2-1056/2011 о возложении обязанности разработать и утвердить проект зон санитарной охраны



               Дело № 2-1056/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                                                                                                           24 июня 2011 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Хальчицкого А.С.,

при секретаре Дунаевой А.Г.,

с участием:

- представителя истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора - помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Зверевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Краснореченское» о возложении обязанности разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на используемые обществом водозаборные скважины,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Краснореченское» о возложении обязанности разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на используемые обществом водозаборные скважины, расположенные на территории Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района, в том числе, в <адрес> (скважины №№ ,,,), <адрес> (скважина ) в срок до 01 апреля 2012 года.

Свои исковые требования мотивировал следующим.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Краснореченское» природоохранного законодательства, в ходе, которой в деятельности данного общества выявлены нарушения закона.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Частью 1 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации).

          В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В части 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм» установлены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - Санитарные правила 2.1.4.1110-02).

Согласно п. 1.4 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пункт 1.6 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

В соответствии с пунктом 1.12 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Пунктом 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).

Вместе с тем Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки установлено, что ООО «Краснореченское» осуществляет забор воды из пяти подземных водозаборных скважин, расположенных на территории Хабаровского муниципального района, Корсаковского сельского поселения, в том числе в <адрес> (скважины №№ , , , ), <адрес> (скважина ).

Проекты зон санитарной охраны на используемые ООО «Краснореченское» водозаборные скважины, расположенные на территории Хабаровского муниципального района, Корсаковского сельского поселения, в том числе в <адрес> не разработаны, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не утверждены, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось, что является нарушением требований вышеуказанного законодательства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Следовательно, право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.

Более того, право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду - это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов - ст. 1 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды".

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.

Невыполнение ООО «Краснореченское» требований указанного законодательства нарушает права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, поскольку ООО «Краснореченское» обеспечивая, в силу своей деятельности население питьевой водой обязано, создать и обеспечить режим в зоне санитарной охраны, во избежание загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Таким образом, ООО «Краснореченское» обязано разработать и утвердить в установленном порядке проект зон санитарной охраны, тем самым обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

При этом частью 1 ст. 1 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации, требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации юридическими лицами обязанностей, возложенных на них федеральными законами, и на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

На основании ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления по спорам, возникающих из экологических правоотношений.

В судебном заседании помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Зверева А.И. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просила суд обязать ответчика в срок до 01.04.2012 года устранить выявленные нарушения, разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на используемые обществом водозаборные скважины.

Ответчик общество с ограниченной ответственностью «Краснореченское» извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представителя в судебное заседание не направил, о причинах не направления представителя не сообщил. В материалах дела имеется заявление представителя ООО «Краснореченское» Мельника В.М. о рассмотрении дела в отсутствии представителя, против удовлетворения требований Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора не возражает.

Выслушав пояснения представителя истца помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Зверевой А.И., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ООО «Краснореченское» осуществляет забор воды из пяти подземных водозаборных скважин, расположенных на территории Хабаровского муниципального района, Корсаковского сельского поселения, в том числе в <адрес> (скважины №№ , , , ), <адрес> (скважина ). Скважины находятся в пользовании ООО «Краснореченское» на основании заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ с Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района. Скважины используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.

Проекты зон санитарной охраны на используемые ООО «Краснореченское» водозаборные скважины, расположенные на территории Хабаровского муниципального района, Корсаковского сельского поселения, в том числе в <адрес> не разработаны, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не утверждены, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось.

В силу ст. ст.11 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

-разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

-осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

-проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

-своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

-иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

-осуществлять гигиеническое обучение работников.

В части 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм» установлены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - Санитарные правила 2.1.4.1110-02).

Согласно п. 1.4 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной Принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пункт 1.6 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

В соответствии с пунктом 1.12 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Пунктом 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).

Таким образом, ООО «Краснореченское» обязано разработать и утвердить в установленном порядке проект зон санитарной охраны, тем самым обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также на охрану здоровья.

Ответчиком суду не представлены доказательства, свидетельствующие о разработке и утверждении проекта зон санитарной охраны на используемые обществом водозаборные скважины, в связи с чем заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает разумным срок для разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны на используемые обществом водозаборные скважины - 01 апреля 2012 года, как просит истец.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушениеприобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:      

Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Краснореченское» о возложении обязанности разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на используемые обществом водозаборные скважины удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Краснореченское» обязанность разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на используемые обществом водозаборные скважины, расположенные на территории Хабаровского муниципального района, Корсаковского сельского поселения, в том числе в <адрес> (скважины №№ ,,), <адрес> (скважина ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                          А.С.Хальчицкий

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2011 года