил, о причинах не направления представителя не сообщил. Свою позицию по делу не высказал, рассмотреть дело в отсутствие представителя не просил.

Представителю истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора старшему помощнику Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Моисеенко Е.О. разъяснены положения действующего гражданского процессуального законодательства о заочном производстве, статья 233 ГПК РФ.

Представитель истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора старший помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Моисеенко Е.О. не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Судом вынесено мотивированное определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения представителя истца старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Моисеенко Е.О., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в безвозмездном пользовании ООО «Восточное» находится сельскохозяйственная техника и поголовье крупного рогатого скота, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается договором «О передаче краевого государственного имущества в безвозмездное пользование» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-30).

Животноводческая деятельность включает в себя необходимость производства убоя скота в целях вынужденного убоя больного и травмированного скота. Кроме того, животноводческая деятельность сопровождается случаями падежа скота, мертворождения при отеле, абортирования плода. Продукты убоя и падежа скота образуют биологические отходы.

Убой животных в ООО «Восточное» производится непосредственно в коровнике, в антисанитарных условиях.

Факт отсутствия убойной площадки подтверждается информационной справкой от 21.032011г. КГУ «Хабаровская районная станция по борьбе с болезнями животных» (л.д.7).

В соответствии со ст.18 Закона РФ от 14.05.1993г. № 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.

Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:

осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;

соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;

предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;

до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;

соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;

выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Согласно ст.11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии с п.10.5 действующих Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР и заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 27 декабря 1978 г., убойно-санитарный пункт состоит из убойного отделения, в котором предусматриваются помещение для убоя, камера охлаждения и временного хранения туш, помещение для посола и временного хранения кожсырья, а также утилизационное отделение, состоящее из вскрывочной и утилизационной.

При расположении комплекса в зоне обслуживания завода по производству мясокостной муки убойно-санитарный пункт предусматривается без утилизационного отделения.

Строится убойно-санитарный пункт на комплексах на 800 и более коров.

Вынужденный убой животных на комплексах с поголовьем менее 800 коров осуществляется на общехозяйственном убойно-санитарном пункте или убойной площадке.

На комплексах с содержанием до 800 коров при отсутствии в непосредственной близости от них заводов по производству мясокостной муки для утилизации трупов предусматривается за пределами ограждения комплексов трупосжигательная печь или утилизацию трупов проводят в общехозяйственном убойно-санитарном пункте.

           Как видно из материалов дела в ООО «Восточное» осталось менее 800 коров.

Таким образом животноводческий комплекс, расположенный в <адрес>, представляет собой имущественный комплекс где содержится крупный рогатый скот.

ООО «Восточное» обязано оборудовать убойную площадку, поскольку является комплексом по производству молока, поголовье стада менее 800 коров.

Ответчиком суду не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении санитарного законодательства.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы- нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1 Федерального закона Российской Федерации «О санитрно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (статья 2 вышеуказанного закона).

Статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О ветеринарии» предусмотрено, что государственный ветеринарный надзор направлен на разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства, надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил.

Таким образом, действующие ветеринарно-санитарные правила обязательны для исполнения.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает разумным срок для оборудования убойной площадки - 31 октября 2011 года.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушениеприобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:      

Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Восточное» о возложении обязанности оборудовать убойную площадку для убоя скота удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Восточное» обязанность оборудовать убойную площадку для убоя скота, отвечающую требованиям Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1978г. в срок до 31 октября 2011 года.

Ответчик в праве подать в Хабаровский районный суд заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии судебного решения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в кассационном порядке через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.

Судья                                                                                                                         А.С.Хальчицкий

Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2011 года